Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Тема 5. Философия человека и проблема сознания




Тема 5. Философия человека и проблема сознания

 

1 Человек как предмет философского анализа. Образы человека в истории культуры.

2. Проблема антропогенеза в современной философии и науке.

3. Человек как биосоциальное существо. Соотношение природного и социального в человеке.

4. Проблема свободы в жизни человека. Свобода и отчуждение.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. Как бы вы определили: что такое человек? Какое из качеств человека является определяющим?

2. Каковы перспективы существования человека, изменяются ли его природа и сущность?

3. В чем смысл существования человека в мире?

Темы рефератов

1. Образ человека в восточной и западной культурных традициях.

2. Проблема «богочеловечества» в русской религиозной философии.

3. Концепция человека в классическом и неклассическом психоанализе.

4. Становление человечества как проблема.

5. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

6. Человек как космопланетарный феномен.

7. Проблема смысла жизни человека.

8. Феномен «жизни после смерти» и его интерпретации.

9. Свобода как ценность человеческого бытия.

10. Игра как феномен бытия человека.

11. Концепция «человека массы» Х. Ортеги-и-Гассета.

12. Концепция человека Э. Фромма.

Литература

1. Вязовкин В.С. Бытие и мышление: Учеб. пособие. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000.

2. Макаров Е М Проблема человека в истории философской мысли. –М., 1986.

3. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

4. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

 

 

Основные положения темы

1. Бытие человека представляет собой синтез всех известных в наши дни в религии, философии и науке основных способов его существования: природного, социального и духовного. Оно является, выражаясь образно, сверх-, или суперсложным объектом исследования, прежде всего, для современной науки и философии. Частные проявления и свойства человека изучают естественные и гуманитарные науки (биология, медицина, психология, социология и др.). Наука исследует человека как относительно самостоятельный предмет, рассматриваемый под разными углами зрения. В отличие от конкретных наук, философия всегда стремилась к постижению целостности человека, руководствовалась представлением о том, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире и раскрыть смысл человеческого бытия. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией. Оно зародилось в древности и приобрело особую актуальность в современной духовной ситуации.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, прояснение конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет: место человека в мире и его отношение к миру; анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности; каково в нем соотношение биологического и социального; что такое человек как личность; какова структура личности; в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

Сущностные, универсальные характеристики человеческого бытия философия выражает в системе предельно общих понятий – категорий:

Понятие «человек» является одним из самых сложных, загадочных и «неуловимых» для его точного определения в силу уникальности и многообразия человеческого бытия. Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens. Он представляет собой двойственное по природе биосоциальное существо, принадлежащее одновременно миру природы и общества.

2 – 3. Имеются серьезные основания полагать, что сущность человека социальна, что она имеет конкретно-исторический характер и, по выражению К. Маркса, представлена совокупностью общественных отношений. Говоря иначе, сущность человека зависит от типа общества и содержания эпохи. Следует иметь в виду, что в современной философии – экзистенциализме, фрейдизме - обосновываются прямо противоположные представления о духовной и природной сущности человека. Определяющим условием становления человека и в историческом развитии (антропосоциогенезе), и в процессе социализации индивида является деятельность, прежде всего, труд. Именно деятельность выступает специфически человеческим способом бытия, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в это же время творит самого себя. Поэтому понятие «человек» не может быть раскрыто вне исторического развития общества и изучения структуры его деятельности. Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, триединство духа, души и тела.

Бытие духовного реализуется как духовный мир, духовная деятельность человека и общества в виде индивидуализированного духовного начала (субъективный дух) и внеиндивидуального духовного начала (объективный дух). Способы осмысления духовного бытия в различных культурных традициях и философских концепциях связаны с использованием таких основных понятий, как дух, душа, духовность, психика, разум, мышление, сознание. В современной европейской философии сложилась традиция рассматривать в качестве ключевой категории духовного бытия понятие «сознание». Его содержание вобрало множество значений. Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию деятельности и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека.

4. Человек – существо сознательное, и это уникальное и во многом очень загадочное свойство отличает его образ жизни от образа жизни всех других живых существ. Человек способен осознавать себя, т.е. выделять и отличать от окружающей среды, осмысливать, оценивать, контролировать, ставить перед собой разнообразные цели и планировать их достижение. Проявления сознания человека и общества многообразны: научное открытие, предвидения-прогнозы, юмор, смех, любовь, гордость, подлость, хитрость, глупость и т.д. Сознание проявляется также в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, вины, радости и др. В любых своих проявлениях сознание всегда связано с бытием, и очень часто есть не что иное, как осознание бытия.

Важнейшей характеристикой сущности человеческого бытия является степень его свободы. Свобода – это возможность и способность человека выбирать по своему желанию и в соответствии с собственной волей формы жизнедеятельности. Важно обратить внимание на то, что свободное поведение человека не может являться следствием внутреннего или внешнего принуждения. Свобода человека и общества всегда исторична и относительна. Абсолютной свободы не бывает.

Противоположным свободе состоянием человека выступает отчуждение. Отчуждением называется процесс превращения деятельности человека и ее результатов в такую самостоятельную и подавляющую, господствующую над человеком и чуждую ему силу, которая ведет к «обесчеловечиванию» личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.