Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы эргономической программы проектирования интерьера




 

Качество нашей жизни во многом зависит от того, как организована среда нашего обитания. Среда обитания – это и жилище, и место нашей работы, и магазин, и многие другие места в которых мы бываем. Наш образ жизни и уровень жизни во многом зависит от того, что именно представляют собой эти места, насколько они организованы и продуманы. В американском сборнике «Человеческий фактор» приводится фрагмент эргономической программы предназначенной для архитекторов и дизайнеров интерьера. Речь здесь идет о конкретных методах получения достоверной информации и обстоятельствах, которые этому сопутствуют. Описание достаточно подробно, изобилует интересными деталями и представляет большой интерес. Важно также и то, что этот пример раскрывает некоторые особенности эргономики как проектного инструмента.

Эргономическая программа включает две группы исследовательских методов, которые представляют различные способы ответов на проектные вопросы. Первая группа – методы прямого контакта, позволит вам определить, как заказчики и потребители ответили бы на вопросы, поставленные в эргономической программе. Они также дают характеристику деятельности и индивидуального поведения, наряду с характеристикой площадей и помещений, в которых они осуществляются. Вторая группа, - социокультурные методы, является такой же основой для проведения исследований, как и методы прямого контакта. Эти методы дают много информации о субъективном опыте отдельных лиц: их интересах, позициях, восприятиях и системе ценностей.

Перед реализацией методов исследования на практике следует подготовить план исследований и предпринять предварительный выезд на предполагаемый объект изучения, с целью попытаться предвидеть дальнейшие проблемы.

Основные вопросы:

- Правильно ли выбран объект изучения и поможет ли он достичь вам своих информационных целей?

- Будет ли объект доступен для вас?

- Какие ограничения будут наложены па нашу деятельность?

- В какой мере ваше присутствие будет влиять на ситуацию?

- Если объектом изучения является сооружение, то какие лица и виды деятельности наилучшим образом помогут вам понять ежедневно происходящие в нем события?

- Если объектом изучения является среда обитания, то какие семьи, сословия, интересы, виды деятельности, улицы и группы перемещающихся людей должны вы изучить?

- Будет ли неопределенность в том, что именно следует наблюдать и кого именно опрашивать?

- Какую подготовку должны иметь наблюдатели, интервьюеры и координаторы исследовательской работы?

- Следует ли провести предварительное исследование?

 

1. Первая группа методов – методы прямого контакта.

Здесь можно выделить следующие методы:

1.1. Систематические наблюдения. Наблюдения являются наилучшим видом подготовительной работы для выяснения потребностей и характера деятельности потребителя. При выполнении программы наблюдений вы изучаете деятельность потребителей и среду их обитания, используя записи, фотографии и схемы для регистрации полученных данных. Рассмотренные ниже три вопроса помогут вам осуществить свою программу исследований:

- Каковы общие особенности ситуации?

- Какие виды деятельности потребителя должны приниматься во внимание в дизайн-программе?

- Как выглядят альтернативные проекты?

1.2. Анализ деятельности. Иногда вы можете ответить на вопросы, только располагая подробной информацией о деятельности потребителей.

Каким пользователям сооружений должно быть уделено особое внимание? Первый шаг в анализе деятельности заключается в определении лиц, чьи занятия должны быть рассмотрены наиболее подробно. Сюда следует включить пользователей, подвергающихся постоянным и длительным нагрузкам, - рабочих, служащих, персонал аварийных служб, полицейских, одиноких людей. Подробно может быть рассмотрена деятельность, вызывающая усталость и скуку: секретарей-машинисток, прикованных к постели инвалидов, студентов, военнослужащих, операторов компьютеров, работников быстрого обслуживания в заведениях общественного питания, чертежников, операторов копирующих и множительных машин. В вашей работе вы можете учесть и тех потребителей, которые могут растеряться или прийти в замешательство: путешественников, попавших в непривычную обстановку, людей, находящихся в чрезвычайных обстоятельствах или кризисных ситуациях, иностранцев и лиц, подверженных биохимическому воздействию – например, при приеме лекарств. Другую категорию могут состав­лять люди, эмоционально не способные обходиться без совершенно спроектированной среды обитания, - пожилые люди, дети и взрослые, не способные к обучению, лица с неустойчивой психикой и душевными заболеваниями.

Некоторые лица нуждаются в специальном внимании из-за физических недостатков, влияющих на зрение, речь или координацию движений. Некоторые лица будут отобраны вследствие напряженной ситуации, созданной условиями работы или ответственными производственными заданиями. Лица, особенно важные для организации, могут быть выделены специально, чтобы подчеркнуть, что их интересы и потребности имеют первостепенное значение. Списки лиц, занятия которых должны быть подвергнуты анализу, могут быть очень многочисленными.

Какие из занятий пользователей особенно важны? Даже простые движения инвалидов (хождение, захватывание различных предметов, протягивание руки, сидение) требуют самого пристального внимания. Для этих людей даже такие обыденные действия, как купание в ванне, приготовление пищи или отправка письма, могут представлять задачу большой сложности. С другой стороны, ежедневные рутинные действия нянь больничных палат, секретарей-машинисток, ученых-исследователей и техников могут также требовать тщательного изучения. Определенным видам деятельности требуется уделять внимание из-за особенностей здания, например длинные коридоры, многопролетные лестницы, участки совместного пользования, теснота, плохо организованные эксплуатационные службы и опасные зоны. Повышенное внимание должно быть уделено тем видам деятельности, которые вызывают стресс, усталость, скуку или растерянность, а также сложным, трудоемким или ответственным должностным обязанностям. Недостаточная поддержка таких видов деятельности неблагоприятно влияет на удобство, удовлетворение потребностей и производительность.

Каковы важнейшие соотношения между потребителями, их занятиями и непосредственным окружением? Выбранные вами методы и способы их применения будут зависеть от характера результатов, которые вы хотите получить.

Например, вам важно понять, как потребитель или ход событий могут повлиять на характер деятельности. Чем более конкретны результаты анализа деятельности, тем большую ценность они будут представлять. Для анализа деятельности, вам, возможно, придется охарактеризовать типы занятий, транспортных потоков и коммуникаций, с тем, чтобы выработать данные о планируемых пространствах и перемещениях между ними. Составление карт и схем потоков прекрасно отвечает этой задаче. В их основе лежат связи между графическим изображением и обозначенным числом пользователей. Хотя такая информация, представленная в табличной форме, обычно более компактна и менее трудоемка, изображения на картах и схемах более информативны.

Весьма часто целью анализа деятельности является разработка матрицы коммуникаций. Множество помещений должны иметь каналы коммуникаций, которые связывают отдельные лица и группы людей таким образом, чтобы обеспечить быструю и точную передачу и проверку информации. Это особенно важно для медицинских учреждений, образовательных центров, музеев, библиотек, правительственных и деловых ведомств, где информация должна постоянно вырабатываться, храниться, исправляться, выдаваться и обмениваться. Даже в сфере жилищного строительства, особенно при больших строительных проектах, информация может иметь ключевое значение для обеспечения удобства, сохранности, безопасности и предотвращения неправильного использования помещения. Первый шаг в создании матрицы коммуникации заключается и выявлении средств коммуникаций, таких, как – информационное табло, надписи, аппаратура связи, личные беседы, телефонные разговоры и переписка.

Последовательность различных видов деятельности пользователя часто служит руководством для планирования площадей. Последовательности событий, происходящих в помещении, должны быть описаны как можно более полно. Иногда последовательность действий может быть показана графически в виде схематизированных иллюстраций.

Рекомендуется начать исследование с предварительного посещения изучаемого объекта и попытки предусмотреть проблемы и обеспечить их наблюдение и измерение. От того, как вы подготовитесь к исследованию, выполните и зафиксируете ваши наблюдения и обработаете полученные данные, в наибольшей степени зависит успех вашей работы.

1.3. Интервью.Целью интервью является, конечно, формулировка вопросов, которые побудили бы людей дать содержательный продуманный ответ.

1.4. Исследовательская работа.Исследовательская работа создает возможность для взаимодействия участников, в результате которою предполагается получить новую информацию или дать оценку имеющейся информации. Основная задача заключается в том, чтобы собрать группу из шести-семи человек, а при необходимости дополнительные группы, чтобы обеспечить удачное сочетание опыта, точек зрения, интересов и отношения к проекту. Это помогает выявить и обсудить различные мнения о ценности полученной информации.

1.5. Анкетирование.

Искусно составленный вопросник поможет собрать информацию от большого числа людей при значительно меньших усилиях, чем требуются при некоторых других методах прямого контакта.

Однако, чтобы эта информация имела ценность, необходимо тщательно заботиться как о формулировке вопросов, так и о их постановке.

 

2. Социокультурные методы.

Основным признаком созданной среды обитания является ее социокультурное значение. Самый важный пункт эргономической программы – это результат вашей оценки социокультурного смысла вашего проекта. Социокультурные методы организованы в виде трехступенчатой последовательности, которой следует придерживаться. Цель первого шага, оценки групп, - дать обстоятельный и полный ответ на вопросы такого раздела эргономической программы, как – «Категории потребителей». Следующим шагом является изучение предпочтений выявленных групп по таким разделам программы, как «Планировка площадей», «Поверхности», «Транспортные потоки», «Организация пространства» и отдельных вопросов пункта «Соображения по поводу месторасположения». После определения групп людей, которые будут использовать запланированное помещение, и выявления их предпочтений, вы сможете продолжить ваше исследование с целью оценки позиций и привычек, определяющих мотивы этих предпочтений.

2.1. Оценка групп.Первый шаг в оценке групп заключается в классификации людей, которые будут использовать помещение, по их роли и особенностям занятий. Oрганизационные характеристики групп раскрываются в программах, политике, правилах, расписаниях и плановых документах, направляющих деятельность членов группы. Анализ содержания этих документов выявляет постоянные характеристики групп.

Сюда же входят и такие методы, как:

2.2. Оценка предпочтений.

2.3. Опенка мотивов предпочтений.

Практическое занятие по теме:

Использование принципов эргономического проектирования при решении различных проектных ситуаций по заданию преподавателя.

Время выполнения задания – 1 ч.

 

Самостоятельная работа по теме:

Использование принципов эргономического проектирования при решении различных проектных ситуаций по заданию преподавателя.

Время выполнения – 3 ч

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Золотарев А.И. Генерация идей и системные методы в дизайне. Учебно-методическое пособие. Тольятти, ТГУС, 2006.

2. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

 

Дополнительная:

1. Кристенсен Ж., Мейстер.Д., Фоули П. и др. Человеческий фактор. В 6-ти тт.-М.: Мир, 1991.

2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Возможности эргономики в повышении качества жизни в жилище.

2. Возможности эргономики в улучшении условий труда в офисе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.