Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестовая карта для выявления нарушений осанки




1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмами, болезнью ДА НЕТ
2.Голова, шея отклонены от средней линии, плечи лопатки, таз установлены несимметрично ДА НЕТ
3. Выраженная деформация грудной клетки - грудь «сапожника», «куриная» ДА НЕТ
4.Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника - шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза ДА НЕТ
5.Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) ДА НЕТ
6.Сильное выступание живота(более 2 см от грудной клетки) ДА НЕТ
7.Нарушение осей нижних конечностей (О-образные или Х-образные) ДА НЕТ
8.Неравенство треугольников талии ДА НЕТ
9.Вальгусное положение пяток или пятки(ось пятки отклонена наружу) во время стояния ДА НЕТ
10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, утиная ДА НЕТ

· Провести оценку осанки в сагиттальной плоскости по результатам измерения глубины шейного и поясничного изгибов (Руководство, стр.16-18), учитывая, что нормальные глубины изгибов для детей младшего школьного возраста колеблются в пределах 3-4 см.

· Дать рекомендации по дополнительному обследованию (у педиатра или хирурга ортопеда в случае выявления нарушений) и коррекции с помощью ЛФК и массажа. При наличии положительных ответов на пункты 3, 5, 6, 7 в тестовой карте осанки ребенок подлежит наблюдению у педиатра. Положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько) являются основанием для направления на консультацию к ортопеду.

 

3. Оценить состояние свода стопы по Штритеру и Яралову-Яралянц приложив к работе плантограмму с необходимыми расчетами и построениями (Руководство, с.15-16).

Дать рекомендации по дополнительному обследованию (у ортопеда в случае выявления нарушений) и коррекции с помощью ЛФК и массажа.

 

4. Оценка физического развития детей и подростков по комплексной схеме.

· Расчет паспортного возраста и определение возрастной группы.

Для расчета паспортного возраста необходимо из даты обследования ребенка вычесть дату рождения его. Вычисления начинают с определения количества дней, затем месяцев и лет.

Пример расчета

Дата обследования 10.04.02.

Дата рождения 18.06.92

22.09. 9

Для расчета количества дней занимаем 1 месяц -30 дней и из 40 дней вычитаем 18, получаем 22дня; для определения числа месяцев занимаем 1 год-12месяцев, прибавляем к оставшимся 3месяцам и из 15 вычитаем 6месяцев, получаем 9месяцев; для расчета числа лет из 2001 вычитаем 1992 и определяем число лет -9. Таким образом, ребенку 22 дня, 9месяцев, 9лет.

Для определения возрастной группы детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7 летним относятся дети от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней, к 8 летним - от 7лет 6 месяцев до 8лет 5 месяцев 29дней и т. д. (Руководство, стр.25-26).

Ребенку 22дня, 9месяцев, 9лет, он относится к группе 10 -летних.

· Оценка биологического возраста ребенка.

Оценка биологического возраста проводится путем сравнения показателей физического развития обследуемого ребенка со средневозрастными данными. Результаты оценки должны быть представлены в таблице (Руководство, стр.26-27).

Пример оценки биологического возраста 10 летнего мальчика.

Показатель Данные ребенка Диапазон колебаний Заключение
Длина тела, см   133,41 – 143,07 Отстает
Погодовая прибавка длины тела, см   4-6 Соответствует
Число постоянных зубов   15-21 Соответствует
Степень развития вторичных половых признаков Ax0, P0, V0, F0, L0 Ax0, P0, V0, F0, L0 Соответствует

 

Биологический возраст ребенка отстает от паспортного (б<п).

· Оценка гармоничности морфо-функционального состояния.

Оценка гармоничности морфо-функционального состояния проводится с помощью шкал регрессии. (Руководство, прил.2 стр.453-463). Результаты оценки должны быть представлены в таблицах отдельно для морфологических и функциональных показателей.

Пример оценки гармоничности морфологических показателей 10 летнего мальчика

Показатель Данные ребенка Должный показатель Разность Сигма регрессии (σR) Сигмаль-ное отклоне-ние
Масса тела, кг 32,3 28,4 +4,7 3,17 +1,48
Окружность грудной клетки, см       64,8     +1,2     3,57   +0,336

 

Пример оценки гармоничности функциональных показателей 10 летнего мальчика по центильным шкалам (Руководство с.28 табл. 1.4.).

Показатель Данные ребенка Р25-Р75 Заключение
ЖЕЛ, мл   1900-2300 Среднее
Мышечная сила правой руки, кг   14-19   Ниже среднего
Мышечная сила левой руки, кг   13-18 Среднее

 

.

Для определения степени жироотложения необходимо оценить толщину кожно-жировых складок (Руководство, стр. 28).

Пример оценки

Показатель Данные ребенка Заключение
Жировая складка на животе, мм   Избыточное жироотложения
Жировая складка на спине, мм   Избыточное жироотложения  
Жировая складка на трицепсе, мм   Избыточное жироотложения
Жировая складка на груди мм   Нормальное жироотложение

 

Толщина трех складок свидетельствует об избыточном жироотложении, следовательно, избыток массы тела обусловлен избыточным жироотложением.

Развитие ребенка дисгармоничное за счет избыточной массы тела и снижения функциональных показателей

Заключение: Биологический возраст ребенка отстает от паспортного, морфофункциональное состояние ребенка дисгармоничное за счет избыточной массы тела и снижения функциональных показателей мышечной силы обеих рук.

 

· Определение группы риска развития заболевания по результатам оценки физического развития и рекомендации по обследованию и коррекции

Определение группы риска развития заболевания по результатам оценки физического развития проводится в соответствии с таблицей № 1.7 (Руководство стр.31).

Пример определения.

Биологический возраст обследуемого меньше паспортного, развитие его дисгармоничное за счет избыточной массы тела и сниженных функциональных показателей, следовательно, данный ребенок относится к группе риска II степени, ему рекомендуется наблюдение и амбулаторное лечение.

· Разработка рекомендаций по дополнительному обследованию

В рекомендациях предусмотреть: дополнительные методы исследования состояния здоровья ребенка и факторов среды обитания, влияющих на физическое развитие, необходимые консультации специалистов.

Раздел 2. Изучение и оценка психического развития.

 

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

  1. Изучать и оценивать гармоничность и соответствие возрасту психического развития по скриннинговому варианту теста Кеттела у детей школьного возраста.
  2. Определять факторы риска, способствующие развитию нервно-психических заболеваний и отклонений в психическом развитии детей и подростков, намечать профилактические и реабилитационные мероприятия.

Знать:

1. Основные факторы, влияющие на нервно-психическое развитие и состояние здоровья детей и подростков.

2. Цели и задачи психогигиены детей и подростков, основные пути их решения.

  1. Показатели психического развития детей и подростков в различные возрастные периоды и методы их исследования.
  2. Методические подходы к изучению психического развития и нервно-психического здоровья детей и подростков.

5. Требования, предъявляемые к личностным опросникам и тестам на выявление гармоничности и достигнутого уровня психического развития, эмоционального состояния у детей и подростков

 

Алгоритм выполнения раздела.

  1. Тестирование ребенка(в режиме-интервью) с помощью скриннингового варианта теста Кеттела (Руководство, стр.43, Приложение 4, стр.466).
  2. Оформление протокола исследования (Руководство, Приложение 4, стр.466 таблица 1).
  3. Обработка протокола по каждой шкале (там же).

 

Заключение о соответствии возрасту психического развития ребенка формулируется при сравнении интеллектуального развития ребенка (результаты тестирования по шкале В) с возрастной нормой, а о гармоничности психического развития при сравнении выраженности всех шкал с возрастной нормой (Руководство, Приложение 4, стр.466-468 Таблица 4,5).

 

Результаты сравнения оформляются в виде следующей таблицы

Показатель ШкалаА Шкала B Шкала C Шкала D Шкала H Шкала O ШкалаQ4
Данные ребенка              
Возрастная норма              

 

Возрастные нормы представлены в следующей таблице.

 

Возрастные нормы выраженности шкал опросника Кеттела для детей 8-12 лет

Возрастно-половые группы ШкалаА Шкала B Шкала C Шкала D Шкала H Шкала O ШкалаQ4
Мальчики 8-10 лет ≥4 ≥4 ≥3 ≤7 ≥5 ≤6 ≤6
Мальчики 11-12 лет ≥3 ≥5 ≥3 ≤7 ≥4 ≤5 ≤7
Девочки 8-10 лет ≥5 ≥4 ≥3 ≤6 ≥5 ≤6 ≤5
Девочки 11-12 лет ≥5 ≥6 ≥3 ≤7 ≥4 ≤7 ≤7

 

5. Разработка предложений и рекомендаций по обследованию и коррекции в случае дисгармоничности и (или) несоответствия возрасту развития.

 

Раздел 3. Комплексная оценка состояния здоровья.

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

1.Оценивать состояние здоровья детей и подростков с учетом физического, психического развития, функционального состояния и наличия морфо-функциональных отклонений и хронических заболеваний с определением группы здоровья.

2.Использовать скриннинговые методы обследования для оценки состояния здоровья детей и подростков.

Знать:

1. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

2. Основные критерии распределения детей по группам здоровья.

3. Возможности использования групп здоровья для организации лечебно-профилактических мероприятий среди детей и подростков.

4. Систему проведения углубленных медицинских осмотров детей и подростков.

 

Алгоритм выполнения раздела.

  1. Определение группы здоровья по результатам оценки физического развития по комплексной схеме.
  2. Определение группы здоровья по результатам оценки психического развития по тесту Кеттела.
  3. Определение группы здоровья с учетом функционального состояния организма по результатам оценки эмоционального состояния, умственной работоспособности, показателей артериального давления и пульса, иммунной резистентности.

 

· Определение группы здоровья с учетом эмоционального состояния.

а) Тестирование ребенка с помощью скриннингового варианта теста Люшера.

(Руководство,Приложение № 4, с.476).

б) Оформление протокола исследования.

 

Пример заполнения протокола

ФИО Иванов Ваня Возраст 11 лет Дата обследования -12.03.07

Номер Выбора                
Цвет и номер карточ-ки Красный №3 Синий №2 Серый №8 Желтый № 4 Фиолетовый №5 Зеленый №2 Коричневый №6 Черный №7

 

в) Обработка протокола, с расчетом уровня стресса и оценкой эмоционального состояния.

г) Разработка предложений и рекомендаций по обследованию и коррекции в случае снижения эмоционального состояния.

д) Определение группы здоровья с учетом эмоционального состояния.

· Определение группы здоровья с учетом умственной работоспособности ребенка (по данным буквенной корректурной пробы).

Оценка умственной работоспособности ребенка проводится путем сравнения результатов лучшей корректурной пробы ребенка со средневозрастными значениями (приведенными ниже).

Средневозрастные значения умственной работоспособности детей (при проведении буквенной корректурной пробы в течение 2-х минут) (Степанова М.И.,2003).

 

Показатель Число знаков М±σ Число ошибок на 500 знаков М±σ
Школьники 7-8 лет 150,3±60 7,6±3
Школьники 9-10 лет 195,7±68,4 7,1±2,28
Школьники 11-12 лет 212,9±80,4 5,81±2,68

 

  • Определение группы здоровья с учетом функционального состояния сердечно-сосудистой системы ребенка.

Оценка пульса и артериального давления проводится путем сравнения показателей с возрастно-половыми нормами (таблицы 1 и 2) и врачебными рекомендациями по диагностике дистонии и гипертонии (Руководство, стр.479, Приложение 5).

 

Таблица 1.

Возрастно-половые нормативы частоты сердечных сокращений у детей младшего школьного возраста.

Возраст Мальчики Пределы нормальной ЧСС (уд.в мин) Девочки Пределы нормальной ЧСС (уд.в мин)
7-8 лет 81-92 81-96
9 лет 78-93 81-96
10 лет 79-89 80-92
11 лет 77-88 79-90
12 лет 75-88 79-90

 

Таблица 2.

Процентильная шкала для оценки артериального давления детей младшего школьного возраста.

Возраст Мальчики Девочки
Процен-тили Р5 Р10 Р90 Р95 Р5 Р10 Р90 Р95
7 лет 84/45 92/50 118/72 123/73 93/46 95/49 116/71 118/76
8 лет 92/44 95/49 120/71 124/75 91/46 92/51 119/69 121/73
9 лет 92/50 94/53 117/71 121/74 92/48 94/53 118/70 121/73
10 лет 86/46 90/50 114/68 118/72 86/46 90/48 120/68 124/72
11 лет 86/44 90/48 120/72 122/74 84/48 88/52 120/70 125/74
12 лет 89/48 93/51 122/72 126/74 90/48 94/52 124/72 125/76
                   

 

Пример оценки пульса и артериального давления мальчика 10 лет.

Показатель Данные ребенка Средневозрастные значения Заключение
АД сист. мм рт. ст.   90 – 114 Соответствует
АД диаст. мм рт. ст   50 – 68 Соответствует
ЧСС, уд.в мин   79 – 89 Не соответствует, брадикардия

 

  • Определение группы здоровья с учетом иммунной резистентности, определяемой по частоте заболеваемости ОРВИ за последний год. Ко второй группе здоровья относятся дети часто(4 и более раз в течение года) и (или) длительно болевшие (1случай заболевания длившийся более 25 дней).

4. Определение группы здоровья по имеющимся у ребенка хроническим заболеваниям (с учетом степени их компенсации), морфофункциональным отклонениям, стоматологическому статусу и данным лабораторных и инструментальных исследований с учетом выявленных по результатам соматоскопии и соматометрии отклонений (в соответствии с врачебными рекомендациями- Руководство,55-59. приложение 5 с.478).

5. Определение группы здоровья ребенка с заполнением таблицы. Пример таблицы по определению группы здоровья мальчика 9 лет.

Показатель Группа здоровья
Физическое развитие Биологическое развитие ребенка отстает от паспортного, морфофункциональное состояние ребенка дисгармоничное за счет избыточной массы тела и снижения функциональных показателей мышечной силы обеих рук. II
Психическое развитие Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное I
Эмоциональное состояние Эмоциональное состояние снижено (Уровень стресса -3) II
Умственная работоспособность Умственная работоспособность снижена (Число знаков 105, ошибок на 500 знаков-6,4) II
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы ребенка. Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу (АД 85/50 мм рт.ст.)   Тахикардия (ЧСС-98 уд.в мин)     III   II  
Заболеваемость ОРВИ 3 раза за последний год I
Морфофункциональные отклонения Уплощение стопы   II
Стоматологический статус Кариес 2 зубов, пломбы 4 зубов   II
Хронические заболевания Хронический гастрит в стадии обострения IV
Группа здоровья ребенка IV

 

 

Раздел 4. Обоснование организации питания ребенка.

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

1.Организовывать питание ребенкас учетом его состояния здоровья.

Знать:

1. Физиолого-гигиенические принципы организации питания для детей и подростков.

2. Методику оценки пищевого статуса и индивидуального питания ребенка.

3. Основную законодательную и нормативную документацию по разделу организации питания детей и подростков.

Алгоритм выполнения раздела

1. Изучение пищевого статуса ребенка (по данным осмотра и оценки физического и психического развития).

2. Выкопировка данных о состоянии здоровья ребенка (из истории болезни).

3. Разработка плана исследования питания ребенка в связи с его развитием и состоянием здоровья.

Оценка состояния питания детей основывается на изучении:

1. Фактического питания и его соответствия рекомендуемым физиологическим нормам потребления основных пищевых веществ и энергии, как на индивидуальном, так и популяционном уровне (в том числе по меню-раскладкам или данным накопительной ведомости);

2. Пищевого статуса на основе:

· достигнутого уровня психического и физического развития и его гармоничности;

· выявления клинических симптомов дефицита или избытка тех или иных нутриентов;

· клинико-лабораторных методов обеспеченности важнейшими пищевыми веществами.

Расчетный метод оценки фактического питания по данным накопительной ведомости и меню-раскладок не учитывает индивидуальных особенностей ребенка, и полученные данные носят ориентировочный характер. Это обусловлено колебаниями содержания микроэлементов и витаминов в продуктах в зависимости от климатических и географических условий, сезона, сорта, технологических особенностей производства, сроков хранения. Прямые химико-аналитические методы определения содержания пищевых веществ в продуктах и блюдах позволяют дать точную количественную оценку потребленных пищевых веществ. Отклонения в развитии ребенка могут указывать на неадекватную обеспеченность энергией и нутриентами (Таблицы 1,2,3).

Пример рекомендации:

В связи с избыточной массой тела ребенка и сниженной иммунорезистентностью (частые простудные заболевания) в питании ребенка необходимы проанализировать калорийность рациона, его сбалансированность, соблюдение норм потребления витаминов А (наличие в рационе печени говяжьей, печени трески, сливочного масла), Е(наличие в рационе растительного масла, орехов, семечек), селена (наличие в рационе морепродуктов, мяса, орехов, лука, чеснока), цинка(наличие в рационе морепродуктов, печени говяжьей, говядины).

Таблица 1.

Влияние питания на рост и формирование организма ребенка

Показатель Пищевые вещества
Гармоничный рост и физическое развитие Оптимальный уровень энергии и белка, ПНЖК, витамины А, Д
Формирование и функциони- рование головного мозга Белок, фолиевая кислота, ПНЖК, йод, углеводы, витамины А, В1, В6, С, триптофан, цинк, железо
Формирование и функционирование бронхо-легочной системы Белок, ПНЖК, фосфолипиды, витамины А и Е  
Формирование и функционирование сердечно-сосудистой системы ω-3 и ω-6 ПНЖК,витамины А, Е, С, В12, селен, кальций калий,
Формирование и функционирование пищеварительной системы Белок, углеводы, в том числе растительные волокна, ПНЖК, витамины А, Е, С, В12, селен
Формирование и функционирование костно-мышечной системы Белок, углеводы, витамин Д, кальций, магний, медь  
Формирование и функционирование кроветворной системы Белок, железо, медь, витамины Е, С, В6 и В12 , фолиевая кислота

 

Таблица 2.

Пищевые источники и симптомы недостаточности основных витаминов

Витамин   Симптомы недостаточности Пищевые источники
  Ретинол (А) Замедление роста, сухость кожи, нарушения сумеречного зрения, сниженный иммунный ответ, повышение риска развития злокачественных новообразований Печень говяжья, печень трески, сливочное масло, жирный творог
    Тиамин (В1) Снижение аппетита, раздражительность, нарушения сна, парестезии, снижение тонуса кишечника, тошнота, сердцебиение, кардиалгии   Орехи, семечки, хлебобулочные изделия из муки грубого помола, гречневая и овсяная крупа, лососевые сорта рыб, печень говяжья, бобовые
  Рибофлавин (В2) Ангулярный стоматит, хейлоз, глоссит, себорейное шелушение кожи лица, цилиарная инъекция, нормохромная нормоцитарная анемия Печень говяжья, дрожжи, сыр, творог, яйца
    Пиридоксин (В6) Себорея, ангулярный стоматит, хейлоз, глоссит (гипертрофия сосочков языка), себорейный и десквамативный дерматит лица и волосистой части головы, гипохромная микроцитарная анемия   Печень говяжья, дрожжи, сыр, творог, птица, мясо рыба.
    Ниацин (РР) Глоссит («лакированный язык»), нарушения моторики желудка, кишечника, раздражительность, повышение сухожильных рефлексов, в резко выраженных случаях развитие пеллагры с дерматитом, деменцией и диареей. Печень говяжья, крупа гречневая, мясо птицы, дрожжи
    Кобаламин (В12 ) Раздражительность, утомляемость, парестезии, снижение аппетита, глоссит («малиновый язык»), нарушения моторики кишечника, ахиллия, развитие гипохромной макроцитарной анемии Печень, сердце, почки, яйца, мясо птицы, творог, рыба
Кальциферол (Д) У детей диспропорциональное развитие и деформация скелета из-за нарушения его минерализации, нарушение формирования и прорезывания зубов, астенический синдром, у подростков остеопения и остеопороз Печень трески, жирная рыба, икра, масло сливочное, яйца
  Аскорбиновая кислота (С) Рыхлость и кровоточивость десен, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность, вялость, фолликулярный гиперкератоз(гусиная кожа) Свежие ягоды (шиповник, смородина, облепиха) фрукты(яблоки, цитрусовые), овощи(капуста, помидоры), зелень(салат, укроп, петрушка)
  Токоферолы(Е) Снижение иммунитета, задержка полового созревания, снижение толерантности к неблагоприятным экологическим условиям, в резко выраженных случаях атаксия, периферическая нейро и миопатия, пигментная ретинопатия Растительные масла, орехи, семечки
Фолиевая кислота Нарушения слизистой желудочно-кишечного тракта(стоматит, гастрит, энтерит, мегалобластическая гиперхромная анемия, при дефиците фолиевой кислоты в питании беременных врожденные пороки развития плода. Печень, почки говяжьи, печень трески орехи, зелень листовая, хлеб из муки грубого помола

Таблица 3.

Пищевые источники и симптомы недостаточностиосновных микроэлементов

Микро-элемент Симптомы недостаточности Пищевые источники
Кальций У детей нарушение формирования костей и зубов, у подростков и взрослых остеопения и остеопороз Молоко и молочные продукты, рыба, бобовые
Магний Нарушения кальциевого и калиевого обмена, нарушение структуры костной ткани, снижение толерантности к глюкозе, усиление тремора, мышечных судорог, склонность к депрессивным реакциям Бобовые, морепродукты, хлеб пшеничный с отрубями, орехи, овсяная крупа
Калий Сердечные аритмии, атонии кишечника, мышечная слабость. Картофель, бананы, абрикосы персики, яблоки, сухофрукты, морская капуста, какао, шоколад
Железо Снижение физической работоспособности; быстрая утомляемость; гипохромная микроцитарная анемия; снижение способности к обучению; трофические нарушения кожи, ногтей, волос; повышенная чувствительность к инфекциям, атрофический ринит Печень говяжья, мясо индейки, говядина, курятина
Медь Гипохромная анемия, резистентная к препаратам железа; нейтропения; гиперхолестеринемия; повышенная утомляемость; кардиопатии измене­ния ЭКГ; гипотония; депигментация кожи и волос; себорейный дерматит; нарушения иммунного статуса, в тяжелых случаях – поражения костей и соединительной ткани (остеопороз, спонтанные переломы костей, истончение стенки сосудов вплоть до их разрывов) Печень говяжья, морепродукты
Йод У плода развитие врожденного гипотиреоидизма, слепоглухонемоты, эпилепсии, у детей эндемический зоб, отставание в умственном и физическом развитии вплоть до кретинизма и низкорослости, трудности речевого развития и обучения, у подростков задержка полового созревания, эндемический зоб, снижение умственной работоспособности Морские водоросли, рыба океаническая, морепродукты
Фтор Нарушение процессов минерализации костной ткани, дентина и эмали зубов, нарушение прорезывания зубов, повышение риска развития кариеса Чай черный и зеленый, виноградный сок, сардины шпроты
Селен Снижение иммунитета, мышечной массы, кардио и миопатии, дегенеративные процессы в хрящевой ткани-остеоартриты. Морепродукты, мясо, орехи, лук, чеснок.
Цинк В легких случаях – небольшая задержка роста, снижение аппетита, нарушения вкуса и обоняния, сухость кожи, акне; в более тяжелых случаях –энтеропатический акродерматит (преимущественно лица и конечностей, с эритематозными, пустулезными и везикуло-буллезными элементами) диарея, другие формы поражения кожи (гингивит, глоссит, конъюнктивит, блефарит), дистрофия ногтей, тяжелая задержка роста (вплоть до карликовости); задержка полового развития, повышенная чувствительность к инфекциям, нарушения поведения (раздражительность, сонливость, депрессия, задержка формирования поведенческих навыков), задержка заживления ран, Морепродукты, печень говяжья, говядина

 

Раздел 5. Оценка режима дня детского учреждения.

 

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

1. Проводить гигиеническую оценку режима дня учреждений для детей и подростков, давать рекомендации по его коррекции.

Знать:

  1. Основные факторы, влияющие на работоспособность и функциональное состояние организма учащихся.
  2. Закономерности изменения работоспособности учащихся в течение дня.
  3. Основы возрастной хронобиологии и основные мероприятия по профилактике десинхроноза у детей и подростков.
  4. Физиолого-гигиенические основы построения режима дня детей и подростков.
  5. Особенности режима дня детей с отклонениями в состоянии здоровья.

 

Алгоритм выполнения раздела.

1. Изучение режима дня детей в отделении во время работы в базовом учреждении

2. Анализ режима дня по следующим критериям:

  • Наличие щадящего режима адаптации и общего режима.
  • Кратность и продолжительность сна.
  • Кратность питания, интервалы между приемами пищи.
  • Кратность и продолжительность пребывания на свежем воздухе.
  • Продолжительность времени подготовки домашних заданий.
  • Выделение времени на гигиенические процедуры.
  • Наличие свободного времени.
  • Учет профиля учреждения - выделение времени на лечебно-диагностические процедуры и прием лекарств.
  • Учет биоритмологических особенностей организма при построении режима дня.

 

3. Разработка рекомендаций по коррекции режима дня с учетом требований санитарных правил и гигиенических рекомендаций.

Основным документом, содержащим гигиенические рекомендации по режиму дня детей в санаторных учреждениях, является СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работ детских санаториев». Кроме того, при написании раздела следует пользоваться учебником Кучмы В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 (Глава 3, разделы 3.1, 3.2).

 

Выкопировка из СанПиНа 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работ детских санаториев».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.