Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические задачи брака 1 страница




Психологические задачи брака, по Wallerstein, состоят в следующем:

1. Отделение от родительских семей при сохранении с ними эмоциональных контактов.

2. Создание общности, основанной на взаимной идентификации, разделяемой близости и, одновременно с этим - установление границ, защищающих автономию каждого партнера.

3. Создание полноценных и приносящих радость сексуальных отношений и защита их от вторжений со стороны обязательств, связанных с выполнением домашних и иных работ.

4. Объединение усилий, связанных с обязательствами в связи с рождением ребенка, при этом защита прав личности и близости супружеской пары.

5. Умение противостоять и побеждать неизбежные кризисы жизни.

6. Создание безопасного пространства внутри семьи для выражения и разрешения разногласий, гнева и конфликтов.

7. Использование смеха и юмора при выяснении истинного положения вещей, а также чтобы избежать скуки и отчуждения.

8. Обеспечение условий ухода и комфорта в отношении партнера, а также удовлетворение постоянной потребности партнера в получении эмоциональной и иных типов поддержки.

9. Сохранение романтических, идеализированных представлений о любви при встрече с отрезвляющими реальностями, встречающимися на жизненном пути.

 

2. Этапы становления супружества

Супружество - это процесс создания отношений, который имеет свои этапы.

1. Выбор партнера. 2. Романтизация отношений. 3.Индивидуализация стиля супружеских отношений, формирование правил в результате переговоров. 4. Стабильность/изменяемость. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными. 5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни.

3. Динамика семьи.

Семья является сложной системой, развивающейся во времени в направлении возрастающей сложности. Семейная система динамична. Ее функционирование подчиняется закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза в отношении семьи гласит: каждая семья, будучи психологической системой, стремится к равновесному состоянию, стремится к сохранению того положения, в котором она находится. Она вырабатывает свой способ существования и одновременно мощные механизмы, защищающие этот способ и препятствующие изменениям. Семейная система постоянно сталкивается с необходимостью изменений, исходящей как извне, так и изнутри. Периоды нарушения равновесия сменяются периодами гомеостаза. Динамика семьи реализуется на основании трех процессов: ассимилятивного, аккомодативного и адаптивного.

4. Понятие о жизненном цикле и жизненном пути семьи.

Семья меняется и прежде всего во времени, последовательно проходя этапы развития, развиваясь в направлении все большей сложности. Временные изменения в семье описываются через две основные категории – жизненный цикл семьи и жизненный путь семьи.

Термин «жизненный цикл» введен в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-ых гг.ХХ века. Жизненный цикл семьи – закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Выделение стадий может быть основана на 1) изменении места детей в семейной структуре и учете их возраста (жизнь вдвоем, семья с одним ребенком, этап экспоненциального роста, воспитание детей подросткового возраста, отделение детей от родителей, воспитание внуков); 2) выделении кризисов семьи; 3) на типичных задачах развития.

Одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Э.Дюваль (середина ХХ века). Психологический подход к периодизации жизненного пути семьи (С.Минухин, Б.Картер и М.Мак-Голдрик, Дж.Хейли, А.Я. Варга, А. В. Черников и др.) исходит из целостности семьи как системы, взаимозависимости и автономности основных подсистем семьи: супружеской, родительской, детской, взаимосвязи функций и структуры семьи. Закономерно возникающие события в семье (возникновение супружеской пары, рождение детей, их уход из семьи и т.п.) естественным образом влекут за собой изменения в структуре семейного взаимодействия, меняют функции семьи, их содержание и иерархию. На каждой стадии семья встречается с определенными задачами развития от эффективности решения которых зависит успешность прохождения ею последующих этапов. Для каждой стадии жизненного цикла семьи характерны типичные проблемы и своя динамика изменений. Переходя от одного этапа к другому, семья становится более высокоорганизованной и сложной системой. С учетом типичных задач развития и можно выделить следующие стадии жизненного цикла семьи: добрачный период, заключение брака и возникновение супружеских отношений, рождение детей, введение детей во внесемейные институты, сложившаяся зрелая семья, фаза, в которой дети покидают дом, стадия «опустевшего гнезда», завершающий этап жизни семьи: после ухода из жизни одного из супругов. В переходные периоды семья находится в критической ситуации, закономерно встречается с нормативными кризисами.

Жизненный путь семьи связан с особенностями развития конкретной семьи и может быть описан через ее значимые события. Жизненный путь семьи – история жизни конкретной семьи, начиная от момента знакомства будущих супругов до ее распада вследствие развода, или ухода из жизни обоих супругов. Жизненный путь семьи это последовательная цепь значимых событий конкретной семьи. Трудности жизненного пути семьи относятся к ненормативным семейным кризисам.

 

ТЕМа 1.СОвременные психологические теории семьи

1.1. Психодинамические теории семьи

Ключевые слова: психодинамический подход к семье, структура личности в психоанализе, теория объектных отношений, перенос моделей родительской семьи, проекция, идентификация, проективная идентификация, сиблинговые позиции, комплементарность брака.

 
 


1. Методологические основы психодинамических теорий семьи.

Психодинамический подход к семье базируется на двух методологических основаниях: классическом психоанализе З.Фрейда и теории объектных отношений современной психодинамики.

Основные положения о личности и ее развитии классического психоанализа, имеющие методологическое значение для понимания процессов, происходящих в семье: структурная организация личности как основа внутреннего неосознаваемого конфликта у человека; стадиальность психосексуального развития личности (З. Фрейд), объясняющая тип характера взрослого человека, влияние ранних детских переживаний на формирование личности, признание эмоциональных расстройств результатом нарушения прошлых отношений в родительской семье.

Согласно теории объектных отношений, интернализованные в раннем возрасте взаимодействия становятся моделью будущих отношений, фильтром для восприятия событий последующей жизни. Люди используют текущие взаимодействия для возврата к неразрешенным конфликтам детства, для удовлетворения неудовлетворенных потребностей в родительской семье. Прошлое активно присутствует в текущих отношениях.

2.Зависимость супружеских отношений от модели родительской семьи.

Martin (1974) и Sajer (1976) рассматривают супружество как своего рода индивидуальный договор, или соглашение, которое включает то, что каждый из супругов предполагает дать и то, что намерен получить от другого, от семейной жизни. Ожидания и намерения супругов имеют в своей основе модели родительской семьи. Соглашение может быть: сознательным и вербализованным, сознательным и невербализованным, неосознанным. Поскольку соглашение имеет взаимный характер, оно может быть согласованным или конфликтным.

Основными механизмами, обеспечивающими процесс переноса родительской семьи, являются: механизмы идентификации, проекции, проективной идентификации.

Ребенок обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. В эту схему включается, дополняя ее, и роль родителя другого пола. Выбор супруга осуществляется по образу и подобию родителя противоположного образа. Сходство личностных свойств родителя и супруга определяет и сходство супружеских отношений, в связи с чем часто повторяется не только выбор партнера, но многие ошибки и проблемы родителей. В таком случае супруг и супружеские отношения становятся экраном всевозможных проекций, супружеский конфликт есть ничто иное как актуализированный из прошлого конфликт детско-родительских отношений.

Проекция – приписывание непринимаемых чувств и желаний партнеру. В результате такого защитного процесса собственные интересы и желания воспринимаются человеком так, будто они принадлежат другому. Нерешенные в детстве проблемы, неудовлетворенные желания супруги пытаются решать в своей семье за счет другого партнера.

Сущность механизма проективной идентификации состоит в том, что один человек проецирует на другого свои переживания, приписывает ему свои чувства, мысли. К тому же сам он (неосознанно) начинает себя вести в соответствии со своей проекцией, со своими ожиданиями, тем самым побуждая другого к соответствующему поведению. Человек, который является объектом проекции в силу разных личностных особенностей или в связи с той или иной ситуацией может соответствовать проекции. Считая других причиной своих негативных эмоций, агрессивного поведения, партнер искренне считает другого виновным в возникновении непонимании, в создавшемся конфликте. Проективная идентификация позволяет избегать внутриличностного конфликта, не признавать в себе слабых сторон, деструктивных характеристик, «передавая» их другому супругу. Партнер может действовать сходным образом - возникает взаимная проективная идентификация.

Идеализация брачного партнера, приписывание ему своих позитивных характеристик, возникновение неадекватных ожиданий по отношению к другому также имеют в основе своей проективную идентификацию.

3. Влияние сиблинговых позиций на характер и полоролевое развитие личности.

Фрейд заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Работы Тоумена показали, что дети из разных семей с одинаковыми сиблинговыми позициями имеют общие личностные харктеристики. Сиблинговая позиция ребенка зависит от количества детей в семье, их пола и временных промежутков между их рождением. Основные сиблинговые позиции: единственный сын, единственная дочь, старшая сестра сестер, старшая сестра братьев, старший брат сестер, старший брат братьев, младшая сестра сестер, младшая сестра братьев, младший брат сестер, младший брат братьев, средний ребенок, близнецы. Супружеские отношения зависят от сиблинговых позиций брачных партнеров: происходит перенос моделей взаимодействия с братьями и сестрами на отношения в браке.

4. Понятие комплементарности брака

Тоумен ввел понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей. Супружеские роли партнеров, занимавших в родительской семье одинаковые позиции среди братьев и сестер, называются идентитчными. Человек легче всего идентифицирует себя с тем, кто происходит из однотипной семейной констелляции, что обеспечивает способность к лучшему взаимопониманию. Комплементарные супружеские роли – взаимодополняющие по сиблинговым позициям в родительской семье. Если роли супругов полностью дополняют друг друга по всем сиблинговым характеристикам, то такое супружество является полностью комплементарным. Частично комплементарный брак создается в том случае, если супруги имеют хотя бы по одной сиблинговой характеристике, дополняющей друг друга. Некомплементарный брак складывается между супругами с идентичными сиблинговыми позициями.

 

1.2. Теория семейных систем М. Боуэна

Ключевые слова: дифференциация Я, уровни дифференциации, дифференциация межличностных отношений, треугольник, эмоциональная дистанция, эмоциональная система семьи, симптомы недифференцированности супружеских отношений, супружеский конфликт, дисфункция члена семьи, семейный проективный процесс, эмоциональное отделение, эмоциональный разрыв.

 
 


1. Понятие о дифференциации. Профили дифференциации.

Получив базовую подготовку как психоаналитик и как биолог, Мюррей Боуэн работал над созда­нием теории возникновения эмоциональных расстройств, которая бы имела под собой естественнонаучную основу. Боуэну удалось объединить учение Фрейда о бессознательном, дарвиновскую теорию эволюции, а также результаты собственных исследований семей больных ши­зофренией в Национальном институте психического здоровья.

М. Боуэн высказал предположение о том, что эмоциональ­ные расстройства являются побочным продуктом человеческой эволюции. Он разви­вал идею о том, что человек имеет две системы функционирования: эмоциональную систему, общую с низшими представителями животного мира, и интеллектуальную систе­му, которая появилась, по эволюционным меркам, срав­нительно недавно. Эмоциональная система человека является врожденной, инстинктивной, бессознательной, мощной энергетически. Эмоциональные расстройства имеют в своей основе нарушения в функционировании эмоциональной системы. Тревога, переживаемая человеком, является признаком эмоционального неблагополучия. Человек имеет готовые механизмы справляться с тревогой. Есть люди, предрасположенные к стрессу, они не могут справляться с эмоциональными переживаниями в силу слабой интеграции своего «Я», что определяется уровнем дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем личности. Семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми, родителями и детьми являются определяющими. Семейное благополучие или неблагополучие определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье.

Дифференциация Я имеет отношение к степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем у человека, к соотношению «собственного Я» и «псевдо-Я» в структуре личности.

Дифференциация эмоционального и интеллектуального функционирования является универсальной характеристикой и поэтому может быть использована для категоризации людей на общем континууме.

В зависимости от степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем, дифференциации собственного Я и псевдо–Я.Боуэн предложил разделить людей на четыре группы:

1. Низкий уровень дифференциации Я (слияние). В нижней точке шкалы (0-25 баллов) находятся те люди, у который эмоциональная и интеллектуальная системы находятся в слиянии. Им трудно различать эмоции и факты. Недифференцированные люди эмоционально зависимы от окружающих и стремятся найти комфорт в эмоциональной близости, слиянии с другими людьми.

2. Умеренная дифференциация Я (25-50). У таких людей есть некоторая начальная дифференциация эмоциональной и интеллектуальной систем. Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки, чем у предыдущей группы. В тех ситуациях, когда тревога невелика, может проявляться дифференциация эмоциональной и интеллектуальной систем. Псевдо-Я превалирует над собственным Я.Человек зависим от ожиданий, чувств и отношений других людей.

3. Относительно высокий уровень дифференциации Я (50-75). Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать в сотрудничестве, как команда. Когда тревога возрастает, эмоциональная система не доминирует, интеллектуальная система работает автономно. Люди обладают значительной долей собственного Я в принятии большинства жизненных решений.

4. Высокая дифференциация «Я» (75-100 баллов) проявляется в том, что интеллектуальная и эмоциональная системы человека работают эффективно. Люди с высоким уровнем дифференциации самостоятельны, рассудочны, при этом им не чужды глубокие эмоциональные переживания. Они открыто могут делиться своими мыслями и чувствами, не испытывая тревоги. Четко дифференцируют свое Я, не утрачивая связи при этом с более крупной эмоциональной системой, какой является семья.

Шкала дифференциации не является конкретным психологическим инструментом измерения, это скорее концептуальный прием.

2. Треугольник – как элементарная единица эмоциональной системы семьи.

Треугольник – это любые взаимоотношения с тремя каналами связи. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Взаимоотношения любых двух участников зависит от третьей стороны треугольника. Взаимосвязи в треугольнике не представляют собой три разрозненные диады. Любая диада в треугольнике оказывается функцией двух остальных. Чем больше дистанция между супругами, тем ближе один из них к третьему. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоотношения обычно обслуживает функцию уменьшения трудностей в первоначальной диаде

«Треугольники отноше­ний» неизбежно возникают в семье в том случае, когда пара отличается чрезмерно низким уровнем дифференциации и нуждается в том, чтобы смягчать конфликты и избавляться от излишнего напряжения за счет третьего лица.

В семьях с высокой дифференциацией и низким уровнем тревоги смягчение стрес­са происходит практически без ущерба для индивидуальности каждого. Напротив, в семьях с низкой диф­ференциацией и высоким уровнем тревоги эмоциональная реактивность проявляет­ся в образовании множества связанных между собой «треугольников отношений». Некоторые пары прекрасно общаются, пока беседуют о детях, друзьях, работе, но боятся сосредоточить внимание друг на друга.

Триангуляция – процесс включения в отношения двоих третьего объекта с целью уменьшения напряжения и тревоги, регуляции эмоциональной дистанции.

Механизмы функционирования структуры треугольника: 1) достижение оптимального уровня близости/отдаленности между участниками диада: а) когда отношения в паре становятся чересчур интенсивными, один из партнеров может отвлечься на что-то третье (работу, хобби, отношения с третьим лицом, алкоголь), отдалившись, таким образом, от другого; б) когда отношения в паре дистантны, испытывающий дефицит в близких взаимоотношениях может захотеть сблизиться с кем-то еще. 2) Механизм силового давления. Кто-то из членов семьи может попытаться заручиться поддержкой третьего, образовать с ним коалицию в целях приобретения большего влияния. 3) Механизм передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения. 4) Способ ухода от внутренних проблем пары и их сплочение на основе совместной позиции по отношению к кому-то (или чему-то) третьему. Этот механизм играет особую роль в преодолении кризиса взаимоотношений двух партнеров.

3. Семья как эмоциональная система.

Понятие эмоциональной системы семьи описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье одного поколения.

В семье как эмоциональной системе действуют разнонаправленные силы: а) ведущие к дифференциации, автономии, разобщению, разрыву; б) силы взаимозависимости, стремящиеся привести слиянию, жесткой сцепленности. Гармония в семейной системе - результат баланса между слиянием и разобщенностью. Определенные способы взаимодействия в семье между отцом, матерью и ребенком являются репродукцией паттернов предшествующих поколений. Супруги начинают свой брак с паттернов и уровней дифференциации родительских семей. Люди предпочитают вступать в брак с теми, у кого близкий уровень дифференциации. Способность к дифференциации от родительских семей и создание индивидуального стиля взаимодействия супружеской пары – лучший индикатор уровня дифференциации.

Универсальным способом регуляции межличностных отношений является эмоциональная дистанция. Супруги с высоким уровнем дифференциации сознательно регулируют эмоциональную близость и дифференциацию в отношениях.

Люди с низким уровнем дифференциации прибегают к другим способам управления недифференцированным общим Я: супружескому конфликту, дисфункции одного из партнеров, проекции проблем на детей.

4. Симптомы недифференцированности супружеских отношений.

Супружеский конфликт. Есть браки с низким уровнем дифференциации, в которых большая часть недифференцированной энергии трансформируется в конфликт. Основной паттерн супружеских взаимоотношений проявляется в том, что супруги, предъявляя требования друг к другу, не могут уступить и ни один из них не хочет занять адаптивную позицию. В таком случае отношения в паре разворачиваются по этапам: 1) период интенсивной эмоциональной близости, 2) непосредственно супружеский конфликт, что обеспечивает эмоциональное дистанцирование зависимых супругов, 3) период примирения, с которого начинается эмоциональное сближение супругов и новый период эмоциональной близости. Затем цикл отношений повторяется вновь.

Дисфункция одного из супругов.Появление нарушений в деятельности одного из супругов связано с тем, что большое количество недифференцированной эмоциональности сконцентрировано в адаптивной позиции одного из партеров. В его поведении постоянно обнаруживается стремление приспособиться к супругу (супруге), к его доминантной позиции. Псевдо-«Я» адаптивного партнера постепенно поглощается псевдо-«Я» доминирующего, вынуждая последнего брать все больше ответственности за обоих. Тот из супругов, который длительное время находился в адаптивной позиции, постепенно утрачивает и потребность, и способность самостоятельно принимать решения, ощущая постоянную зависимость от своего супруга. Дисфункция может выражаться в эмоциональном расстройстве, болезни, пьянстве и т. п. Такие нарушения часто становятся хроническими и трудно устраняются. Браки таких супругов очень прочные. Порой только хроническая болезнь или инвалидность могут быть единственными признаками низкого профиля дифференциации.

Процесс семейной проекции. Родители с низкими уровнями дифференциации, межличностные отношения которых характеризуются симбиотичностью, действуя в своей семье как единое «мы», проецируют недостаток дифференциации на одного или нескольких детей. Такой паттерн поведения наносит ущерб ребенку - объекту семейной проекции. Объектом семейной проекции может стать первый ребенок, единственный ребенок любого пола, ребенок, родившийся в период стресса матери, ребенок, к которому у матери особое эмоциональное отношение. Родительская опека, внимание, забота приобретают чрезмерный характер и не соответствуют потребностям ребенка

5. Проблема эмоционального отделения от семьи

Концепция эмоционального отделения рассматривает способы, которые используют люди с разными уровнями дифференциации, чтобы, отделяя себя от родительской семьи, начать собственную жизнь в новом поколении. Степень решенности проблемы отделения от семьи напрямую связана с уровнем дифференциации. Чем ниже уровень дифференциации, тем больше сохраняется зависимость от родителей, тем меньше самостоятельности и ответственности в жизни повзрослевшего человека. М. Боуэн различает псевдоотделение, эмоциональное отделение и эмоциональный разрыв. Примерами псевдоотделения являются эмоциональная изоляция от родителей, физический уход из родительской семьи (без решения проблемы привязанности) или комбинация эмоциональной изоляции и физического ухода. Суть таких паттернов - прекращение контактов с родителями, искусственное дистанцирование от них. В основе подобного поведения лежат интрапсихические механизмы отрицания и изоляции «Я». Результатом становится эмоциональное отчуждение между родителями и детьми при сохранении зависимости друг от друга. Происходит эмоциональный разрыв между поколениями. Отношения между ними характеризуются напряжением и тревогой. В семьях с относительно высоким уровнем личной и межличностной дифференциации происходит эмоциональное отделение. Повзрослевшие дети создают собственную семью, сохраняя при этом живой контакт с предшествующим поколением.

Согласно М.Боуэну, степень совпадения личного профиля с «нормальным» для данной сиблинговой позиции позволяет говорить об уровне дифференциации и направлении проективного процесса в семье. Так например, если личностные характеристики человека, бывшего старшим ребенком, больше соответствует тем, которые характерны для позиции младшего сиблинга, есть существенные основания для предположения, что он, будучи ребенком, был объектом семейной проекции и вовлечен родителями в треугольник.

 

1.3. Семья как система

Ключевые слова: общая теория систем, структура семьи, индивидуальный холон, супружеский холон, родительский холон, холон сиблингов, динамика семьи, гомеостаз, закон развития, периодизация стадий развития, иерархия, сплоченность, границы, гибкость, роли.

 
 

 

 


1. Сущность системного подхода к семье.

Методологическим основанием для рассмотрения семьи как целостного организма является общая теория систем.

Система – это комплексов объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты - свойства частей, а отношения связывают систему воедино». Таким образом, систему нельзя определять как комплекс объектов. Между объектами, имеющими свои свойства и характеристики, существует взаимовлияние, разного рода взаимоотношений, которые и составляют неповторимую организацию, неповторимую структуру каждой системы. Рассмотрение семьи как системы требует учитывать состав семьи, и взаимоотношения которые существуют между ее членами, т.е. системный подход к семье рассматривает каждую семью с точки зрения ее структуры, с точки зрения того, как организуется выполнение ее функций.

Семейная система динамична. Это означает, что влияние одного человека на другой или отношение одного человека к другому оказывает влияние на других членов семьи и на всю систему в целом. В семейной системе действует циркулярная зависомость.

2. Понятие о структуре семьи.

Согласно С. Минухину: «Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющие функционирование ее членов, очерчивающих диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому». В то же время, члены семьи не ощущают себя частью этой семейной структуры. Каждый человек считает себя самостоятельной единицей, неким целым, взаимодействующим с другими самостоятельными единицами. Он знает, что влияет на поведение других, а те влияют на его поведение. Взаимодействие в рамках семьи он воспринимает как сложившиеся правила, обеспечивающие «мирное» благополучие. Нарушение правил ведет к конфликтам. Нарушения структуры ведут к дисфункциям, т.е. к нарушению или затруднению выполнения семьей ее функций.

Семья состоит из подсистем, каждая из которых входит в целое, но для других сама является целым. Каждый холон имеет свои закономерности развития. Различают: индивидуальный холон, супружеский, родительский, сиблинговый, и холон, образующийся в процессе взаимодействия (детско-родительский). Холон – индивид, нуклеарная семья, расширенная семья и община – представляет собой одновременно и целое и часть, оба эти его аспек­та равнозначны, не отвергают друг друга и не вступают друг с другом в конфликт. Холон проявляет энергию конкуренции, чтобы обеспе­чить свою автономность и самосохранение как целого.

3. Характеристика основных параметров семейной структуры.

Основные параметры семейной структуры: состав, иерархия, сплоченность, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевое взаимодействие.

Состав семьи определяется входящими в нее подсистемами (индивидуальная, супружеская, родительская, детская, прародительская). С.Минухин использует понятие «холон» для обозначения субсистем семьи. По составу семьи могут быть полными, неполными, нуклеарными, расширенными, семья с приемными детьми и т.д.

Иерархия это отношения власти в семье. Понятие власти связано не только с возможностью доминировать и подчиняться, но и заботиться, принимать заботу, содействовать изменению – изменяться, отвечать за супруга. Распределение супружеской власти может быть различным: авторитарным (матриархальное, патриархальное) или паритетное.

Между ребенком и родителями можно выделить 5 видов социальной власти: власть вознаграждения, власть принуждения, власть эксперта, власть авторитета, власть закона. Между родительской и детской подсистемой могут быть: отношения нормальные иерархические и дисфункциинальные при доминирование ребенка над одним из родителей или подсистемой.

Сплоченность семьи описывается как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. По параметру сплоченности семенной взаимодействие может быть от симбиоза до отчуждения.

Граница – этот термин используют для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также для описания отношений между различными подсистемами внутри семьи. Семейные границы выражаются через правила, которые определяют кто принадлежит к системе, подсистеме и каким образом. Нарушения границ проявляются в разного рода коалициях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.