Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Управление Приамурского округа по технологическому и экологическому надзору




О-239

Издательство ХГТУ

Хабаровск

Под общей редакцией

Учебное пособие

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Управление Приамурского округа по технологическому и экологическому надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ООО «Хабаровский природоохранный центр»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровский государственный технический университет»

кандидата технических наук Л. П. Майоровой,

кандидата биологических наук И. В. Гладуна


УДК 574 (07)

ББК Ж 69

Авторы:

В. М. Болтрушко (гл. 1); Г. А. Волосникова (гл. 3.6, 5.1); И. В. Гладун (гл. 2.1–3, 4, 5; 3.1–3, 5; 4.5–9, 11); Л. К. Елисеенкова (гл.3.4; 4.10), В. В. Кан (гл. 3.6; 4.1; 5.2); Т. П. Исакова (гл. 4.3, 7); Л. П. Майорова (гл. 2.2–4; 3.4); О. А. Мищенко (гл. 3.5; 4.1–5, 6, 8, введение, заключение); Ю. В. Сыпина (гл. 1, 6);
А. В. Макаров (гл. 4.4); И. В. Котловенко (5.1–5.2)

 

Редакционная коллегия:

канд. техн. наук Л. П. Майорова (отв. редактор)

канд. биол. наук И. В. Гладун (науч. редактор)

канд. техн. наук О. А. Мищенко (отв. секретарь)

 

Рецензент д-р. геогр. наук, проф. З. Г. Мирзеханова, завлаб. «Оптимизация регионального природопользования» института водных и экологических проблем ДВО РАН

О-239 Обращение с отходами производства и потребления: учеб. пособие / В. М. Болтрушко, Г. А. Волосникова, И. В. Гладун и др.; под общ. ред. Л. П. Майоровой, И. В. Гладуна. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2004. – 207 с.

ISBN 5-7389-0328-5

В данном пособии изложены основы обращения с опасными отходами производства и потребления. Представлена законодательная база на различных уровнях и юридическая ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами. Дана система классификации опасных отходов и их опасные свойства. Рассмотрены стадии обращения отходов, особенности их сбора, хранения и транспортировки. Систематизированы методы организации управления отходами. Даны способы использования и обезвреживания отходов.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Может быть использовано руководителями и специалистами организаций, а также слушателями курсов повышения квалификации.

 

УДК 574 (07)

ББК Ж 69

 

©Коллектив авторов, 2004

©Хабаровский государственный

технический университет, 2004

ISBN 5-7389-0328-5


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5

1 МЕЖДУНАРОДНОЕ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ И КРАЕВОЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ

ОТХОДАМИ…………………………………………………………………....6

1.1 Международные обязательства России в области регулирования

деятельности по обращению с опасными отходами…………………………6

1.2 Федеральное законодательство Российской Федерации в области
обращения с отходами…………………………………………….............8

2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ……………………………………...…..14

2.1 Отходы производства и потребления. Основные понятия и

определения................................................................................................14

2.2 Системы классификации отходов…………………………………..16

2.3 Опасные свойства отходов. Опасность отходов для ОПС

(экотоксичность)……………………………….………………………...18

2.4 Класс опасности отходов………………………………….……….…29

2.5 Паспортизация отходов……………………………………………...32

3 СБОР, УЧЕТ, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ............................................................34

3.1 Стадии обращения отходов………………………………...….........34

3.2 Особенности сбора и хранения опасных отходов ……………..……35

3.3 Накопление токсичных отходов на территории предприятий……36

3.4 Нормирование, лимитирование, размещение отходов

производства и потребления ………………………………………………….39

3.5 Федеральное государственное статистическое наблюдение в области обращения с отходами………………………………………………50

3.6 Транспортирование отходов производства и потребления…….…53

4 МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ….…….....…...61

4.1 Основные понятия……………………………………………….......61

4.2 Нормативно–правовые основы управления отходами…………….63

4.3 Экономические методы управления………………………………..65

4.4 Организационно–управленческие методы обращения с отходами….69

4.5 Экологическая экспертиза объектов обращения с отходами……..73

4.6 Общественная экологическая экспертиза……………………………77

4.7 Экологический аудит в области обращения с отходами …….......78

4.8 Экологическая сертификация……………………………………….82

4.9 Экологическое страхование…………………………………………86

4.10 Оценка воздействи на окружающую среду (ОВОС) …………….88

4.11 Экологический мониторинг окружающей среды …………….….89

4.12 Средства и методы контроля воздействия отходов на ОС.

Требования к лабораториям …………………………………………………93

4.13 Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами………………………………....…………………………………...100

4.14 Структура информационного обеспечения системы управления отходами ……………………………………………………………………..106

5 ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ………….…..107

5.1 Переработка отходов…………………………………………….…108

5.2 Об использовании промышленных отходов в качестве

добавки к основному топливу………………………………………………112

5.3 Захоронение отходов ………………………………………………156

6 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ…..168

6.1 Основные требования, предъявляемые к индивидуальным

предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим

деятельность в области обращения с отходами…………………….……..168

6.2 Ответственность за экологические правонарушения в сфере

обращения опасных отходов………………………………………………..169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………185

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….186

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………....194

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..195

ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………….196

ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………………………..197

ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………….198

ПРИЛОЖЕНИЕ Е……………………………………………………………..200

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж………………………………………………………….…201

ПРИЛОЖЕНИЕ З……………………………………………………………..202

ПРИЛОЖЕНИЕ И………………………………………………………….…203

ПРИЛОЖЕНИЕ К……………………………………………………………..204


На пороге третьего тысячелетия как никогда ранее проявилось главное противоречие нашей эпохи: противоречие между потребностями
общества в жизнеобеспечении и самосохранении и возможностями природы удовлетворять указанные (причем все возрастающие) потреб­-
ности. Поэтому определяющей особенностью рубежа веков явилось возник-
новение новой жизненно важной потребности — экологической безопасности как индивидуальной личности человека, так и общества в целом. Ее обеспечение становится даже более необходимым, нежели удовлетворение
потребностей в новых товарах, услугах и т.п. Устойчивое, экологически безопасное развитие экономики невозможно без экологизации производства. Между тем, на природных экосистемах резко отрицательно сказывается деятельность предприятий, связанная с выбросами в атмосферу, сбросами в водные объекты, накоплением твердых отходов.

Нельзя забывать о том, что многие экосистемы подвержены сильному антропогенному влиянию поселений и городов, которые не только занимают большие территории под жилые массивы и промышленные строения, но и используют земельные территории под свалки бытовых и промышленных отходов, что зачастую приводит не только к загрязнению природных ландшафтов, но и к практически полному уничтожению всех живых организмов на таких территориях и появлению так называемых «техногенных пустынь». Избежать полностью образования отходов в процессе промышленного производства на данном этапе развития общества невозможно. Но возможно и необходимо оценить количество образующихся отходов, разработать мероприятия по уменьшению их образования и негативного влияния на природную среду.

В данном учебном пособии авторы постарались отразить основные аспекты обращения с опасными отходами. В работе рассмотрено законодательство в области обращения с отходами, классификация и опасные свойства отходов, учет, хранение, транспортировка отходов, методы организации и управления отходами, технические приемы их обезвреживания.

Учебное пособие подготовлено для работников природоохранных служб предприятий, но может представлять интерес для широкого круга читателей, работающих в области охраны биосферы, природных экосистем и хозяйственных территорий. Книга может быть востребована и использована специалистами высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, специализирующихся в области охраны окружающей среды. Кроме того, она будет интересна студентам, изучающим обращение с опасными отходами.

Коллектив авторов


1 МЕЖДУНАРОДНОЕ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ И КРАЕВОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ
ОТХОДАМИ

1.1 Международные обязательства России в области
регулирования деятельности по обращению с отходами

 

В статье 81 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1] закреплены принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, согласно которым Российская федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 82 международные договоры РФ в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный акт, принятый для осуществления положений международного договора РФ. Если международным договором РФ в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, применяются правила международного договора.

Основной базовый международный договор в сфере обращения с отходами Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которая принята 22 марта 1989 года [2]. Ратифицирована Россией Федеральным законом от 25.11.94 г. № 49-ФЗ [3] и вступила в силу для России 1 мая 1995 года.

На момент ратифицирования Россией сторонами Конвенции были 67 государств. В 2004 году участниками Конвенции являются 157 государств мира. Участие в Конвенции позволило при помощи механизма единого международного контроля на практике осуществить полный запрет на ввоз в РФ в целях захоронения или сжигания опасных отходов, а также частичный запрет на ввоз/транзит опасных отходов в любых других целях.

Как логическое продолжение присоединения России к Базельской конвенции в 1998 году вступил в силу федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который, по сути, обеспечил реализацию на практике положений Конвенции.

Преамбула Конвенции закрепляет ее цели, основные принципы, необходимость принятия международного акта такого уровня, направления деятельности государств в этой сфере.

Сфера действия Конвенции включает:

1)опасные отходы, входящие в любую категорию приложения 1 Конвенции (если они не обладают опасными свойствами, перечисленными в приложение 3 Конвенции);

2) другие отходы в приложении 2 Конвенции (отходы, собираемые из жилищ, остатки в результате сжигания бытовых отходов), которые подлежат трансграничной перевозке; отходы, которые не перечислены в приложении, но определены или считаются опасными в соответствии с внутренним законодательством государства экспорта, импорта или транзита, являющегося Стороной Конвенции.

Конвенция определяет отходы как вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

Статья 3 Конвенции предлагает Сторонам в течение 6 месяцев информировать Секретариат об отходах иных, чем те, которые указаны в приложениях 1 и 2, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с ее национальным законодательством или любыми требованиями относительно трансграничной перевозки, распространяющимися на такие отходы.

Статья 4 Конвенции закрепляет общие обязательства Сторон. В их числе:

· обязанность информировать другие Стороны о своем решение о запрещении на импорт опасных или других отходов с целью удаления;

· запретить или не разрешать экспорт опасных и других отходов в направлении Сторон, которые ввели запрет на импорт таких отходов, если они получили об этом уведомление согласно пункту выше;

· запретить или не разрешать экспорт опасных и др. отходов, если государство импорта не дает согласия в письменной форме на конкретную импортную отгрузку.

Каждая сторона также обязана принять меры:

- по обеспечению сведения к минимуму опасных и других отходов в своих пределах с учетом социальных, технических и экономических аспектов;

- обеспечить наличие соответствующих объектов по удалению для экологически обоснованного использования опасных и других отходов независимо от места их удаления. Эти объекты по возможности должны быть расположены в ее пределах;

- не разрешать экспорт опасных или других отходов в развивающиеся страны, которые в рамках своего законодательства запретили весь импорт, либо если есть основания полагать, что использование этих отходов не будет осуществляться экологически обоснованным образом;

- обеспечивать предоставление заинтересованным государствам информации относительно предполагаемой трансграничной перевозки отходов;

- не допускать импорта опасных и других отходов, если есть основания полагать, что использование этих отходов не будет осуществляться экологически обоснованным образом;

- сотрудничать в принятии мер в распространении такой информации с другими Сторонами.

Исходя из того, что незаконный оборот опасных отходов является преступным деянием, каждая Сторона принимает надлежащие меры правовые, административные для выполнения и соблюдения положений данной Конвенции, (ст. 4 пункты 5, 6, 7, 8, 9 и т.д.).

Незаконный оборот опасных отходов, это оборот:

· без уведомления всех заинтересованных государств;

· без согласия заинтересованного государства (или если оно получено путем фальсификации, обмана);

· перевозка не соответствует документам, нарушает данную Конвенцию и общие принципы международного права.

Каждая Сторона должна принять национальное законодательство с целью предотвращения незаконного оборота и наказания за него. Стороны сотрудничают между собой в целях достижения целей настоящей статьи.

1.2 Федеральное законодательство Российской Федерации в
области обращения с отходами

Федеральное законодательство в области обращения с отходами - это нормативные акты, принятые уполномоченным на то государственным органом в установленном порядке, форме и процедуре, и содержащие государственную волю законодателя в области регулирования деятельности по обращению с отходами.

К ним следует отнести:

во-первых - Конституцию Российской Федерации [4]. В соответствии с Конституцией каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ст. 42, ст. 58);

во-вторых, следует назвать федеральный закон «Об охране окружающей среды» [1], комплексный нормативный акт, который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В статье 1 федерального закона содержатся такие понятия как негативное воздействие на окружающую среду, загрязнение окружающей среды, загрязняющее вещество, понятия действующих в области охраны окружающей среды нормативов и т.д.

Закрепленные в федеральном законе основные принципы охраны окружающей среды, безусловно, должны соблюдаться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в области обращения с отходами, в том числе: презумпция

экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и др., а вообще-то все закрепленные в ст. 3 закона принципы являются основополагающими в любой сфере деятельности организации, связанной с воздействием на окружающую среду.

Указанный федеральный закон определяет полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Так, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены полномочия по установлению порядка обращения с радиоактивными и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности, установление порядка определения размера платы за размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду (ст. 5).

На органы государственной власти субъекта РФ возложены полномочия по организации и осуществлению межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе и при осуществлении обращения с опасными отходами (ст. 6).

В соответствии со ст. 7 федерального закона органы местного самоуправления решают вопросы, связанные с организацией мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (муниципального района); организацией и осуществлением экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа (муниципального района), за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти; организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Закон устанавливает методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, среди которых: установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Отдельная глава федерального закона посвящена нормированию в области охраны окружающей среды. Установлены требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды, определены виды нормативов, в том числе, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Глава 7 федерального закона содержит требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 47, 48), требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 51). Нарушения указанных требований является основанием для привлечения виновных к ответственности (уголовной, административной - ст. 8.2 КоАП РФ [5]).

Наиболее значимым специализированным нормативным правовым актом в сфере обращения с опасными отходами является федеральный закон Российской Федерации от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производстваи потребления» [6], определяющий правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Федеральный закон состоит из 8 глав:

Гл. 1 - общие положения (закрепляет основные понятия, используемые в федеральном законе, основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, определяет отходы, как объект права собственности);

Гл. 2 - полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами (название говорит само за себя, каждая из статей описывает полномочия в области обращения с отходами);

Гл. 3 - общие требования к обращению с отходами ( закрепляет требование о необходимости лицензирования такого вида деятельности; раскрывает требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации, ликвидации, эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов; устанавливает требования к объектам размещения отходов, а также требования к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; уделяет внимание требованиям к обращению с опасными отходами, а также к обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов);

Гл. 4 - нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами (соответственно закрепляет необходимость установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, правила учета и отчетности в области обращения с отходами; закрепляет нормы о ведении государственного кадастра отходов);

Гл. 5 - экономическое регулирование в области обращения с отходами (закрепляет основные принципы экономического регулирования, содержит сведения о разрабатываемых программах, освещает вопрос платы за размещение отходов и экономического стимулирования деятельности в этой сфере);

Гл. 6 - контроль в области обращения с отходами (закрепляет три вида контроля: государственный, производственный и общественный контроль);

Гл. 7 - ответственность за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами (закрепляет виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами);

Гл. 8 - заключительные положения (содержит сведения о вступлении в силу данного нормативного акта).

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации [4] природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находится в ведении Российской Федерации. Законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что отношения в области обращения отходов регламентированы как законами, издаваемыми на федеральном уровне, так и на уровне субъектов, при условии, что нормативно-правовые акты субъектов не противоречат федеральным. Так, статья 2 федерального закона «Об отходах производства и потребления» [6] устанавливает, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Деятельность по обращению с опасными отходами регулируется также постановлениями Правительства РФ:

- от 26.10.00 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра и паспортизации отходов производственной деятельности» [7];

- от 23.05.02 г. № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» [8];

- от 17.07.03 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» [9] и др.

Кроме того, данную деятельность регламентируют приказы Министерства природных ресурсов РФ. В частности:

- приказ МПР России от 02.12.02 г. № 786 /в ред. от 30.07.03 г./ «Об утверждении федерального каталога отходов» [10];

- приказ МПР России от 02. 12.02 г. № 785 «Об утверждении паспорта отходов» [11];

- приказ МПР России от 15.06.01 г. № 811 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды» [12].

Кроме этого в России действуют санитарные правила и гигиенические нормы, регулирующие деятельность по обращению с опасными отходами, а также ветеринарно-санитарные правила по утилизации биологических отходов [13-15].

В соответствии с предоставленными полномочиями в Хабаровском крае действует закон Хабаровского края «Об отходах производства и потребления» № 146 [16], принятый Законодательной Думой Хабаровского края 28 июля 1999 года. В основном данный закон повторяет структуру федерального закона. Вместе с тем, сегодняшняя редакция краевого закона не содержит понятия «обращение с отходами», «обезвреживание», и в отличие от федерального закона дает понятие таких определений как утилизация, вторичные ресурсы, бытовых, сельскохозяйственных, медицинских, биологических видов отходов, свалки, полигоны могильники и др.

В целом структура, основные принципы, методы и способы регулирования идентичны федеральному закону, однако, следует отметить, что дублирование положений отсутствует. Закон Хабаровского края детализирует отдельные нормы федерального закона, расставляя акценты на более мелких (детальных) вопросах.

Основной из кардинальных новелл является статья 5 Закона Хабаровского края «Виды отходов и объектов их размещения». В зависимости от образования отходы делятся на:

- промышленные;

- сельскохозяйственные (образующиеся в результате сельскохозяйственного производства - навоз, помет, грубая солома, сельскохозяйственные стоки и пр.);

- бытовые (твердые и жидкие) – бытовые (коммунальные) отбросы, не утилизируемые в быту;

- медицинские (отходы производства и переработки фармацевтической продукции, непригодные к использованию лекарственные препараты и другие фармацевтические товары);

- биологические – трупы животных, птиц, в том числе лабораторных, ветеринарные конфискаты, выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы, другие отходы, получаемые при переработке пищевого сырья животного происхождения.

Закон Хабаровского края разграничил объекты размещения отходов на:

- полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов (инженерные сооружения, предназначенные для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения отходов);

- свалки (санкционированные и несанкционированные) (территории для размещения отходов);

- шламонакопители, хвостохранилища (сооружения для размещения хвостов обогащения полезных ископаемых, осадков сточных вод, шламов, шлаков, илов);

- отвалы, терриконы, шламо- и шлакозолоотвалы (искусственные насыпи из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов);

- котлованы, карьеры, выработанные шахты, штольни, подземные полости (полости на поверхности или в толще земли, возникшие в результате хозяйственной деятельности или естественным путем, которые могут быть использованы для размещения отходов);

- поглощающие колодцы, скважины для захоронения жидких отходов;

- могильники отходов (полигоны для бессрочного захоронения отходов);

- навозохранилища, пометохранилища (полигоны для размещения жидких, пастообразных или твердых сельскохозяйственных отходов);

- промышленные площадки для накопления отходов (места для хранения отходов на территории предприятия до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов);

- искусственные сборники - бункеры, контейнеры;

- кладбища и скотомогильники.

Таким образом, все законы и нормативные акты РФ реализованы и утверждены на основании действующего федерального закона, который в свою очередь опирается на международные обязательства в области регулирования деятельности по обращению с опасными отходами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.