КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория олигополистической защиты
Сторонники этой теории исходят из того, что в отраслях с высокой конкуренцией поведение лидера может определять процесс и скорость транснационализации конкурентов. На основе изучения международной деятельности 187 американских корпораций за период с 1948 по 1967 гг. Никкербоккер (1973) показал, что в олигополистических отраслях за лидерами, инвестирующими капитал за рубеж, автоматически следуют их домашние конкуренты. В течение трех лет с момента первичного зарубежного инвестирования средств лидером в 45% случаев за ним следовали его домашние конкуренты, а в течение семи лет - в 75% случаев. В отраслях с чрезвычайно высоким уровнем концентрации капитала (энергетика, металлургия) подобные стратегии ПИИ более редки, поскольку вместо прямой конкурентной борьбы лидеры предпочитают простой раздел рынка. В последующем Грэм (1978) несколько усовершенствовал эту модель на основе изучения инвестиционного поведения
европейских ТНК в Соединенных Штатах Америки. Их целью являлось в большей мере сопротивление стратегиям американских компаний в Европе, чем «сражение» со своими европейскими конкурентами в США. Отражая «американскую угрозу» на домашних рынках, европейцы форсировали свои усилия по интернализации. Таким образом, ПИИ не всегда определяются видимыми причинами экономической выгоды. Они в значительной мере могут рассматриваться как контрмеры, направленные на сдерживание своих основных конкурентов дома и за рубежом. Теория интернализации Теория интернализации (от англ. internalization - объединение всех технологий и ноу-хау внутри компании) устанавливает связь между ПИИ крупных корпораций и их внутренней организацией, отражающей иерархическую интеграцию бизнес-функций. Она предполагает наличие несовершенств рынка и была сформулирована во второй половине 70-х гг. двумя экономистами из Редингского университета (Великобритания) — Бак-кли и Кассоном.
Согласно теории Баккли и Кассона (1976), крупные фирмы могут расширять свою деятельность при наличии целостной внутренней структуры, исключая конкурентов на их ноу-хау. Они упрекали предыдущие теории (в частности, теории Хай-мера, Киндльбергера) за чрезмерное акцентирование внимания на производственной функции и пренебрежении прочими уникальными преимуществами (умение лидировать, международная организация деятельности, маркетинговые и снабженческие ресурсы, развитие человеческого капитала и здоровый финансовый менеджмент), которые позволяют компаниям выходить в лидеры и распространять свои операции на другие рынки и отрасли. Настоящие международные операторы получают свое конкурентное преимущество отнюдь не вследствие использования одного-единственного специфического фактора в одной определенной функциональной сфере, а из-за своей способности интернализировать свое ноу-хау, вместо того, чтобы передавать его другим (внешним) организациям. Практически во всех промышленных секторах - там, где высоки затраты на НИОКР и присутствует капиталоемкое производство (химическая промышленность, автомобилестроение) и большое количество промежуточных товаров в виде компонентов и полуфабрикатов (бытовая электроника, фармацевтика), существует интернализация. Теория «летящих гусей» Теория «летящих гусей» была разработана в конце 30-х гг. японским ученым К. Акамацу как обобщенная теория экономического развития. По его представлению, существуют три фазы развития отрасли: Фаза 1: Продукция поступает в экономику через импорт от зарубежных производителей.
Фаза 2: Для удовлетворения растущего национального спроса посредством ПИИ открываются новые (в т.ч. смежные) местные производства. Фаза 3: Развивается национальная экономика, и страна из импортера продукции превращается в ее экспортера. Акамацу построил свою модель на основе наблюдения за текстильной промышленностью Японии и ее развитием в течение 40-50 лет, начиная с конца XIX века. Он показал, что последовательность «импорт товаров - развитие местного производства - экспорт» графически напоминает формирование стаи диких гусей. Такая модель развития национальной экономики позволяет из импортера продукции превратиться в ее экспортера. Позднее эта модель была применена в новоиндустриальных (например, Южная Корея, Тайвань) и развивающихся странах (например, Таиланд, Малайзия), где многие капиталоемкие отрасли развивались вызванными ПИИ трансфертами ноу-хау и передовых технологий. Из теории «летящих гусей» правительства могут использовать три важных факта при разработке планов экономического развития страны: 1. Международная экономическая интеграция позволяет переходным экономикам догонять и даже перегонять передовые. 2. Страна должна оставаться открытой для внешнего мира и, 3. Необходима выработка разумной ПИИ-политики для ускорения процесса экономического развития. Следует отметить, что вызванное ПИИ экономическое развитие в стране-лидере может оказать влияние на соседние страны, особенно если их действия скоординированы.
Теория конкурентных преимуществ наций В работе о конкурентном преимуществе наций Майкл Портер (1990) представил результаты своего исследования, проведенного в десяти ведущих промышленно развитых странах. Он изучил конкурентоспособность более чем в ста отраслях, на долю которых приходилась значительная часть экспорта соответствующих стран. В своем анализе он попытался ответить на следующие вопросы: - почему корпорации, относящиеся к определенным отраслям, были более успешны в проникновении на зарубежные - почему отдельные страны смогли привлекать ПИИ в отрасли с высокой добавленной стоимостью, а в другие отрасли - нет?
- почему инвестиции ТНК в отдельные страны и сектора На основе сделанного анализа он определил четыре фактора конкурентного преимущества наций: Фактор 1: Корпоративная стратегия фирмы: управление и искусство лидерства, цели корпорации, организация бизнеса и т.д. Фактор 2: Состояние факторов производства: физических, человеческих, капитала, инфраструктуры. Фактор 3: Составляющие спроса: объем спроса в стране, темпы его роста, сегментация потребителей, характеристики потребителей (потребности, уровень покупательской способности, международная мобильность и т.п.). Фактор 4: Наличие сопутствующих и поддерживающих отраслей для вхождения ТНК на рынок принимающей страны.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |