Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платежный баланс (стандартные компоненты) I. Текущий счет 3 страница




Основы устройства этой системы сводятся к следующему: юридически оформлена демонетизация золота, отменена его официальная цена, золото исключено из расчетов МВФ и его членов; основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР (специаль­ные права заимствования); в отношении валютных курсов пре­дусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установ­ление и поддержание стабильных курсов национальных валют к СДР; усилено межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ.

В рамках мировой валютной системы на региональном уров­не функционирует ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС), основанная на использовании европейской валютной единицы ЭКЮ (затем - Евро). Решение о создании ЕВС было принято Европейским Советом 5 декабря 1979 г., а начала дейс­твовать с 13 марта 1979 г. Договор о поэтапном продвижении к валютному союзу был подписан 12 странами (Германией, Фран­цией, Голландией, Бельгией, Данией, Ирландией, Великобрита­нией, Италией, Грецией, Испанией, Португалией и Люксембур­гом) в Маастрихте в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.

 

Процесс продвижения к валютному союзу ЕС состоял из трех фаз: подготовительной, организационной и финальной.

Подготовительная фаза длилась до 1 января 1996 г., в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на дви­жение капиталов и платежей и начали стабилизацию своих госу­дарственных финансов по критериям, установленным ЕС.

Организационная фаза длилась до 31 декабря 1998 г. и была нацелена на завершение окончательной стабилизации государс­твенных финансов и на формирование правовой и институцио­нальной базы валютного союза.

Финальная фаза, состояла из 2-х этапов:

1-й - евро становится полноправной денежной единицей, но существует в безналичной форме;

2-й - полный переход на евро. Начался с 1 января 1999 г. и закончился 1 июля 2002 г. с введением в оборот наличного евро и созданием наднационального Европейского центрально­го банка (ЕЦБ) и действующей под его руководством Европей­ской системы центральных банков (ЕСЦБ).

На 1 февраля 2009 г. из 27 государств ЕС в еврозону входило 16 государств: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия. Словения, Словакия, Финляндия, Франция.

8.5. Валютная политика государства: понятие, направления, инструменты

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - это совокупность экономичес­ких мер, осуществляемых государственными органами и меж­государственными учреждениями в сфере международных ва­лютных и других экономических отношений в соответствии с их текущими и стратегическими целями. Она является состав­ной частью общей государственной экономической политики.

Следует различать валютную политику текущую и долго­временную (структурную).

ТЕКУЩАЯ ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА представляет собой повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного рынка. Официальной целью такого регулирования является поддержание равнове­сия платежного баланса, обеспечение упорядоченного функ-


ционирования механизма национальной и мировой валютных систем.

Текущая валютная политика реализуется министерством финансов, Центральным банком, органами валютного контро­ля. Формами этой политики являются:

а) дисконтная политика, т. е. маневрирование учетной став­
кой Национального (Центрального) банка, которое наряду с
другими мерами кредитно-денежного и финансового характера
призвано регулировать величину денежной массы в обраще-
нии, уровень цен, объем совокупного спроса в стране, а также
прилив из-за границы и отлив за границу краткосрочных капи­талов;

б) девизная политика, осуществляемая ныне преимущест­венно в виде валютной интервенции, представляющей собой
куплю-продажу государственными органами иностранной ва­люты в целях воздействия на курс национальной валюты;

в) изменение валютного курса (девальвация, ревальвация);

г) изменение режима обратимости валют: ужесточение
или, напротив, ослабление валютных ограничений;

д) получение или предоставление валютных кредитов и суб­сидий для компенсации возникающих разрывов в международ­ных платежах;

е) диверсификация (распределение между различными объ-
ектами) валютных резервов, позволяющая уменьшить убытки,
связанные с обесценением валют, и обеспечить наиболее вы­
годную структуру резервных активов.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (СТРУКТУРНАЯ) ВАЛЮТНАЯ ПО­ЛИТИКА - это осуществление долговременных структурных изменений в международном валютном механизме. Она реали­зуется посредством участия стран в межгосударственных пе­реговорах и соглашениях, преимущественно в рамках Между­народного валютного фонда (МВФ), а также на региональном уровне. Мероприятия, осуществляемые в сфере межгосударс­твенного валютного регулирования, трансформируют ключе­вые элементы международной валютной системы в новое со­стояние, соответствующее изменившимся мирохозяйственным отношениям.

Направление и формы валютной политики определяются экономическим и валютным положением стран, ведущими тен­денциями эволюции мирового хозяйства, изменениями в рас­становке сил на мировой арене.

 

 

8.6. Валютная система и валютная политика Республики Беларусь

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ пред­ставляет собой форму организации валютных отношений стра­ны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее характеризуют те же элементы, что и любую национальную ва­лютную систему (см. вопрос 8.1). Важнейшими из этих элемен­тов являются валюта (белорусский рубль) и ее валютный курс. Регулирование валютного курса и валютный контроль положе­ны в основу валютной политики государства.

Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иност­ранной, так и в национальной валюте при проведении внешне­экономических операций в целях укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения стабильности валютного кур­са и предотвращения оттока капитала

Валютное регулирование в Республике Беларусь осущест­вляется на основе Закона «О валютном регулировании и валют­ном контроле», принятом 22 июля 2003 г. Законодательно уста­новлены: порядок осуществления международного платежного оборота, использования валютных ресурсов и международных кредитов; состав участников и режим деятельности валютного рынка; правила проведения валютных операций и др. Определе­ны: статус государственных органов, осуществляющих валют­ное регулирование; основные принципы валютной политики; порядок международной валютной ликвидности Республики Беларусь.

Основными элементами системы валютного регулирования являются: законодательные и нормативно-правовые докумен­ты, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реали­зации данной системы; процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования); органы валютного регулирования, которые в соответствии со своими функциями устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне (уровень кон­троля).

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров и Национальный банк Республики


Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь на Национальный банк Республики Беларусь возложены фун­кции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка регулирования курса национальной валюты к иностранным ва­лютам, лицензирования деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями. Как орган валютного ре­гулирования в рамках своих полномочий Национальный банк: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по от­ношению к другим валютам; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях и иностранной валюте в Республике Бела­русь и за ее пределами; устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами; устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой; выдает разрешения на осуществление валютных операций; осуществляет другие полномочия, уста­новленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютно­го регулирования взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования и в пределах своей компе­тенции: принимает нормативно-правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства; осуществляет другие пол­номочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иным законодательством.

Одним из приоритетных направлений валютного регулиро­вания в Республике Беларусь на 2000-2010 гг. является: стаби­лизация валютного рынка и обеспечение устойчивости бело­русского рубля; содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики. Исходя из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования на эти годы. Это: рыночное удовлетворение потребностей всех агентов эко­номической деятельности в иностранной валюте; уменьшение

 

 

отрицательного сальдо торгового баланса; наращивание золо­товалютных резервов государства; создание предпосылок кон­вертируемости белорусского рубля по текущим операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь, помимо Совета Министров и Национального банка, являются Комитет государственного контроля и Государственный тамо­женный комитет, если иное не определено Президентом Рес­публики Беларусь. Эти органы вправе: проводить в установ­ленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований- законности происхождения валют­ных ценностей; осуществлять контроль за своевременностью предоставления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валют­ного законодательства; получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства; осущест­влять иные функции, предусмотренные законодательством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.