Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии разрешения внутриличностного конфликта




1. Отчетливо идентифицируйте внутриличностные противоречия и отделите части друг от друга. Будет казаться, что они выдвигают конфликтующие требования. Например, одна часть может требовать свободы и досуга, а другая – гарантии устойчивого дохода. Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая – расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные суждения о другой части. Некоторые части строятся на ценностных ориентациях родителей. У каждой части своя ценность.

2. Получите ясную репрезентацию каждой части. Как они выглядят? Что они чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте их (например, руки).

3. Выясните намерения каждой части. Учтите, что каждая из них имеет позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько это вам необходимо для того, чтобы части пришли к взаимовыгодному результату. Обе должны прийти к соглашению. Начните переговоры так, как будто имеете дело с двумя различными людьми. Иногда, когда разногласия велики, единственное соглашение, которое может быть достигнуто, – сохранение вашей жизни.

4. Переговоры. Какие ресурсы каждой части могли бы оказаться полезными другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем они могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей соперницы для того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет каждая часть от другой (время, поведение, внимание и т. п.)? Создайте картинку сотрудничества частей. Посидите некоторое время спокойно. Такие «переговоры» – хороший инструмент для разрешения конфликтов. На самом деле вы можете никогда не избавиться от этих противоборствующих частей (в этом, возможно, и отсутствует необходимость). Однако вы лучше поймете их, будете узнавать в кризисной ситуации, и они не породят крайних невротических реакций, поскольку здесь главное – не то, что находится в пределах разума, не то соглашение, к которому вы пришли, а те звуковые, визуальные или кинестические образы, которые вы создали. Гармония между состоянием тела, уровнем деятельности, полноценностью контактов и развитием воображения гарантирует сохранение здоровья. Физическая нагрузка способствует нормализации психического состояния, но иногда это может быть бегство в любую работу, которая дает ощущение успешности. Если физическая нагрузка, общение с другими не дают желаемого эффекта и человек, погружаясь в мир фантазий, не получает облегчения, то он может уйти в наркоманию или алкоголизм.

Острота внутриличностного конфликта может осложняться ситуацией неопределенности, порожденной недостатком информации. Самое сложное в этой ситуации – ждать, держать паузу. Разрешению этого противоречия способствует создание у себя установки – на время успокоиться, дождаться благоприятного времени. Если этого не сделать, то экстремальная ситуация приведет к сужению поля сознания и человек станет принимать решение в условиях, провоцирующих совершение ошибок. Снизить напряженность в ситуации неопределенности помогает установка, что лучшее решение – ждать результата, предоставив событиям развиваться своим чередом.

Разрешению внутриличностных противоречий помогает умение в трудных случаях поощрять себя, представлять, как будет хорошо, когда неприятности закончатся. Это создает интервал спокойствия, дает возможность обрести дополнительные силы. Роль промежуточного поощрения может выполнять радость от осуществления каждого этапа приближения к цели. Большую поддержку в трудный момент оказывает юмор, который позволяет сменить точку зрения на ситуацию и видеть ее в не столь мрачном виде.

В случае внутриличностного конфликта, связанного со снижением самооценки, полезно обратиться к прошлым достижениям и победам и там обрести уверенность в себе.

Продуктивному разрешению внутриличностного конфликта способствует умение правильно и конструктивно общаться не только с собой, но и с другими. В процессе общения и взаимодействия с другими людьми человек может попасть в принудительную ситуацию: нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Можно ли избежать протеста против принудительности определенных ситуаций? Ответ на этот вопрос зависит от личностных особенностей каждого человека, но при этом нужно уитывать, принимая решение о вступлении в конфликт, будет ли он способствовать развитию личности или разрешение конфликта разрушит основные ценности человека.

Сумеет ли человек продуктивно разрешить кризисную ситуацию и выйти из нее победителем, зависит от многих факторов. Прежде всего, от энергетического потенциала и организационных особенностей личности, определяющих направление выхода из конфликта. Понятие психологической силы и психологического напряжения ввел П. Жане. Он отмечал, что в норме организация психики маскирует энергетический потенциал, работающий на поддержание этой организации, но в экстремальных условиях он становится явным. Тогда энергетическая сторона мотивационного процесса видна тем более отчетливо, чем сильнее проявление свойств темперамента и акцентуации характера, поскольку с этим связано направление выхода из конфликта. Именно акцентуация характера определяет избирательную чувствительность в отношении определенного рода психогенных воздействий. Если от силы психики зависит, проявится ли интуиция, то от акцентуации – в чем именно она проявится и как. Вероятнее всего, кризисный процесс будет скатываться к слабым сторонам психики, к местам максимальной чувствительности. Поэтому на нестабильность и изменчивость окружающего мира первыми особенно остро реагируют лица с наличием доминирующего интереса или вообще повышенно чувствительные и тревожные люди, среди которых много творчески одаренных.

Исходный, врожденный энергетический запас может пополняться вследствие влияния успеха, осознания масштаба цели, ее личной и общественной значимости. Абсолютная концентрированность человека на значимой для него проблеме, приверженность задаче, долгу, призванию и поглощенность полностью любимой работой исключают концентрированность на своих конфликтах. Наоборот, возникающие внутриличностные противоречия могут усиливать актуальный запас сил человека, подталкивая его к актуализации и успешности. Если запас исходной энергии определяет масштаб формулируемой задачи, то может быть значимо и обратное влияние. При ощущении успеха в продвижении к решению имеет место суммирование исходного импульса и поддержки от достигнутого успеха. В результате ощущение силы возрастает, а возникающий катарсис способен не просто разрешить возникшие внутриличностные противоречия, но и подтолкнуть к творческому озарению [5]

В данном контексте необходимо рассмотреть вопрос о том, в чем, где и как проявляется творчество. «Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» (А. Маслоу). «Человек может проявлять творчество в своих общественных отношениях, в своем умении общаться с другими людьми, в способности экспериментировать в любой области знания» (Дж. Андерсон). Возможность проявления творчества существует повсюду. Мера его проявления может быть абсолютной: человек либо творческий, либо нет. Но при этом нельзя отрицать, что для того, чтобы развивать творческие способности, нужно допустить возможность разной меры выраженности творчества. В данном случае уместно упомянуть о «креативности» как пути к творческой деятельности, способности человека отказываться от стереотипных способов мышления.

Основными факторами креативности признаются:

- оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности;

- семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

- образная адаптационная гибкость, то есть способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

- семантическая, спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

Уровень креативности можно не только измерять, но и развивать, соответственно, имеет смысл применять различные технологии, содействующие углублению способностей.

Несомненно, что самореализация в творчестве – оптимальный способ разрешения внутренних духовных противоречий, мучающих человека. «Если кому-либо удастся решить подлинно творческую задачу, в полной мере пережить состояние инсайта, то он переживает мощный эмоциональный подъем, который можно сравнить с религиозным экстазом или влюбленностью» (А. Эйнштейн). Самореализация в творчестве – одно из самых больших удовольствий, доступных человеку. Человек может получать удовольствие от любви и секса, от власти и наркотиков и др., но удовольствие от творчества, как правило, не формирует зависимости, не сопровождается самоистреблением, дано на длительное, практически не ограниченное время, социально приемлемо и одобряемо. Если самореализация в творчестве имеет столь неоспоримые преимущества, почему не все люди приходят к творческой деятельности как способу разрешения духовных противоречий? Во многом это связано с тем, что состояние творчества – это напряженное переживание, часто обрекающее человека на одиночество. В своей работе «Иметь или быть?» Э. Фромм размышляет о возникающем противоречии: быть со всеми и не испытывать одиночества, с одной стороны, либо переживать разобщенность с другими людьми, но зато самоактуализироваться и стать индивидуальностью. Он отмечал, что человечество выработало несколько способов разрешения этого противоречия.

1. Переход в органистическое состояние, достигаемое с помощью секса или наркотиков. В этом состоянии человек ощущает полное слияние с другим человеком или со всеми – полное растворение во внешнем мире. Это слияние на короткое время избавляет человека от тревоги, но не снимает проблему.

2. Максимальное приспособление к группе, требующее от человека предельного конформизма. Для полного слияния с группой необходимо поступиться своим личным достоинством, в значительной степени утратить свое «Я», но при этом приобрести спокойное, надежное положение и понимание окружающих.

3. Любовь – это самый полный способ преодоления одиночества. Духовно и физически сливаясь с любимым человеком, любящий объединяет себя с ним и делает существенный шаг к объединению со всем миром. При этом в максимальной степени удается сохранить собственную целостность и индивидуальность. Однако не все в равной степени способны к движению этим путем, так как для него требуется развитая эмоциональная сфера личности и способность к самоотдаче, а это дано не каждому.

Погружение в творческую деятельность – это возможность слияния с предметом своего творчества, объединения человека с миром. При этом нет утраты ни внешнего мира, ни своего «Я», этот путь проходит через формирование и удовлетворение высших потребностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.