Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Язык и мышление 3 страница




В приведенном отрывке из книги Евгения Николаевича Панова «Знаки. Символы. Языки» отмечены важные свойства языка, которые делают язык совершенно «особой» системой знаков. Все знаковые системы (а их в культуре существует бесконечное множество) обладают принципиально одинаковыми свойствами:

Ø они предназначены для передачи информации;

Ø они создаются общественной практикой (социальны);

Ø представляют собой единство означающего (формы знака) и означаемого (значения знака);

Ø отражают действительность (объективную или субъективную);

Ø могут подвергаться изменениям в результате внешнего воздействия.

Но язык обладает и уникальными свойствами:

Ø он универсален (может использоваться абсолютно во всех сферах деятельности человека, в то время как другие системы знаков имеют ограниченную сферу применения);

Ø он может изменяться и по своим внутренним законам;

Ø возникает естественным путём.

 

Первым применил понятие знака к анализу языка как системы швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр. Он рассматривал язык как систему знаков, в которой единственно существенным качеством является соединение смысла и акустического образа: «Слово в качестве языкового знака есть двусторонняя психическая сущность, которая держится на неразрывной связи между понятием и его акустическим образом… Естественной для человека является не речевая деятельность, а способность создавать язык, т.е. систему дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям».

Одним из выдающихся семиологов нашего времени является итальянский ученый Умберто Эко. Эко считает, что современная семиотика является наукой в полном смысле слова, потому что она:

Ø является самостоятельной дисциплиной;

Ø имеет в своем распоряжении стандартизованный методологический инструментарий;

Ø способна выдвигать гипотезы;

Ø дает возможность прогнозирования;

Ø открытия семиотики могут привести к изменению объективного мира.

 

Книги Умберто Эко (как научные книги и статьи, так и романы) пользуются популярностью во всем мире.

Именно потому, что человек творит знаки (т.е. «приписывает» значения явлениям и вещам), в его распоряжении оказывается мощнейший аппарат, который позволяет с помощью конечного числа элементов (системы языка) создавать неограниченное, бесконечное число сообщений. Это дает возможность не только «передавать информацию», но (что самое главное!) хранить ее в памяти, выстраивая, таким образом, картину мира (о которой мы уже говорили ранее). Если перефразировать известную фразу Карла Маркса о том, что деньги есть превращенная форма товара, то можно утверждать, что способность человека к семиозису (означиванию) делает для него слово (язык) превращенной формой мира. То, что мы храним эту «превращенную форму» в памяти дает нам возможность абстрагирования: мы можем «общаться» с миром не напрямую, а опосредованно, мысленно «видим» перед собой отсутствующие в данный момент предметы, можем оперировать ими. Эта способность представляется человеку совершенно естественной, но, по-видимому, именно она делает человека человеком.

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 4

Вопросы для размышления и практические задания

1. Почему все многообразие психических явлений называют процессами?

2. Как соотносятся между собой утверждения о том, что мышление невозможно без языка, и о том, что человек может мыслить и не в языковых формах?

3. Сравните определения сознания, данные в тексте лекции по теме 4, и прокомментируйте разницу. Почему одно и то же явление может трактоваться по-разному?

4. Приведите примеры из Вашего личного опыта, иллюстрирующие различные аспекты работы памяти: опоры для запоминания каких-либо фактов, проблемы с извлечением информации из памяти и т.п. Какие свойства памяти проявляются в этих примерах?

5. Как Вы думаете, почему когнитивная наука стала активно развиваться именно в XX веке? Почему настолько актуальной в это время стала проблема знаний и способов овладения знаниями?

6. Приведите примеры использования декларативного и процедурного знаний. Когда «востребован» каждый из этих типов знаний?

7. Как Вы думаете, почему культура пользуется достаточно большим количеством прецедентных феноменов? Приведите примеры прецедентных феноменов, которые Вы сами часто используете в коммуникации.

8. Что Вы считаете главным для адекватного восприятия речевого сообщения (устного высказывания и/или письменного текста)?

9. Как Вы считаете, являетесь ли Вы билингвом? Обоснуйте свою точку зрения.

10. В когнитивной науке концепты обычно классифицируются по признаку абстрактности/конкретности. Можете ли Вы проиллюстрировать такие различия примерами?

11. Как Вы считаете, зависит ли то, как люди видят и понимают окружающий их мир, от языка, на котором они говорят?

12. Зачем нужно рассматривать уровни языковой личности?

13. Почему рассмотрение языка обязательно должно включать в себя обоснование его знаковой природы?

14. Сколько знаковых систем «обслуживает» Ваше повседневную жизнь?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.