Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал к занятию. Культурный расцвет на р




В конце Х1Х – начале ХХ вв. Россия переживала интенсивный интеллектуальный и художественный подъем, получивший название «русского культурного ренессанса» или «серебряного века» русской культуры (Н.Бердяев). Понятие «серебряный век» не столько научное, сколько эмоциональное, образное, вызывающее ассоциации с «золотым веком» русской культуры (первая треть Х1Х в.).

Культурный расцвет на рубеже веков был обусловлен целым рядом объективных причин. В конце Х1Х века Россия вступила на путь модернизации. Экономика России по многим параметрам стремительно приближалась к европейским странам. С другой стороны, незавершенность буржуазных реформ 60-х – 70-х гг. Х1Х века и последующие контрреформы способствовали сохранению полуфеодальных порядков. Сложность и противоречивость российской действительности порождали глубокие социальные конфликты, таили в себе угрозу революционного взрыва. Все это находило причудливое отражение в философии, литературе, искусстве. Экономический подъем 90-х годов ХIХ века открывал возможность материального обеспечения различных культурных программ и проектов, и многие представители русской буржуазии проявляли заинтересованное участие в развитии отечественной культуры. Наступил «золотой век» русского меценатства. Наиболее яркие представители – П.М. и С.М. Третьяковы, С.Т.Морозов, С.И.Мамонтов, С.П.Дягилев, С.И.Зимин, А.А.Бахрушин, княгиня М.К.Тенишева.

«Серебряный век» - период в высшей степени знаменательный и продуктивный в истории отечественной и мировой культуры. Рывок в развитии культуры был сделан практически по всем направлениям.

Развитие отечественной науки в рассматриваемый период отмечено появлением целой плеяды выдающихся ученых и их научных школ, получивших всемирное признание (Н.Е.Жуковский, П.Н.Лебедев, В.И.Вернадский, И.П.Павлов, К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, А.С. Попов, Д.И.Менделеев, В.М.Бехтерев и др.). Большинство их научных открытий выходило за рамки рубежного времени, на много десятилетий определяя развитие не только российской, но и мировой науки. Именно в России, ставшей родиной учения о биосфере, вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли (Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, и др.).

Отечественная интеллигенция на рубеже веков проявляла себя особенно ярко и плодотворно. Нравственный барометр российского общества, она напряженно искала выходы для человека, искусства, общества. Нравственные искания русской интеллигенции предопределили расцвет поэзии и религиозной философии, вызревание мистических и оккультных настроений, появление искусства авангарда. Ярким выражением мощного рывка в развитии отечественной культуры стал религиозно-философский ренессанс, подготовленный деятельностью В.С.Соловьева и развитый П.А.Флоренским, С.Н.Булгаковым, Н.А.Бердяевым, Г.П.Федотовым, Л.П.Карсавиным, и др.

Рубеж веков отмечен активизацией интереса российского общества к истории и многовековым традициям. Создаются замечательные скульптурные памятники, посвященные памятным датам и историческим деятелям («Тысячелетие Руси» - в Новгороде, Екатерине II - в Петербурге, Пушкину - в Москве, Лермонтову - в Пятигорске, Гоголю - в Москве); завершается строительство храмов-памятников в честь знаменательных событий российской истории (Храм Христа Спасителя; Памятник-часовня героям битвы под Плевной); открываются музеи, своими экспозициями утверждавшие чувство гордости за Россию и ее многовековую культуру (Исторический музей, 1881; Изящных искусств, 1912; Театральный музей, 1894; Народного искусства, 1885; Третьяковская галерея, 1892; Политехнический музей, 1872; Музей русского народного искусства в Абрамцево, 1885 и др.). Обращение к русской античности четко прослеживается в работах русских художников (Н.К. Рериха, В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина и др.), композиторов (Н.А.Римского-Корсакова, И.Ф.Стравинского, А.Т.Гречанинова) и др. деятелей русской культуры.

Конец Х1Х – начало ХХ вв. - время яркого расцвета поэзии, прозы, музыки, оперы и театра, живописи, скульптуры и архитектуры, время рождения российского кинематографа. На небольшом временном отрезке сконцентрировались крупнейшие явления культуры и яркие индивидуальности. Отправной точкой «нового» искусства стало отрицание грубого материализма и утверждение лирической концепции творчества. На смену непосредственному изображению окружающего мира приходила такая реальность, какой ее видел сам художник. Важнейшая и характерная особенность культуры «серебряного века» – выражение собственных чувств и погружение в созерцательность. Искусство освобождалось от роли обличителя социальной несправедливости, которую оно выполняло ранее.

Процесс перехода к новым творческим системам, наблюдаемый в России, был характерен для всего европейского искусства. В России он приобрел свои национальные особенности. Политическая обстановка в стране и идейно-нравственная атмосфера в обществе повлияли на творческую жизнь как отдельных деятелей культуры, так и целых художественных направлений. Разрыв традиционных общинных связей и растущий процесс маргинализации, захватывавшие всё большее количество людей привели к закономернму результату. Русская культура в целом потеряла один из основополагающих принципов своего существования, заложенный православием - соборность – ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой. В обществе формировалась элитарная культура, понятная лишь в своем замкнутом кругу (сопоставьте понятия – элитарная и массовая культура). Русская интеллигенция в итоге оказалась беспомощной перед новыми требованиями социально-политического развития. Следствием этого стал рост пессимистических настроений, характеризовавшихся разочарованием в реальности, уходом от действительности, неверием в существование плодотворных исторических целей и перспектив. Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции стали теми объективными преградами, о которые разбилось искусство «серебряного века», но не исчезло бесследно, не погибло, став достоянием мировой культуры.

Термин «серебряный век» прежде всего вызывает ассоциации с модернистскими течениями, однако реализм в этот период не исчез - он лишь перестал быть единственным и доминирующим стилем в культуре России. Реалистическое направление в литературе продолжали Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»); А.П.Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами («Палата №6», «Дама с собачкой», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» и др.); молодые писатели И.А.Бунин, А.И.Куприн, В.Г.Короленко, А.С.Серафимович, Л.А.Андреев, В.В.Вересаев. Своё направление писатели-реалисты организационно оформили в 1899 г., создав литературное содружество «Среда». Одновременно в реализме появились новые художественные качества (опосредованное отражение действительности). С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов («Макар Чудра», «Челкаш» и др.) принесли известность молодому А.М.Горькому. Лучшие реалистические произведения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа веков («Фома Гордеев», «Мещане», «На дне» и др.).

Поэты, пришедшие на литературную арену в конце Х1Х в., продолжили те традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе. На знамени представителей русского модерна значилось прежде всего преодоление позитивизма прошлого века, отказ от реализма, увлечение идеалистической философией в ее различных формах. В конце Х1Х в., когда значительная часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, заметное распространение в литературе получило декаденство (см., словарь), многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма. Если в Х1Х в. литература имела тенденцию к изучению болезней социальных, то в начале ХХ в. поэты преимущественно задумывались об очищении души каждого человека. Характерной чертой этих исканий было и то, что литература вне религиозной тематики часто не могла нащупать путей, впадая в пессимизм, апологетику смерти, безумия. Одним из «родовых признаков» поэтов серебряного века была вера в искусство и силу слова. Поэтому для их творчества показательно «погружение» в стихию слова, увлеченные поиски новых ярких средств выражения. Подчас культ красоты оборачивался пряной изысканностью, духовная сложность – воспеванием вседозволенности, поиски нового литературного языка – экстравагантным словотворчеством.

Не создав большого романа, русская литература начала ХХ в. породила замечательную поэзию, значительным направлением в которой был символизм (см. словарь). Несколько ранее символизм получил распространение в европейской литературе (Поль Верлен, Артюр Рембо, Морис Метерлинк) Представители символизма сосредотачивали свое внимание на художественном выражении посредством символов и идей, находившихся за пределами чувственного восприятия человека.

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус) пришли в литературу в 90-е годы в период глубокого кризиса поэзии. Проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» (А.А.Блок, А.Белый, В.И.Иванов, В.С.Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Их вдохновляла утопическая вера в преображение мира красотой («Красота спасет мир»). Красочный мир символистов был далек от реального. Но благодаря легкости слога, артистизму, красоте звучания и изысканности образов они длительное время были популярны, оказав влияние на многих писателей и поэтов других направлений.

К 1910 году символизм был потеснён другим модернистским течением – акмеизмом(см. словарь). Его представители (Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, В.И.Нарбут, М.А.Кузмин), проявляя склонность к эстетизму, в то же время избегали туманных иносказаний символистов, стремились к точности и четкости изображаемого, реализму подробностей и деталей. В целом акмеистов скорей можно назвать не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, объединенных личной дружбой.

Одновременно с акмеизмом в России возникло и другое модернистское течение – футуризм(см. словарь), распадавшееся на несколько группировок («Ассоциация эгофутуристов» - И.Северянин и др.; «Гилея» («кубофутуристы») - Д.Д.Бурлюк, В.В.Маяковский, В.В.Хлебников; «Центрифуга» - Н.Н.Асеев, Б.Л.Пастернак и др.; «Мезонин поэзии» - Р.Ивнев, В.Лавренев). Если символисты стремились преобразить мир искусством, красотой, то футуристы делали упор на разрушении старого мира. Общим для них было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством – «важно не что сказать, а как сказать». Скандальную известность получило требование кубофутуристов «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и Парохода современности» (манифест «Пощечина общественному вкусу», 1912).

Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему тем, что в основе их теорий лежала индивидуалистическая идея, стремление к созданию ярких мифов, преимущественное внимание к формам.

Особое место в литературе рубежа веков занимали т.н. «крестьянские» поэты (Н.А.Клюев, П.В.Орешин, ранний С.А.Есенин), соединявшие религиозно-мистические мотивы с проблемой защиты традиций крестьянской культуры, а также яркие индивидуальности, стоявшие особняком и не примыкавшие четко ни к одному из течений (М.И.Цветаева, М.А.Волошин).

В конце Х1Х – начале ХХ в.в. на развитие пластических искусств, особенно архитектуры, повлияли достижения высокоразвитого капитализма. Эпоха промышленного прогресса произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место начинают занимать сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики и т.п.). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. Модерн (см. словарь) - явление неоднозначное, противоречивое, его четкого определения не существует. Для произведений, выполненных в стиле модерн, характерны стремление к индивидуализму, единый, орнаментальный и образно-символический замысел, гибкость линий, стилизованный растительный узор.

Ярким примером модерна в России стало творчество Ф.О.Шехтеля. Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы, выполненные по его проектам, отличаются своим особым почерком. Модерн прекрасно представлен в Москве. Особенно распространён в ней так называемый неорусский стиль – одно из направлений модерна: Ф.О.Шехтель – Ярославский вокзал, В.М.Васнецов – старое здание Третьяковской галереи, А.В.Щусев – Казанский вокзал. Модерн получил развитие и в Петербурге, но здесь он испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм. В полной мере черты этого стиля сказались в особняке А.А.Половцева на Каменном острове - И.А.Фомина, зданиях гостиницы «Астория» и б.Азово-Донского банка на Большой Морской - Ф.И.Лидваля, домах на Каменноостровском проспекте - В.А.Щуко и др.

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой. Его ранние работы (скульптурные портреты Левитана, Толстого) выполнены в импрессионистической манере – взрыхленность, бугристость натуры, динамичность форм. Его лучшая работа в России – памятник Александру III – выполнено как антитеза «Медному всаднику» Фальконе. По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве скульптора Н.А.Андреева, передающий трагедию великого писателя. Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С.Голубкиной. Женские образы скульптора («Изергиль», «Старая» и др.) отмечены состраданием к усталым, но не сломленным людям.

Произведения С.Т.Коненкова отличались стилистическим и жанровым многообразием («Самсон, разрывающий узы», «Нике», «Стрибог» и др.). Импрессионизм практически не повлиял на его творчество. Огромная заслуга автора - возрождение деревянной скульптуры, введение в искусство образов славянской мифологии, русского фольклора.

Тенденции, которые определили развитие культуры «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. Новое поколение художников ничего не хотело знать о «полезности искусства». Оно стремилось лишь выразить своё отношение к миру, его красоту, наконец, самого себя. Жанровая живопись в 90-е гг. утратила ведущую роль. На первый план начал выходить пейзаж, либо пейзажный жанр, слитый с бытовым (А.В.Васнецов, А.П.Рябушкин, М.В.Нестеров, И.И.Левитан).

Раньше других в России сформулировал новые принципы живописи и вышел на позиции импрессионизма К.А.Коровин. Начав свой путь художника в абрамцевском кружке мецената С.И.Мамонтова, объединившего лучшие художественные силы Москвы, К.А.Коровин вскоре отошел от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и драматизмом, придя к яркой, интенсивной манере письма («Цветы», «Сирень», «Париж» и др.)

Центральная фигура искусства рубежа веков – В.А.Серов, живопись которого знаменовала поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому». Поиски новых форм и стремление к символистским обобщениям привели В.А.Серова от импрессионистской достоверности полотен «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем») к условности модерна в исторических композициях («Петр 1», «Похищение Европы»).

Особое место в живописи рубежа веков занимают представители «живописного символизма» М.А.Врубель и В.Э.Борисов-Мусатов. Творческая индивидуальность М.А.Врубеля проявилась в художественном универсализме: станковой картине, портрете, монументальном декоративном панно, театральной декорации, майоликовой скульптуре. Для искусства художника характерно стремление к постановке философских проблем, размышление об истине и красоте («Демон сидящий», книжные иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова). Картины В.Э.Борисова-Мусатова нередко называют реальностью, превращенной в поэтический символ («Призраки», Гобелен» и др.).

В 1898 г. в Петербурге возникло объединение художников «Мир искусства». Их творчество объединяла далекая от современности «мечтательно ретроспективная» тематика. Источником обновления живописи мирискусники считали русское искусство ХYIII - первой половины Х1Х веков и западно-европейское искусство Х1Х века. В своей живописи они провозглашали принцип художественного индивидуализма, автономии искусства, свободного от проблем политических и социальных. Огромную роль в «Мире искусства» играл меценат С.П.Дягилев, занимавшийся организацией выставок (в том числе «Русских сезонов» в Париже) и изданием одноименного журнала. В объединение, просуществовавшее до 1924 года, входили К.А.Сомов, А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, З.Е.Серебрякова и др.). Основным стилем живописи мирискусников был модерн.

В начале ХХ в. в России одна за другой возникают самобытные группировки художников, с которых начинается отсчет новых направлений в русской живописи («Голубая роза» - П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.Н.Сапунов и др., 1907; «Бубновый валет» - И.И.Машков, П.П.Кончаловский, Р.Р.Фальк, А.В.Лентулов и др.). Если представители «Голубой розы» развивали традиции художников-символистов, создавая свои полотна в плоскостно-декоративных стилизованных формах, то художники «Бубнового валета» обратились к эстетике постимпрессионизма. Они насаждали примитивные формы в живописи, предпочитая жанр натюрморта.

Русский авангард начала ХХ века имел существенные особенности: необычайная динамика и стремительная смена стилей и направлений; манифестационный характер процесса утверждения новых принципов; оттенок анархизма в деятельности художников-авангардистов. К 10-м годом относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга М.Ф.Ларионова «Лучизм», а подлинными теоретиками и практиками стали К.С.Малевич и В.В.Кандинский. Народному наивному искусству и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М.З.Шагала. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П.Н.Филонова и В.Е.Татлина.

Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу начала ХХ века.

 

Тема 7. Культура в 1917-2000 годах (2 часа)

Цель занятия: Рассмотреть основные проблемы и особенности развития культуры в советскую эпоху и в постсоветский период.

Задачи занятия: Проанализировать процесс развития культуры во взаимосвязи с социальными потрясениями ХХ века. Изучить основные направления культурной политики советского государства и ее динамику, познакомиться с достижениями и издержками советского периода развития отечественной культуры.

План

1. Основы культурной политики советской власти и ее реализация.

2. Особенности развития советской культуры.

Литература

· Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия конец Х1Х-ХХ век. М., 1998.

· Культурология. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.

· Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В двух частях. М., 2002.

· Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России 1Х – ХХ вв. М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.