Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клиническая психология как наука




Клиническая психология - область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития. Она решает фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики, исследуя ситуации измененной, нарушенной психической деятельности. Это область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения. Психологические знания, навыки и методы используются в целях профилактики заболеваний, преодоления болезней, восстановления здоровья и социально-трудовой.

Предмет клинической психологии - особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения и предупреждения (сохранения и укрепления здоровья).

Задачи клинической психологии можно разделить на теоретические и практические (см. схему 1).

Схема 1

 

Задачи клинической психологии

 

Практические Теоретические
1) соотношение биологического и социального в психике человека; 2) связь между психикой и мозгом (проблема «психика и мозг»); 3) психосоматические и соматопсихические корреляции (проблема «психика и организм»); 4) проблема развития и распада психики в онтогенезе; 5) проблема нормы и патологии; 6) соотношение между сознанием и неосознаваемыми формами психической деятельности (проблема сознания и бессознательного); 7) исследование строения различных форм психической деятельности (восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций, лич­ности и др.).   1) клинико-психологическая диагностика (психологический диагноз и прогноз). Типы диагностических задач: а) клинико-нозологическая диагностика в психиатрической кли­нике; б) топическая психологическая диагностика в клинике локаль­ных поражений мозга; в) личностная (типологическая) диагностика групп повышен­ного риска психосоматических, нервно-психических заболева­ний и пограничных расстройств; г) функциональная диагностика для оценки динамики психи­ческого состояния, терапевтического эффекта, результатов ме­дикаментозного лечения и т.д.; д) диагностика уровня психического и умственного развития де­тей и подростков при разных аномалиях психического развития; е) диагностика в целях психологической коррекции; 2) клинико-психологическая экспертиза в задачах врачебно-трудовой, судебно-психиатрической, военно-медицинской и пси­холого-педагогической экспертизы; 3) клинико-психологические формы воздействия: психологи­ческая коррекция и психотерапия; 4) социально-трудовая реабилитация больных и восстановле­ние высших психических функций; 5) деонтологический аспект деятельности клинического психолога.

 

Структура клинической психологии:

· Нейропсихология;

· Патопсихология;

· Психосоматика;

· Дизонтогенез психики;

· Психокоррекция и психотерапия.

Основными методами являются экспе­римент, беседа, тесты, опросники, проективные методики.

Клиническая психология выполняет следующие функции:

Схема 2

 

 

 
 

 

 


 

 

1. Психопрофилактика.

Психопрофилактика - это система мероприятий, цель которых - предотвращение возникновения психических нарушений человека.

Выделяют три уровня профилактики:

· Первичная профилактика - система общегосударственных мер по укреплению здоровья всего населения. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценности здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

· Вторичная профилактика - выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям и психологическая работа с этими группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.

· Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.

Oсуществляя консультативные, восстановительные и коррекционные формы работы, психологи одновременно проводят и профилактику психических нарушений. Одной из существенных форм профилактической деятельности является деятельность по психологическому просвещению населения, пропаганде психологических знаний, формированию психологической культуры населения.

2. Диагностика.

В клинической практике различают следующие виды психологической диагностики:

1) нозологическая (с помощью нозологических единиц)

По данным экспериментального психологического исследования психолог дает заключение о структуре психической деятельности больного, позволяющее врачу правильно поставить диагноз.

2) топическая - участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

3) индивидуально-психологическая - диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент, акцентуации характера, психопатии).

Здесь же возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации.

4) функциональная - в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи - трудовая, судебная и т.п. Основная задача психолога – дать заключение о состоянии нарушенных и сохранных психических функций.

3. Психологическое воздействие

Психологическое воздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями. Включает пси­хологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию.

Основная цель психологического консультирования — формиро­вание личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные сто­роны человеческого существования, формирование иерархии ценностей.

Задача психологической коррекции — выработка и овладение навы­ками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психики деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психотерапия ставит своей задачей купирование психопатологической симптоматики, посредством чего осуществляется внутренняя и внешняя гармони­зация личности человека.

4. Экспертиза.

В отличие от клинико-психологической диагностики, клинико-психологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

- исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;

- соотносить психический статус с требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

Клинические психологи принимают участие в следующих видах экспертизы:

1) врачебно-трудовая;

2) военно-медицинская экспертиза;

3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы;

4) психолого-педагогическая экспертиза.

5. Реабилитация, социально-трудовая адаптация больных и восстановление нарушенных высших психических функций.

Клинический психолог решает три вида задач:

1. коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания; коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;

2. восстановление нарушенных высших психических функций;

3. восстановление и нормализация отношений в социальной среде, прежде всего, в семье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.