Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности экспериментально-психологического исследования детей и подростков




Выбор конкретных методов и способов патопсихо­логической диагностики базируется на выявлении основ­ных психопатологических отклонений при различных ти­пах психического реагирования в определенных сферах психической деятельности (табл. 12).

Таблица 12

Методики для экспериментально-психологического исследования детей и подростков

 

Сфера психической деятельности Дошкольный возраст   Школьный возраст
Когнитивные процессы Исследование непроизвольного и произвольного запоминания Изучение оперативной слуховой и наглядно-образной памяти Исследование концентрации внимания Разбор и складывание матрешки из 2, 4, 6 составных частей; пирамиды из 4, 6, 8 колец Доски Э. Сегена Разноцветная мозаика Складывание разрезанных фигур и картинок Установление последовательности событий Понимание сюжетных картинок Методика «Лабиринт» Способность к установлению тождества, сходства и различий в предметах Овладение общей структурой мыслительной деятельности {способность к обобщению, конкретизации, классификации, сравнению) Исследование вербального мышления (методика Я. Йирасека) Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия) Корректурная проба Таблицы Р. Шульте Методика «Исключение четвертого лишнего» Методика «Выделение существенных признаков» Методика «Классификация понятий» Пиктограммы Ассоциативный эксперимент Понимание логико-грамматических структур Понимание переносного значения пословиц и метафор
Интеллект и креативность Методика Д.Векслера (детский адаптированный вариант) Школьный тест умственного развития (ШТУР) Методики «Предложения», «Две линии», «Классификация», методика Э. Вартега «Круги»
Эмоциональная сфера   Эмоциональная сфера Цветовой тест М. Люшера Проективные рисуночные тесты «Дорога в детский сад», «Я иду в школу» Тест «Дом. Дерево. Человек» Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Методика «Веселый - грустный»   Метод неоконченных предложений Проективная методика диагностики школьной тревожности A.M. Прихожан Шкала личностной тревожности A.M. При­хожан Тест С.Розенцвейга (детская форма)  
Нравственная сфера   Методики «Беседа», «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений»   Методики «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что мы ценим в людях», «Как поступать?», «Закончи предложение»  
Потребностно-мотивационная и волевая сфера   Изучение волевых действий у детей раннего возраста Исследование произвольной активности в игре Изучение мотивов деятельности Изучение соподчинения мотивов Методика для изучения борьбы мотивов Изучение действенности общественного и личного мотивов Изучение целенаправленности деятельности Методика А. Карстен Методика «Неразрешимая задача»   Изучение направленности на приобретение знаний Методика «Направленность на отметку» Изучение оценки уровня притязаний Ф. Хоппе Тест «Волшебный мир»  
Психодиагности­ка личности   Изучение самооценки дошкольника (методика «Лесенка», проективный тест)   Тест Г. Айзенка (подростковый вариант) Исследование самооценки (методика Т. Дембо – С.Я.Рубинштейн в модификаций А.М. Прихожан) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант; юношеский вариант - 14PF) Выявление акцентуаций (тест-опросник Г.Шмишека) Тесты «Рисунок несуществующего животного», «Дом. Дерево. Человек»  
Характер социального взаимодействия   Цветовой тест отношений Изучение идентификации детей с родителями   Тест «Рисунок семьи» Цветовой тест отношений Опросник социализации «Моя семья» Тест «Подростки о родителях» «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Тест «Незаконченные предложения» Д.Сакса    

 

С детьми дошкольного возраста экспериментально-психологическое исследование лучше проводить в игровой форме.

Вопросы и задания

1. Задачи экспериментально-психологического исследования

2. Принципы экспериментально-психологического исследования

3. Этапы экспериментально-психологического исследования

4. Особенности экспериментально-психологического исследования детей и подростков. Обучающий эксперимент.

5. Подберите наглядный материал для клинико-экспериментального изучения детей раннего возраста; дошкольного возраста; младшего школьного возраста.

Литература

1. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинсковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

2. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

4. Худик В.А. Детская патопсихология.- Киев: Здоров,я, 1997. -90 с.

5. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -320 с.

6. Шаповал И.А.Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.


Тема 9. Особенности работы клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях

 

Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях — диагностический, коррекционный и профилактический.

Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникно­вении проблемного поведения ребенка в самых разнообраз­ных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д.

Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки наруше­ния развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь.

Клинико-психологическое обследование по со­держанию шире, чем патопсихологическое, поскольку сюда включается не только экспериментальная диагностика (тес­тирование) психических функций. Предполагается самостоятельное об­следование структуры и специфики системы отношений лич­ности проблемного ребенка опросными методами (самоотче­ты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п .), а также анализ поведения проблемного ребенка в естествен­ных условиях и его интерпретация, основывающаяся на по­нимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований.

Диагностический аспект наиболее востребован в эксперт­ной деятельности клинического психолога в составе психо­ого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах, рассматривающих дела с участием несо­вершеннолетних правонарушителей, в призывных комисси­ях военкоматов.

Психотерапия и психокоррекция как разновидности клинико-психологической интервенции в случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же ме­тодов и техник, поэтому их различение является условным.

Они различа­ются только целями и объектом психологического воздей­ствия. Поэтому коррекционный аспект деятельности клини­ческого психолога в такой же мере может быть (по сути) и психотерапевтическим, если понимать под ним не только ис­правление или компенсацию психических недостатков, но и содействие полноценному развитию и функционированию личности ребенка, имеющего психические нарушения или про­блемное поведение.

Определение ведущих причин и знание психологических механизмов нарушений позволяют клиническому психоло­гу осуществлять внутриличностную или межличностную, индивидуальную или групповую психокоррекцию или пси­хотерапию в самых различных образовательных и воспита­тельных учреждениях. Наиболее востребован этот аспект деятельности в специализированных школах (классах ком­пенсирующего обучения) для проблемных детей, а также в детских исправительных учреждениях. Однако и в рамках обычных консультационных психологических служб системы образования может иметь место психотерапевтическая и психокоррекционная деятель­ность, направленная на оказание клинико-психологической помощи детям, ставших жертвами различных психотравмирующих обстоятельств: пренебрежение; эксплуатация или злоупотребление; пытки или любые другие жестокие, бес­человечные или унижающие достоинство виды обращения; наказания; вооруженные конфликты, природные и техно­генные катастрофы.

Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний вобразовательных и воспитательных уч­реждениях связан с предотвращением возникновения у здо­ровых детей и подростков нарушений в психической деятель­ности личности и поведении. Сюда относится также предупреждение развития обострений и психосоциальной дезадаптации у детей, имеющих личностные и поведенческие осо­бенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические расстройства. Профилактической следует признать и деятельность, направленную на формирование в об­разовательных и воспитательных учреждениях толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.

Психопрофилактика разделяется на первичную, вторич­ную и третичную.

Первичная психопрофилактика заключается в информи­рованности руководителей и сотрудников учреждений, педа­гогов, родителей самих детей и подростков о причинах возникновения психических расстройств, дезадаптивных состо­яний, нарушений поведения. Психопрофилактическая рабо­та с руководителями, сотрудниками и педагогами позволяет организовать в учреждении социальное пространство, препятствующее формированию психологических нарушений под воздействием психосоциальных факторов. Просвещение так­же способствует своевременному обращению к специалистам в ситуациях, создающих повышенный риск формирования нарушений.

Вторичная психопрофилактика направлена на работу с детьми, уже имеющими психические расстройства и нару­шения поведения, с целью предотвращения или компенса­ции негативных последствий и отягощения имеющихся рас­стройств.

Третичная психопрофилактика включает реабилитацию и интеграцию проблемных детей (имеющих психические рас­стройства или нарушения поведения) в широкий социальный контекст, предотвращает их изоляцию, агрессию и сопротив­ление, основанные на ощущении своей «инакости».

Вопросы и задания

1. Диагностический аспект деятельностиклинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях

2. Психотерапия и психокоррекциякак разновидности клинико-психологической интервенции

3. Профилактический аспект деятельностиклинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях. Виды профилактики.

4. Заполните таблицу:

 

Вид профилактики Характеристика Особенности деятельности клинического психолога Примечания
       

 

Литература

1. Галустова О.В. Психологическое консультирование. – М.: Приор-издат. 2005. -240 с.

2. Клиническая психология в социальной работе / Под ред. Б.А. Маршинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

3. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. -87 с.


 


Приложение



 

 

Таблица 14

Патопсихологические симптомы

 

Психический процесс Название патопсихологического симптома Характеристика патопсихологического симптома
Нарушения восприятия
Восприятие – непосредственное отражение действительности органами чувств   Агнозии Гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестического) при сохранной элементарной чувствительности. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии. При психических заболеваниях процесс восприятия приобретает характер отгадывания и ступенчатости узнавания предметов. Особые трудности вызывает соотнесение схематических рисунков с определенной категорией предметов. Восприятие в целом при психических расстройствах дезавтоматизируется, утрачивает обобщенный характер, дезинтегрируется.
  Псевдоагнозии Связаны с процессом структурного распада восприятия как деятельности. Утрачивается организующая роль мышления, что приводит к диффузности, недифференцированности восприятия. Больные фиксируют свое внимание на отдельных частях картинки, теряя общий смысл сюжета или испытывают трудности опознания силуэтных картинок и пунктирных изображений (при органической деменции). Больной не осуществляет активного поискового процесса, который всегда включен в акт восприятия
  Иллюзии Нарушения восприятия, когда предметы окружающего мира воспринима­ются в искаженном виде. Всегда имеется реальный источник раздражения.
  Галлюцинации Мнимое, ложное, восприятие, возникающее без раздражителя. При истинных галлюцинациях объект мнимого восприятия проеци­руется вне головы больного, в пространство и носит ясный и конкретный характер.
  Псевдогаллюцинации Отличаются от истинных отсутствием ощущения объективной реальности образов, неоп­ределенной локализацией объекта восприятия, когда он восприни­мается внутри больного или на нереальном расстоянии. В настоящее время считается, что возникновение перцепторных расстройств связано с нарушением оптимального уровня информационных процессов, которые могут быть обусловлены как изменением притока поступления раздражителей из окружающей среды, так и блокадой процессов передачи информации в различных системах мозга.
  Нарушение мотивационного компонента восприятия Процесс восприятия зависит от мотива деятельности. В норме изменение мотивации приводит к переструктурированию деятельности: повышению интереса, изменению эмоционального отношения к деятельности, выдвижению большего количества гипотез относительно воспринимаемых объектов. При патологии в процессе смыслообразования возникает ряд особенностей. При шизофрении смыслообразующий процесс затруднен настолько, что деятельность восприятия изменяется крайне незначительно – сохраняются формальные ответы, нет заинтересованности в процессе деятельности. При эпилепсии деятельность полностью переструктурируется; экспериментально созданный мотив становится смыслообразующим. Больные увлекаются описанием, которые становится излишне детализированным и слишком эмоциональным. Это может мешать полноценному восприятию объектов.
Нарушения памяти
Память - это психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта Нарушения непосредственной памяти Корсаковский синдром Ведущее место занимают расстройства памяти на текущие события. Больные не запоминают обстановки, окружающих лиц, не ориентируются в месте и времени, не помнят, с кем они только что разговаривали, чем занимались, но могут рассказывать о своем участии в событиях, которые якобы только что происходили и которых, на самом деле не было (псевдореминисценции и конфабуляции обыденного содержания). Прогрессирующая амнезия Расстройство памяти распростра­няется не только на текущие события, но и на прошедшие. Боль­ные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хро­нологию событий. Характерной становится дезориентировка во времени и в пространстве. При амнестической дезориентировке прошлые профессиональные навыки могут быть перенесены в на­стоящее время. Данные нарушения памяти чаще отмечаются при психических заболеваниях позднего возраста. В их основе лежит прогресси­рующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга.
  Нарушение динамики мнестической деятельности У психически больных может иметь место и нарушение дина­мики мнестической деятельности. Мнестическая деятельность носит прерывистый характер. Нарушения памяти могут сочетаться с провалами в ре­чи. Подобные нару­шения встречаются у больных с сосудистыми заболеваниями моз­га, перенесших в отдаленном прошлом инфекционные заболева­ния или травмы мозга. Нарушения динамики мнестической деятельности следует рас­сматривать как проявление прерывистости всех психических про­цессов, как индикатор неустойчивости умственной работоспособности, ее истощаемости, как особый и частный случай нарушения работоспособности или как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости.
  Нарушение опосредствованной памяти В норме привнесение фактора опосредствования улучшает воспроизведение запоминаемых слов-стимулов. Процесс воспроизведения запоминаемых стимулов выглядит как: А-Х-А, где А – обозначает предложенное для запоминания слово, Х – устанавливаемая для запоминания связь. При психических расстройствах отмечается нарушение запоминания, вследствие трудностей установления связи между запоминаемым словом и знаком, которым оно опосредуется; вследствие колебания работоспособности, вследствие повышенной инертности психических процессов, гипертрофированным желанием отразить все подробности. При этом процесс воспроизведения запоминаемых стимулов выглядит как: А-Х-Х или А-Х- У.
  Нарушение мотивационного компонента памяти Связан с «эффектом Зейгарник» - незавершенные действия воспроизводятся лучше, чем завершенные. У больных шизофрений, в психическом статусе которых отмечались эмоциональная вялость, искажение мотивов, не было лучшего воспроизведения незавершенных действий (в норме соотношение воспроизведения незавершенных действий – 1,9; при шизофрении - 1,1)
Нарушения мышления
Мышление - это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленной, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций окружающей действительности. Нарушение операционной стороны мышления     а) Снижение уровня обобщения. Проявляется в доминировании непосредственных представлений о предметах и явления, установлении сугубо конкретных (второстепенных, латентных) связей между предметами. Операция классификации оказывается недоступной. Снижение уровня обобщения часто отмечается при умственной отсталости (олигофрении, деменциях различной этиологии). б) Искажение уровня обобщения Выражается в «отлете» от конкретных связей в чрезвычайно утрированной форме. В обобщениях отражается случайная сторона явлений, предметное содержание которых ими не учитывается и искажается. Характерно для шизофрении.
  Нарушение динамики мышления Лабильность мышления Это чередование адекватных и не­адекватных решений. Уровень обобщения в основном может не страдать, однако адекватный характер суждений может: быть неус­тойчивым. Лабильность мышления может выражаться в: чередовании обобщенных и конкретно-ситуационных сочета­ний; подмене логических связей случайными сочетаниями; образовании одноименных групп (например, представителей рабочих профессий). Лабильность мышления часто проявляется у больных маниа­кально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. Инертность мышления Характеризуется затрудненностью переключения с одного способа работы на дру­гой. Изменение условий затрудняет возможности обобщения материала. Отмечается трудности при осуществлении операций обобщения и от­влечения. При этой форме нарушения мышления характерны запазды­вающие ответы, когда следовый раздражитель приобретает большее сигналь­ное значение, чем актуальный. Отмечается при эпилепсии, последствиях черепно-мозговых травм, при умственной отсталости.
  Нарушение мотивационного компонента мышления Разноплановость мышления Под этим понимается протекание сужде­ний в разных руслах. Во время выполнения одного и того же задания больные объеди­няют карточки на основании то свойств самих изображенных предметов, то личных вкусов и установок. Больные часто подме­няют выполнение задания выявлением субъективного к нему отно­шения. Парадоксальность установок, смысловая смещенность приво­дят к глубокому изменению структуры любой деятельности. В ка­честве существенного при этом выступает то, что соответствует измененным парадоксальным установкам больных. Например, классификация, выполненная больным, не имеет единого характера. Резонерство Это бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречивые рассуждения. Резонерские рассуждения больного определяются не столько нарушением его интеллектуальных опе­раций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным от­ношением, стремлением подвести любое, даже незначительное явление под какую-то концепцию. Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большему обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность проявляется в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафо­сом. Эти нарушения мышления чаще встречаются при шизофрении. Резонерство может быть отмечено при олигофрении и эпилепсии.
  Нарушение критичности мышления Связано с выпадением постоянного контроля за своими действиями и коррекцией допущенных ошибок в виде бездумного манипулирования с предметами; безразличием к собственным ошибкам. Нарушение критичности отмечается при шизофрении (вследствие утраты мотивационной составляющей мышления); при эпилепсии (снижение критичности сочетается с переживанием ошибок) и умственной отсталости (допущенные ошибки не корректируются).
Нарушения внимания
Внимание - направленность психической деятельности, сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание выступает в качестве одной из функций произвольной регуляции психической деятельности человека. 1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания. 1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встре­чается при астении у ослабленных людей с соматическими заболеваниями, у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различ­ных психических расстройств. 2-й вариант: слабая концентрация внимания при сниженной переключа­емости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным сни­жением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом в пожилом возрасте, при хроническом ал­коголизме и наркомании и на поздних стадиях шизофре­нии.
  2. Гиперметаморфоз внимания Повышенная отвлекаемость, чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию.
  3. Сужение объема внимания Патологическое сосредоточение, обус­ловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головно­го мозга и при невротических расстройствах.
  4. Истощаемость внимания Прогрессирующее ослабление интенсив­ности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению каче­ства и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойствен­на больным с травмами черепа и другими органическими заболевани­ями мозга, а также с реактивными пограничными состояниями и посттравматическими состояниями.
  5. Инертность внимания Невозможность своевременной переключае­мости или патологическая фиксация внимания. Наблюдается у больных эпи­лепсией, при психопатиях с паранойяльным развитием, при психопатоподобной форме шизофрении
Нарушения личности
Личность – человеческий индивид как член того или иного общества, характеризующийся устойчивой системой социальных черт. Нарушения опосредствования и иерархии мотивов При психических расстройствах (алкоголизме) происходит «сдвиг мотива на цель», когда формируется новый мотив, побуждающий к новой деятельности. У больных меня­ется не только содержание потребностей и мотивов, меняется их структура: они становятся все менее опосредствованными. Изменения в содержании потребностей оз­начают и изменения в строении личности. У больных отсутствует возможность опосредствования потребности сознательной целью. Именно по этой причине их потребности становятся неуправляемыми и приобретают строе­ние влечений. Деятельность теряет специфически человеческую характеристику: из опосредствованной она становится импуль­сивной.
  Формирование патологических потребностей и мотивов Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройствам, принять характер из­менения физического образа «Я». Превращение социальной по­требности в патологическое влечение может быть проиллюстри­ровано состоянием больных нервной анорексией. Сначала мотив к по­худанию первоначально не носит патологического характера. Однако в дальнейшем антивитальные действия не прекращают­ся, а преобразовываются в мотив (таким образом происхо­дит сдвиг мотива на цель). Этот мотив становится доминирующим и смыслообразующим в иерархии мотивов. Остальные виды деятельности (учеба) отодвигаются на задний план.
  Нарушение смыслообразования Слияние двух функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности человека характер сознательно регулируемой. Ослабление и искажение побуждающей и смыслообразующей функций мотива приводят к нарушениям деятельности (например, больной, зная, что к близким надо хорошо относиться, оскорбляет или даже избивает мать). Становясь просто знаемым, мотив теряет свою как смыслообразующую, так и побудительную функцию. Смещение смыслообразующей функции мотивов, отщепление действенной функции от знаемой нарушает деятельность и является причиной деградации поведения и личности
  Нарушение подконтрольности поведения Выражается в нарушении программировании различных произвольных форм психической деятельности и невозможности контроля за их протеканием. Нарушения программирования и контроля проявляются не только в отдельных познавательных, процессах или двигательных актах, но и во всем поведении больного в целом.
Нарушения умственной работоспособности
Работоспособность – это возможность длительной систематической общественно-полезной деятельности Нарушение динамики умственной деятельности Проявляется в трудностях прочного удержания заданной программы деятельности при сохранности ее планирования. В большей степени нарушения умственной работоспособности выражены при выполнении сложных многоактных заданий, когда требуется удержание и совмещение нескольких признаков. Допущенные не всегда ошибки не корректируются. Колебания умственной работоспособности часто отмечаются при сосудистых заболеваниях мозга, что приводит к быстро развивающемуся истощению психических процессов, развитию охранительного торможения вследствие нарушения корковой нейродинамики.
Нарушения сознания
Сознание – высшая, связанная с речью функция мозга, отражающая в обобщенном виде реальную действительность и целенаправленно регулирующая деятельность человека Оглушение Характеризуется повышением порога возбудимости и обеднением психической активности в виде замедления психических процессов в целом, затруднением контактов с окружающим. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. По выходе отмечается частичная амнезия. Отмечается при острых нарушениях со стороны ЦНС, при инфекционных заболеваниях, черепно-мозговых травмах
  Делирий Характеризуется ярким наплывом иллюзий и галлюцинаций, дезориентировкой во времени и месте, развитием бредоподобных и бредовых идей преследования, наличием выраженного аффекта, страха, тревоги и сильным двигательным возбуждением. Возникает ложная ориентировка во времени и пространстве. Чем тяжелее делирий, тем более выражена амнезия - от фрагментарной до тотальной. Делирий отмечается при инфекционных психозах, интоксикациях, алкоголизме.
  Онейроид Помрачнение сознания с наплывом непроизвольно наступающих фантастических ложных галлюцинаций. Возможна двойная ориентировка. По выходе из онейроида сохраняется в памяти фантастические переживания, но амнезируют реальные события, произошедшие в жизни во время болезненного приступа. Несколько дней может сохраняться резидуальный бред. Онейроид отмечается при шизофрении, реже – при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга.
  Сумеречное состояние сознания Остро возникающие состояния, характеризующиеся сужением сознания, выраженным аффективным компонентом, возможностью расстройств восприятия, расторможенностью привычных автоматизированных навыков. Возможен кратковременный чувственно насыщенный бред, бессвязная речь, галлюцинаторно-бредовой психомоторное возбуждение, имеющее импульсивный или агрессивный характер. Ориентировка в окружающем и собственной личности отсутствует. По выходе из данного состояния отмечается полная амнезия. Выделяют классическое сумеречное состояние сознания и сумеречное состояние сознания с автоматизмами, которое характеризуется отсутствием факультативных симптомов – напряженного аффекта, галлюцинаций, бреда, психомоторного возбуждения. Сумеречное состояние сознания встречаются при эпилепсии, органических заболеваниях и поражениях головного мозга, протекающих с эпилептическим синдромом.
  Псевдодеменция Разновидность сумеречного состояния сознания. отмечаются расстройства суждения, интеллектуально-мнестические нарушения. Больные дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами отмечаются иллюзии, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством. Больные апатичны, благодушны, эмоции скудные, недифференцированные. Поведение нередко напоминает нарочито детское. Псевдодеменция отмечается при тяжелых деструктивных изменения в ЦНС, при реактивных состояниях.
  Деперсонализация как вариант расстройства самосознания Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которые воспринимаются как бы со стороны. а) аллопсихическая (чувство утраты контакта с внешним миром). Отмечается при затяжных невротических состояниях, астенодепрессивных синдромах, может возникать пароксизмально; б) аутопсихическая (изменение чувства собственного Я). Отмечаются в клинике депрессивных синдромов, при шизофрении; в) соматопсихическая (изменение восприятия частей собственного тела как единого целого, отчуждение физического Я). Отмечается при умственном или физическом истощении, при интоксикациях, резидуально-органических поражениях головного мозга.  

 


 

Таблица 15

Патопсихологические синдромы

 

Название синдрома Особенности познавательной сферы Особенности эмоциональной сферы Особенности мотивационно-потребностной сферы
Патопсихологический синдром психотической дезорганизации Восприятие характеризуется наличием патологической продукции (иллюзии, галлюцинации). Внимание характеризуется неустойчивостью концентрации. Характерна низкая переключаемость (ригидность, торпидность) или лабильность. Может быть нарушение селективности. Память характеризуется снижением объема оперативной памяти. Для кратковременной памяти типичны низкий объем запоминания. Ложные воспроизведения (конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии). Может отмечаться про- и постактивное торможение. Эти же особенности свойственны долговременной памяти. Мышление характеризуется трудностями операций с понятиями, выстраивании суждений и умозаключений. Могут быть искаженные умозаключения. Характеризуется рассогласованием, диссоциацией, дисгармоничностью. Отмечается неустойчивость мотивов, парадоксальность – сосуществование взаимоисключающих мотивов
Патопсихологический шизофренический синдром   Восприятие характеризуется диссоциативностью, расщепленностью, фрагментарностью, символизмом. Отмечается снижение мотивационной составляющей процесса восприятия. Внимание характеризуется преобладанием непроизвольного и снижением активного внимания. Возможна неадекватная направленность внимания. Отмечаются колебания объема и переключаемости произвольного внимания, отвлекаемость в связи с формальностью мотива деятельности. Можно отметить повышенную истощаемость внимания. Память характеризуется снижением мотивационного компонента (эффект Зейгарник). Может уменьшаться объем непосредственной памяти и нарушаться динамика мнестической деятельности; кривая запоминания может носить ригидный характер. Опосредованная память страдает вследствие нарушения функции опосредствования. Мышление характеризуется искажением процесса обобщения и нарушениями мотивационного компонента (разноплановость и резонерство). Характеризуется наличием амбивалентных элементов. Постепенно формируется обеднение, оскудение эмоциональной сферы, уплощение аффективности. Считается, что при шизофрении в большей степени страдают эмоциональные отношения, как филогенетически самая молодая система эмоций. Эмоциональные же реакции и состояния нарушаются в меньшей степени. Интересы, склонности, ценности больного перестают выполнять побудительную функцию. Нарушение мотивационной сферы неизбежно приводят к нарушениям личностного смысла. Возможно наличие амбивалентных взаимоисключающих мотивов.
Патопсихологический аффективно-эндогенный синдром   Состояние больных оказывает влияние на динамическую характеристику протекания психических процессов. При депрессивном варианте синдрома отмечается нарушение объема восприятия; внимание характеризуется снижением активности. Мнестическая деятельность характеризуется трудностями сохранения информации и также снижением объема. Возможны явления про- и постактивного торможения. В большей степени страдает оперативная и кратковременная память, чем долговременная и опосредованная. Отмечается существенное снижение темпа мышления. При маниакальном варианте заболевания отмечается расширение объема восприятия, снижение его дифференцированности. Нарушается устойчивость и переключаемость внимания, возможно явление повышенной отвлекаемости. Указанные особенности приводят к ошибкам при выполнении заданий (корректурные пробы). Память носит черты гипермнезии. Смысловое запоминание часто сохранно. Отмечается существенное повышение темпа мышления. Депрессивный вариант синдрома характеризуется явлениями пониженного настроения. Маниакальному варианту свойственно стойкое повышение фона настроения. При депрессивном варианте синдрома отмечается ослабление общей мотивационной активности. Возможно угнетение потребностей, даже витальных. Характерно снижение инстинкта самосохранения. При маниакальном варианте заболевания мотивационная сфера характеризуется ослаблением и неустойчивостью мотивов деятельности, целеполагания. Характерно доминирование утилитарно-гедонистических мотивов. Больным свойственна расторможенность инстинктов и влечений (гиперсексуальность).
Патопсихологический олигофренический синдром   Восприятие недостаточно активно, недостаточно четкое, недостаточно дифференцированное. Характерна нечеткость восприятия, для правильного узнавания изображений требуется значительное количество времени. Внимание характеризуется недоразвитием произвольности, сужением объема, недостаточным распределением, затрудненным переключением и истощаемостью. Выявляются нарушения операционного, динамического, мотивационного компонентов мнестического процесса. Механическая память более развита, чем опосредованная. Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени слабоумия – чем она глубже, тем более заметна недостаточность памяти. Отмечается нарушение операциональной стороны мышления по типу снижения уровня доступных обобщений, нарушение динамики мышления по типу замедления протекания мыслительных операций (тугоподвижность мышления), инертность; ослабление мотивационного компонента; нарушения критичности. Незрелость и малая дифференцированность эмоциональных реакций. Тонкие оттенки чувств обычно недоступны. Высшие чувства развиты слабо. Низкий уровень мотивационной активности и малое мотивационное разнообразие. Низкий уровень мотивационного опосредования, слабость целеполагания; несформированность социально направленных мотивов; дефицитарность волевой активности, высокая внушаемость. Свойственна расторможенность инстинктов и влечений
Патопсихологический экзогенно-органический синдром   Отличается, как правило, сужением объема восприятия. Внимание имеет различные черты в зависимости от структуры целостного синдрома. При ригидности - снижение объема, переключаемости, концентрации, быстрое наступление истощения. При лабильном – снижение объема, устойчивости внимания. При мнестическом – нарушения могут сочетаться и выступать в виде сужения объема, нарушения концентрации, повышенной истощаемости процесса. Память характеризуется расстройством произвольного и непроизвольного запоминания, воспроизведение, хранение, забывание информации. Механическое запоминание относительно сохранно по сравнению со смысловым. Долговременная память отличается низким объемом, мозаичностью воспроизведения. Мыслительной деятельности свойственно замедление темпа ассоциативного процесса, его подвижности, характерно также шаблонность ассоциаций. Нарушения операциональной стороны, проявляющееся в заметном снижении уровня обобщения. Нарушены операции абстрагирования, анализа и синтеза, особенно при работе с незнакомым материалом. Увеличение амплитуды, малая нюансированность эмоциональных реакций. Низкий порог возникновения эмоционального ответа, инертность эмоциональных реакций, тенденция к аффективной кумуляции. Наблюдаются нарушения волевого контроля за аффективностью. Обеднение этических эмоций. Отмечается эксплозивность аффекта. Низкое мотивационное опосредование, нарушения целеполагания, структуры и иерархии потребностей с резким доминированием утилитарно-гедонистических мотивов. Типичны отказы от выполнения относительно более сложных заданий.
Патопсихологический эндогенно-органический синдром   Характерен детализирующий тип восприятия, затруднение в выделении целого, снижение уровня общения и вязкость. В структуре внимания наблюдается сужение объема и низкая переключаемость, отсутствие истощаемости внимания, отмечается повышенная сосредоточенность на эмоционально-значимых объектах. Мнестической деятельности свойственно нарушение операционного, динамического и – менее-мотивационного компонентов процесса запоминания. В легких случаях нарушения произвольной репродукции. Смысловая память страдает в меньшей степени, чем механическое запоминание. Долговременная память нарушается мало. Мышление характеризуется снижением темпа ассоциативного процесса, шаблонностью ассоциаций; снижением уровня обобщения. Отмечается склонность актуализировать в качестве опорных при обобщении конкретные ситуационные и личностно-значимые признаки. отмечается инертность мышления, нарушение критичности, выраженный эгоцентризм суждений, специфическое резонерство. Увеличение амплитуды и снижение подвижности эмоциональных реакций. Склонность к кумуляции аффекта, диссоциация между демонстрируемой доброжелательностью, угодливостью и внутренней фиксацией на негативных эмоциональных аспектах. Переживание чувства обиды и злопамятность по отношению к конкретным фрустрирующим лицам и обстоятельствам Преобладание эгоцентрических и утилитарно-гедонистических мотивов. Усилены агрессивные и сексуальные побуждения. Отмечается инертность уровня притязания, нарушение самооценки, преобладание импунитивных реакций.
Патопсихологический личностно-аномальный синдром   При обоих вариантах синдрома когнитивная сфера личности страдает мало. При возбудимом варианте синдрома возможно колебание продуктивности деятельности; нарушение обобщения по типу актуализации несущественных личностно-значимых признаков. При торпидном варианте отмечаются колебания активного внимания, что сказывается на продуктивности мнестической деятельности (кривая запоминания носит зигзагообразный характер). Обобщение может проводиться по случайным личностно-значимым признакам, возможны суждения на основе конкретно-ситуационных связей. При возбудимом варианте эмоциональная сфера характеризуется увеличением амплитуды и подвижности эмоциональных реакций. Отмечается снижение порога возникновения эмоционального ответа. Может отмечаться эксплозивность аффекта. При торпидном варианте отмечается повышенный уровень тревожности, снижение порога эмоционального ответа. Эмоциональная реакция может не соответствовать силе раздражителя. Возможна аффективная «застреваемость». При возбудимом варианте отмечается преобладание эгоцентрических и утилитарно-гедонистических мотивов, слабость проявления альтруистических мотивов. Характерны нестабильность и завышенный уровень притязаний, завышенная и неустойчивая самооценка. При торпидном варианте отмечается неустойчивость ценностных установок. Низкая самооценка. Эмоциональные реакции носят характер интрапунитивных.
Патопсихологический психогенно-психотический синдром   Особенности перцепции определяются клиническим вариантом синдрома. Так, возможно появление патологической продукции, обманы восприятия. Отмечается наличие расстройств памяти. Характерны явления амнезии на период помрачения сознания. Данному синдрому свойственна полисистемность и кратковременность расстройств мыслительной деятельности. На высоте заболевания возможны нарушения операционально-процессуальной и личностно-мотивационной сторон мышления. Отмечается резкая замедленность, истощаемость и ригидность мыслительного процесса. Нарушения мыслительной деятельности могут носить характер псевдодементных. Состояние эмоциональной сферы также определяется клиническим вариантом заболевания. Чаще преобладают отрицательные эмоции, отмечается пониженный фон настроения, но может быть и эмоциональное безразличие к окружающему. В ряде случаев характерно появление патологического аффекта с бурным проявлением эмоций. При депрессивно-параноидном варианте синдрома отмечается изменение смыслообразующей функции мотива. Это приводит к нарушению операционной сферы мыслительной деятельности. При астено-депрессивном варианте в первую очередь нарушается побудительная функция мотива, что приводит к динамическим нарушениям мышления, нарушению операционной стороны. При истеро-депрессивном варианте ведущий смыслообразующий мотив замещается аффективной установкой. Нарушения мышления при этом имели вторичную и гетерогенную установку.
Патопсихологический психогенно-невротический синдром Отмечается нарушение ощущений по невротическому типу- чаще гиперестезии и гиперанальгезии. Возможно нарушение схемы тела. Отмечаются ошибки при опознании слуховых и зрительных стимулов вследствие отсутствия или, наоборот, наличия повышенной эмоциональной значимости. Характерно снижение активности внимания; снижение концентрации и переключаемости; повышенная истощаемость. Отмечается неустойчивый характер запоминания; явление «фактора края». Более легко запоминается трудный материал и наоборот. Отмечается снижение объема непосредственной памяти вследствие истощаемости внимания. Могут иметь место колебания динамики мнестической деятельности. Мыслительной деятельности свойственны временные расстройства при сохранности интеллекта в целом. Лучше выполняются невербальные задания. Особенности мышления обусловлены личностными нарушениями. Наиболее типичными являются болезненные эмоционально-аффективные реакции и состояние страха, пониженный фон настроения. Невротический страх проявляется в виде невротической тревоги, непосредственно невротического страха и невротической фобии. Кроме того, отмечается сензитивность, тревожность, лабильность, импульсивность эмоций, низкая фрустрационная толерантность. Последняя чаще носит экстрапунитивный характер.   Особенности личностной сферы определяются одним из трех типов невротического конфликта: истерический; обсессивно-психастенический; неврастенический. Истерический конфликт определяется повышенными требованиями к окружающим и снижением критичности к собственной личности. Обсессивно-психастенический обусловлен борьбой внутренних желаний и противоречиями между ними. При этом одна из тенденций может становиться доминирующей. Неврастенический обусловлен завышенными требованиями личности к себе, часто без учета реальных возможностей и условий.  

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.