Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткосрочная психотерапия. Более продолжительная процедура кризисной интервенции обусловливается исключительно сильным травматическим влиянием сексуального насилия на личность жертвы




Более продолжительная процедура кризисной интервенции обусловливается исключительно сильным травматическим влиянием сексуального насилия на личность жертвы. Ее отношение к миру, окружающим и себе подвергнуто сомнению. Чувство безопасности и контроля над своей судьбой уничтожено, способность доверять другим людям поколеблена, а самооценке нанесен огромный ущерб. Реакции на травму и порожденные ею внутренние конфликты существенно изменяют личность и поведение пострадавшей, особенно в том случае, если она предпочитает молчать и не обращаться за чьей-либо помощью.

Задача программы краткосрочной психотерапии — помочь пострадавшей осмыслить травматическое событие. Эта модель, рассчитанная примерно на 16 терапевтических сеансов, предназначена исключительно для терапии жертв сексуального насилия. Модель включает в себя теоретическое обоснование кризисной интервенции, психодинамическую концепцию и принципы краткосрочного психотерапевтического воздействия.

Такой подход предполагает сосредоточение на центральной, ключевой проблеме пациента, а временные ограничения модели определяют постановку специфических целей с использованием для их достижения суггестии* и просвещения пациента.

Весь терапевтический процесс распадается на три последовательные фазы: начальную, среднюю и завершающую.

Начальная фаза обычно включает в себя два сеанса, в ходе которых терапевт: а) активно, вовлекает женщину в терапевтический процесс, помогает ей понять суть пережитой ею психологической травмы и выявить точки приложения усилий для преодоления ее последствий; 6) заключает с пациенткой «терапевтический контракта;

в) оценивает вероятность развития депрессивных состояний и суицидальных тенденций; г) индивидуализирует терапевтическую процедуру сообразно потребностям обратившейся.

В начале терапевтического процесса пострадавшая находится в состоянии острого кризиса. Для ее подготовки к полноценной терапии используются описанные ранее приемы кризисной интервенции. Терапевт в этой ситуации активен, готов к эмоциональной поддержке, демонстрирует компетентность в вопросе и понимание природы травмы насилия. Он помогает прояснить ситуацию, установить связь между состоянием потерпевшей и характером травматического события, информирует, подсказывает возможные варианты действий в целях преодоления последствий травмы и помогает составить их план.

Цели краткосрочной психотерапии и временные ограничения процесса обсуждаются с пациенткой во время подготовки «терапевтического контракта». Определение временных границ укрепляет надежду на излечение, снижает зависимость потерпевшей от терапевта, мобилизует ее на участие в терапевтическом процессе.

В первые сеансы терапевт проводит психодиагностику, позволяющую индивидуализировать психотерапевтический процесс. С этой целью оцениваются: характер и выраженность посттравматических симптомов; проявления психологической защиты; уровень общего развития; усвоенные культурные нормы и установки, имеющие отношение к сексуальному насилию; возможность поддержки со стороны окружения; предшествующий травматический опыт; наличие неразрешенных конфликтов.

Работа во второй фазе терапевтического процесса сводится к тому, чтобы дать пострадавшей возможность свободно рассказывать о происшедшем насилии, понять и проработать все его аспекты. Цель терапии — интеграция опыта насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей и развитие адаптивных стратегий преодоления последствий травмы.

Ключевой момент во взаимодействии терапевта и пациентки - полная откровенность пострадавшей и возможность для нее раскрыть все обстоятельства и детали насилия. Не исключено, что терапевту будет трудно выслушивать подробности случившегося, однако в этом случае ему придется преодолеть себя, так как недоверие или нежелание слушать препятствует эффективности терапии. Важно помнить, что пределов жестокости насильников не существует. Возможность рассказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях способствует снижению у пострадавшей чувства беспомощности, изоляции и стыда. Терапевт помогает пострадавшей установить связь ее реакций с произошедшим травматическим событием.

Параллельно вырабатываются соответствующие стратегии (поведенческие и когнитивные) и происходит обучение управлению симптомами посттравматического синдрома (ПТС). Для этого используются различные терапевтические приемы, такие, как релаксация (расслабление) и редукция (снижение) стресса, физические упражнения, снижение сенситивности (чувствительности) и когнитивное переформирование (изменение точки зрения).

Как только пострадавшая начинает осваивать травматический опыт на когнитивном уровне, у нее появляется способность контролировать себя и свои реакции, что помогает ей возвратиться к привычному образу жизни и повышает уверенность в себе. Просвещение и защита интересов пострадавшей — важная часть терапевтического процесса.

Терапевту необходимо понимать существующие в обществе предрассудки в отношении сексуального насилия и уметь им противостоять. Можно говорить о вторичном (уже социальном) преследовании жертвы, которое выражается в высказываниях и действиях, подразумевающих ее ответственность за случившееся или недооценивающих тяжесть психологической травмы. В некоторых ситуациях терапевт выступает защитником интересов пострадавшей с целью решения конкретных проблем, порождаемых вторичным преследованием. Оно нередко проявляется в отношения! медицинских работников и работников правоохранительных органов с жертвами сексуального насилия.

Планируя завершение терапевтического процесса, терапевт напоминает женщине, что их совместная работа подходит к концу. Обычно это происходит во время одиннадцатого сеанса и позволяет ей заблаговременно подготовиться к потере связи с терапевтом, отработать запланированное прекращение отношений в рамках психотерапевтического процесса. В течение завершающей фазы терапии проводится обзор результатов и достижений терапевтической деятельности, намечаются цели на будущее.

В особом подходе нуждаются женщины, пережившие сексуальное насилие в детстве. Они могут обратиться за помощью спустя многие годы, когда вдруг понимают, что травма, полученная в детстве, не утихла с годами и мешает им нормально жить: «Не знаю, почему мне это так мешает жить сейчас. Многие годы я даже не вспоминала об этом. Иногда я сомневаюсь, было ли это на самом деле. Я выросла, и теперь у меня есть собственная семья. "Почему же сейчас мне снятся кошмары и преследует страх?", — подобные вопросы часто звучат в беседах с психотерапевтом.

Женщины могут прийти с жалобой на недостаток тепла в семье, дисгармонию в супружеских отношениях или испытывая сильный страх за безопасность своего ребенка. Иногда детские травматические воспоминания оказываются блокированными на многие годы и пережившая даже не подозревает о том, что было в ее детстве. Бывает и так, что женщина помнит о факте насилия, но не связывает трудности своей взрослой жизни с этим событием.

В любом случае сексуальное насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно и может вызвать во взрослой жизни следующие проблемы:

заниженная самооценка;

трудности в выражении эмоций;

сложности во взаимоотношениях с людьми;

дефицит доверия и сексуальные проблемы;

различные заболевания, вызванные психологическими причинами.

В процессе исцеления взрослых женщин, переживших сексуальное насилие в детстве, психотерапевт ставит следующие цели:

1. Полное осознание женщиной того, что случилось в детстве. Оно происходит в результате освобождения от ужасной тайны, которая хранилась многие годы. Обычно для обратившихся за помощью разговор с психотерапевтом становится первой в жизни возможностью открыто говорить и вспоминать о пережитой травме.

2. Разрушение чувства одиночества и изоляции вследствие раскрытия секрета.

3. Оказание помощи потерпевшей в понимании и выражении своих чувств.

4. Принятие решения об ответственности за себя.

5. Открытие себя заново и самопрощение.

6. Формирование нового образа жизни.

Сначала следует помочь женщине принять обязательство полностью выполнить работу, необходимую для реабилитации. Для этого целесообразно составить список ответов на вопрос: «Почему я хочу выздороветь?»

Женщины, вступившие на путь исцеления, проходят в процессе психотерапии следующие этапы:

1. «Перед лицом правды». Для освобождения необходимо понять, что же в действительности произошло в прошлом. Некоторые жертвы не помнят, что конкретно с ними было, другие просто не позволяют себе оценить значение этой травмы и всего, что с ней связано, ограждают себя от боли.

2. Осознание и выражение чувств. Взглянув в лицо правде, женщины испытывают все эмоции, от которых они себя защищали: ненависть к насильнику, чувства печали и потери. Психотерапевт помогает данному процессу.

3. Противостояние (прямое или косвенное) насильнику и другим людям, так или иначе связанным с происшедшим. Бросить вызов можно в письме (допускается, что письмо будет адресовано и уже умершему человеку), в семейных разговорах, начатых по требованию пострадавшей, в личной беседе.

4. Изменение отношений с другими людьми. Женщина учится более объективно смотреть на существующие отношения и понимать, какие из них можно считать здоровыми, а какие — нет. Здесь происходит выбор: как жить дальше, изменить ли что-либо в семейной жизни.

5. Открытие себя заново. Это ощущение своей уникальности и появление готовности к дальнейшему росту.

6. Забота о себе. Женщина учится получать то, чего была лишена в детстве.

7. Прощение себя. Поняв, что с ней произошло, женщина освобождается от чувства вины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.