Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. 1. Анненский И.Ф. Избранное / Сост




Дополнительная

1. Анненский И.Ф. Избранное / Сост. вст. ст. и ком. И.Подольской. – М., 1987. – С. 20-30 (5б204)

2. Биобиблиографический словарь. Русские писатели. – М.: Просвещение, 1990.–Т.1.– С.57-60 (К.Бальмонт), С.119-123 (В.Брюсов), С.178-179 (З.Гиппиус), С.327-328 (Г.Иванов), С.85-90 (А.Белый); Т.2. – С.30-31 (Д.Мережковский), С.244-245 (В.Соловьёв) (5б204)

3. Волков А.А. и Смирнова Л.А. История русской литературы XX века. Дооктябрьский период. Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – С.261-277, 296-314 (ч/з ун-та)

4. Громов П. А.Блок, его предшественники и современники: Монография. – Л.: Сов. писатель, 1996. – 600 с.(ч/з ун-та)

5. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм / Стихи. Письма о русской поэзии. – М.: Худ. литература, 1990. – С. 109 -13 (5б204)

6. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия. – 1980.– Т.6. – С. 831-832 (ч/з ц/б)

7. Лукьянова Е.Г., Лукьянов С.А., Мещерякова М.И. Зарубежная литература в таблицах и схемах. – Харьков: Академия. – 1999. – С.86-89 (5б204)

8. Маковский С. Портреты современников: Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин (Серебряный век. Мемуары / Сборник). – М.: Известия, 1990. – С. 114-116 (5б204)

9. Пастернак Б. Об искусстве. "Охранная грамота" и заметки о художественном творчестве. – М.: Искусство, 1990. – С. 255-256 (5б204)

10. Сподарец Н.В. Концепт "культура" в критическом сознании русских поэтов-символистов // Вестник Ужгородского университета. – 2003. – С.224-229 (5б204)

11. Сухова Н. К.Бальмонт. // Энциклопедия для детей. – Т.9. Рус. лит. Ч.2. ХХ век. – М.: Аванта+, 2001. – С. 126-135 (5б204)

12. Тахо-Годи Е. Брюсов В. // Энциклопедия для детей.– Т.9. Рус. лит. Ч.2. ХХ век. – М.: Аванта+, 2001. – С. 174-184 (5б204)

 

 

На рубеже 80-90-х годов ХІХ века в русском искусстве оформилось новое философско-эстетическое и идейно-художественное явление, получившее название символизм. Русский символизм не был однородным явлением: в нем выделяли старшее и младшее поколение

«Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев, Эллис) осознанно стремилось выйти за рамки литературной школы. В представлении «соловьевцев» символизм должен был явить собой особый тип миропонимания. Цель «младосимволистов» – преодолеть декадентские настроения и декларированный «старшими» индивидуализм: «Нас называли «символистами второй волны», для меня это означало: «символисты», но не декаденты», – писал А. Белый. Одним из путей преодоления индивидуализма стало для «младосимволистов» обращение к теме России, ее исторической судьбы. А. Белый называл своих единомышленников «индивидуалистами, повернувшимися к России».

Младосимволизм претендовал на создание особой формы искусства – «теургии», религиозного в своей сущности искусства, способного оказывать преображающее влияние на человека и устройство жизни. Такое искусство должно прозревать сакральный смысл в «житейском шуме». Именно об этом писал Вл. Соловьев в стихотворении «Милый друг...», ставшем программным для символизма, а Вячеслав Иванов утверждал: «Поэт всегда религиозен, потому что всегда – поэт». Вот почему именно символистам «второй волны» потребовался новый язык искусства, и именно они разработали теории символа и мифа.

Метод символизации – основной способ создания образа в искусстве символизма. Однако искусство по определению обладает способностью обобщать, а значит, в максимально концентрированном виде представить сущностные грани бытия, то есть символизировать. Ведь символ (по словарю В.И.Даля) – это сокращение; перечень, сущность в немногих словах или значок, это картинное изображение знаками с переносным, иносказательным значением. Символизм как неоромантический в основе своей тип художественного творчества опирается на платоновское разграничение мира явлений и мира идей. Но для младосимволистов главным становится не противопоставление двух миров, а, напротив, их взаимодействие и взаимопроникновение, опирающееся на идею всеединства Вл.Соловьева. Символ становится для них связующим звеном и способом проникновения из мира реального в мир идей.

Символ раскрывается в эмблематических рядах: вербальных, логических, культурно-исторических, идеологических значений, при этом ряд разворачивается в обратном порядке – не от символа, а к символу. Символ собирает разобщенные моменты бытия и воспринимает их как элементы единого космологического религиозного мифа, то есть объединяет бытийно-смысловые начала, что и делает символизм мифотворчеством. Познание в искусстве символизма осуществляется «как воспоминание» (Платон), а поэт рассматривается как орган народного воспоминания. Но это познание прежде всего культурной истории человечества, ориентация на культурные, исторические, этнографические мифологемы.

 

 


Практическое занятие №2

Тема: А. Блок и русский символизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.