Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль путешествий в истории мировой культуры




Вопросы для повторения

1. Почему история туризма и гостеприимства является частью истории мировой культуры? Каковы основные задачи изучения истории туризма и гостеприимства?

2. Определите понятия «путешествие» и «туризм». Чем объясняется многозначность понятия «путешествие»?

3. Когда впервые термины «турист» и «туризм» появились в западной и отечественной литературе?

4. Какой смысл вкладывается в понятие «гостеприимство»?

5. Назовите основные варианты периодизации истории туризма т гостеприимства. Можно ли считать, что периодизация туризма в Западной Европе применима к России и Беларуси?

 

Путешествия как форма межкультурных коммуникаций. Одной из теоретических задач науки о туризме является выявление роли путешествий как формы межкультурных коммуникаций. Путешествие – это поиск путей сообщения. Стремление преодолеть пространство, изолированность своей культуры, вступить в контакт с другими народами способствовало развитию человеческой цивилизации.

Реки были естественными «дорогами» для развивающихся цивилизаций. Они способствовали преодолению существовавших препятствий. По мнению норвежского ученого и путешественника Тура Хейердала, человек поднял парус прежде, чем оседлал коня.

Люди предпочитали селиться по берегам рек, которые были для них первыми дорогами в непроходимых местах. Начиная со ствола дерева, переброшенного через речку, человек постепенно осваивал сложную технологию возведения мостов. Так, многие африканские, южноамериканские и индонезийские племена строили мосты из лиан, имеющие форму вытянутой в длину полукруглой корзины и доходившие до плеча человека. Эти мосты были надежным средством для переправы. Построенные из лиан и канатов, дерева и камней, мосты отличались надежностью. Постепенно с помощью мостов человек научился преодолевать воздвигаемые природой препятствия и продолжал свой путь в желаемом направлении, достигая цели своего путешествия вместе со своими товарами и багажом. По мере развития цивилизации люди стали «корректировать» реки: изменять их русло, прорывать каналы. Направления течения больших рек определяли направления потоков миграции людей, а также торговые пути, способствовавшие связи с другими народами.

Русский географ, социолог и общественный деятель Л. Мечников был крупнейшим представителем так называемой географической школы, которая стремилась объяснить закономерности и особенности развития цивилизаций, а также единство древних культур их географическим положением. В своем главном произведении «Цивилизации и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества», Мечников критиковал теорию противопоставления «варварского Востока» «цивилизованному Западу». Он делил всю историю человечества на три фазы – речную, морскую и океаническую, в зависимости от используемых культурой средств сообщения и путей передвижения.

Описывая самый древний период, Л. Мечников называл его речным. На берегах великих рек возникают древнейшие цивилизации: Египет, Месопотамия, Индия и Китай. «Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или «созданием» Нила».

Реки связывали между собой народы и страны. Поэтому каждая крупная река имеет свою историю путешествий. Каждое море или океан — свою историю плаваний и открытий.

Моря и океаныпути межкультурных коммуникаций. История древних цивилизаций не синхронна. Как пишет Л. Мечников, страны восточной группы (Индия и Китай) с самого начала своего существования несколько запаздывали в своем развитии сравнительно с двумя западными цивилизациями (Ассиро-Вавилония и Египет), которые, находясь в более благоприятных географических условиях, сравнительно быстро перешли в фазу морской цивилизации и оказали большое влияние на Европу и европейские народы.

Человек стремился к расширению среды обитания: стараясь улучшить условия жизни, люди селились по берегам рек и постепенно, таким образом, перемещались к морским побережьям. Так, по мнению Л. Мечникова, наступил второй период в истории развития цивилизации, который он называет морским, или средиземноморским, поскольку ойкумена охватывала главным образом берега этого внутреннего морского бассейна, расположенного между Африкой, Азией и Европой. Начало этому периоду положили финикийцы, которые еще за десять веков до начала нашей эры основали многочисленные города на берегах Средиземного моря. Средиземноморский период, как полагает Л. Мечников, охватывает двадцать пять веков – с основания Карфагена до возникновения империи Карла Великого.

Третий период, океанический, характеризуется заметным развитием в новое время западноевропейских государств, лежащих на побережье Атлантики. Это разделение человеческой истории, по мнению Л.-Мечникова, соответствовало трем последовательным фазам социальной эволюции: рабовладельческой, феодальной и буржуазной.

Океаны всегда были для человека притягательными. Человек не сразу научился по ним плавать, распознавать их особенности. Именно с освоением Мирового океана для человечества стали доступны другие континенты и люди смогли понять истинную географию мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.