Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные путешествия в XIX– начале XX ВВ. И первые туристские организации




Научные путешествия. XIX в. характеризуется победой капиталистического способа производ­ства во многих странах, развитием промышленности, транспорта, науки, раз­делом мира между великими державами и быстрой колонизацией открытых перед этим земель.

Начало XIX в. ознаменовалось крупными морскими кругосветными путе­шествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.

Только в первые три десятилетия XIX в. в России были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций. Мысль о снаряжении первой кругосвет­ной экспедиции принадлежит знаменитому государственному деятелю графу Н.П. Румянцеву.

26 июня 1803 г. корабли «Нева» и «Надежда» под руководством капи­тан-лейтенанта
И.Ф. Крузенштерна вышли из Кронштадта и отправились в кругосветное плавание, которое длилось три года и 12 дней.

И.Ф. Крузенштерн как руководитель экспедиции был принят царем Алексан­дром 1, который приказал вычеканить медаль в память первого русского кругосвет­ного плавания и издать составленное путешественником описание маршрута с ри­сунками и картами. Книга
И.Ф. Крузенштерна «Вокруг света» была переведена на многие европейские языки и поставила имя автора в один ряд с именами знаме­нитых ученых-путешественников.

За путешествием И.Ф. Крузенштерна последовали и другие плавания и пу­тешествия. Дважды совершал кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, плавал вокруг света
В.М. Головнин, написав книгу «Путешествие вокруг света на шлюпке “Камчатка” в
1817 – 1819 гг.».

Всего в первой половине XIX в. русские совершили около 50 кругосвет­ных и полукругостветных путешествий, которые завершили важный этап в истории мореплавания. Они были наиболее массовыми из всех плаваний, имевших место в истории русского парусного флота, и охватили обширные акватории Мирового океана. В 1854 г. из Балтийского моря на Дальний Вос­ток пришло первое паровое судно, а через три года в России было прекраще­но строительство военных парусных кораблей. Начиналась новая эпоха в мореплавании: на смену парусным судам пришел паровой и дизельный флот. Время передвижения сократилось во много раз; суда могли теперь плавать по океанам и морям в любом направлении, независимо от ветров и течений.

После окончания наполеоновских войн возобновили морские путешествия Англия и Франция. Французы сохранили свой интерес к Тихому океану и в пер­вой половине XIX в. послали туда несколько экспедиций, среди которых были плавания под руководством Луи Де-Фрейсине (1817), Луи Дюппереля (1822), Жюля Дюмон-Дюрвиля (1825 – 1829 и 1837– 1842) и др.

Из английских экспедиций первой половины XIX в. следует выделить по своим результатам экспедицию на корабле «Бигль» под командованием капи­тана Фиц-Роя, длившуюся с 1831 по 1836 г. В этой экспедиции принимал участие Чарльз Дарвин.

Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих стра­нах стали играть географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе – в 1828 г. в Берлине, далее в 1830 г. – в Лондоне, в 1845 г. – Русское географическое общество в Петербурге. Позднее возникли географи­ческие общества в научных центрах разных стран. Эти общества организовы­вали путешествия на малоисследованные материки.

Часть научных исследований, кроме географических обществ, взяли на се­бя министерства, колониальные ведомства, органы местного самоуправления, другие учреждения и научные общества. В результате этого во второй полови­не XIX в. в области изучения Земли ученые значительно продвинулись вперед. Ценой огромных усилий многочисленных путешественников-исследователей все меньше становилось белых пятен на карте мира.

Во второй половине XIX в. начинается новый этап путешествий, характе­ризующийся тем, что теперь морские экспедиции снаряжались не только для открытия новых земель, продолжения путей и изучения условий судоходства, но и для научных исследований Мирового океана.

В течение XIX в. почти все морские страны в той или иной степени приняли участие н организации путешествий с целью исследования морей и океанов.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, про­мышленного освоения новых территорий, расширения микрохозяйствен­ных связей были собраны многочисленные научные и литературные матери­алы, отчеты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении чело­веческих знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появилась потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Все это послужило причиной воз­никновения особой формы путешествий – туризма.

Возникновение первых туристских организаций. Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увели­чивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строи­тельством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т. д.

В то же время с появлением регулярного движения пассажирского тран­спорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. В значительной мере они превращаются в увеселительные и развлекательные поездки. В конце XVIII в. представителей имущих классов ев­ропейских государств, посещавших зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть «туристами». К началу XIX в. подавляю­щую их часть составляли аристократия и буржуазия.

Томас Кук (1808 – 1892) 5 июля 1841 г. организовал первую поездку 570 членов общества трезвости по железной дороге из Лестера в Лафборо. Поездка включала в себя прогулку по перрону под духовой оркестр, а также ленч, состоящий из чая и булочки в поезде. Возникшее в 1847 г. Общество Томаса Кука начинает организовывать туристские поездки. Т. Куку принадлежит пальма первенства в разработке многих новшеств: он создал первый пакетный тур (пэкидж-тур), который представлял собой комплекс услуг, продаваемый по одной цене.

Фирма Т. Кука вступает в договорные отношения с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами, заботится о комплексном обслуживании путешественников. Т. Кук первым стал изучать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского маркетинга.

Во второй половине XIX в. разрозненное туристское движение в Европе, представленное энтузиастами-одиночками, начинает приобретать определенные организационные формы. В 1857 г. в Лондоне возникло первое в мире объедине­ние любителей путешествий в горах – Английский альпийский клуб. Англий­ские альпинисты к середине XIX в. совершили уже немало восхождений на вер­шины Альп, стали частыми посетителями самых отдаленных участков этой гор­ной системы и в значительной степени содействовали развитию туризма в стра­нах Европы: Швейцарии, Австрии, Италии, Германии, Франции. Освоив Альпы, Английский альпийский клуб начал организовывать свои экспедиции и в другие горные районы мира: на Кавказ, Гималаи, Анды, горы Новой Зеландии и др.

Вслед за английским в 1862 г. появляется Альпийский горный клуб в Тури­не, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х гг. XIX в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в Соединенных Штатах Америки. Общее число членов достигло 120 тыс. Большинство клубов стали издавать свои жур­налы, посвященные горам и путешествиям в них. Первый такой журнал вышел в Лондоне в 1863 г. («Альпийский журнал»). В 90-е гг. их насчитывалось более 30. Все европейские альпийские клубы не только способствовали организации путешествий в горные и другие районы, но и занимались их изучением, так как сведения о горах в XIX в. были еще крайне ограниченными.

Во второй половине XIX – начале XX в. национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для от­дыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и между­народные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, в горных районах Швейцарии.

В 1804 г. Ричард Тревитик построил первый паровоз «New castle» со скоростью 8 км/ч на 70 пассажиров. В 1825 г. была построена первая общественная рельсовая дорога между Ливерпулем и Манчестером (Джорж Стефенсон). Паровоз «Ракета» мог развивать скорость до 48 км/ч.

С 1841 г. Проповедник–квакер Т. Кук начал использовать железную дорогу для туризма. Первая массовая поездка 600 человек. Транспортная система в основе массового туризма. Организация специальных билетов как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии по городам Англии, а затем и по Европе. Бюро Т. Кука предлагало туристу полный комплекс туристских услуг, Для туристов бронировались гостиницы, действовали различные скидки, разрабатывались новые маршруты, в том числе и паломнические – в Палестину и экзотические – Крым, Кавказ. В 1883 г. Завершил первый рейс «Восточный экспресс», который имел два роскошных спальных вагона, вагон-ресторан и курительный салон. В наши дни этот поезд, роскошный, как и прежде, курсирует между Лондоном и Венецией с остановками в Париже, Цюрихе, Инсбруке и Зальцбурге. Он состоит из 11 спальных вагонов и трех вагонов ресторанов. Пассажиры могут слушать в баре «живую» музыку. Каждое купе оборудовано как гостиничный номер класса люкс.

В конце XIX в. во всех европейских странах создаются многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и рекламе. В газетах появляются рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах.

Выпуск путеводителей в начале XIX в. «поставил на поток» английский издатель
Дж. Марри. В Германии – К. Бедекер. В 1827 г. он основал издательскую фирму по выпуску путеводителей. К началу XX в. туризм становится частью жизни европейцев. Туризм был явлением строго социальным. Только горожане принимали участие в туристских мероприятиях.

В Австрии, Германии, Швейцарии создается организация «Друзья природы» для рабочих. Поездки выходного дня с экскурсиями по памятным местам. Молодежь Германии в начале XX в. создала союз «Перелетные птицы» для путешествий по сельским местам страны. Краеведческие исследования, ночевка у костра с песнями и танцами. Также получил свое распространение познавательно-пешеходный туризм.

В 1829 г. в Бостоне появилась первая гостиница с ванной и туалетом, что стало впоследствии нормой для всех гостиниц. С конца XIX в. в Европе возникает сеть отелей, которую основал Цезарь Ритц. С конца XIX – начала XX в. возник массовый туризм. Причины – транспортная революция. Возникновение среднего класса, повышение общего жизненного уровня в ведущих европейских странах, возникновение туристических фирм.

Таким образом, туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых морепла­вателями, исследователями, историками, географами и представителями дело­вого мира, которые собрали и сделали достижением современных наций и на­родов многочисленные изыскания, наблюдения, описания, литературные, ис­торические и географические материалы, отчеты и дневники. Появление ту­ризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общес­твенного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.