Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Принципы и система информационного права




Правовое регулирование информационных отношений основыва­ется на принципах информационного права, под которыми понима­ются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отноше­ний, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это пра­во как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях ос­новных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объектаправоотношений.

Основой формирования информационного права являются обще­правовые и специальные принципы.

К общеправовым принципам формирования информационного права относятся:

1. Принцип законности предполагает, что субъекты информаци­
онного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законода­
тельство Российской Федерации. Отсюда также следует, что инфор­
мационно-правовое регулирование не должно противоречить Консти­
туции и законодательству Российской Федерации.

2. Принцип федерализма предполагает, что правовое регулирова­
ние информационных правоотношений осуществляется Российской
Федерацией совместно с ее субъектами.

3. Принцип ответственности применительно к информационно-
правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответ­
ственности за нарушение требований и предписаний информацион­
но-правовых норм.

4. Принцип наказуемости означает, что субъекты информацион­
ных правоотношений должны действовать правомерно и не совер­
шать деяний, запрещенных под страхом наказания.

5. Принцип гуманности в информационном праве означает, что к
нарушителям информационно-правовых норм применяются меры


наказания, соответствующие современным представлениям о спра­ведливости и гуманности.

6. Принцип гарантированности прав и свобод человека является
основой становления гражданского общества и построения правово­
го государства в России.

7. Принцип судебной защиты прав и интересов участников инфор­
мационных правоотношений.

Исходя из предписаний основных информационных норм, форми­руются специальные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности устанавливается ст. 2
Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­
дарства. Отсюда следует, что органы государственной власти обяза­
ны защищать права и свободы человека и гражданина в информаци­
онной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой
информации, не ограниченной федеральным законом (принцип сво­
боды творчества и волеизъявления) закрепляет закономерность, ос­
нованную на конституционных положениях, составляющих основы
демократического государства, и выражается в том, что ограничение
этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в це­
лях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения инфор­
мации, вредной и опасной для развития личности, общества, госу­
дарства имеет целью защиту личности, общества, государства от воз­
действия вредной информации. Закономерность выражается в том,
что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и
общества от воздействия вредной и опасной информации, которое
может привести к нарушению информационных прав и свобод, дес­
табилизации общества, нарушению стабильности и целостности го­
сударства. При этом запрет может налагаться только федеральным
законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократи­
ческих свобод и ограничений, принципиально недопустимых в де­
мократическом обществе.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ог­
раниченной федеральным законом (право знать), или принцип глас­
ности, заключается в том, что ни одна государственная структура не
может вводить ограничения по доступу потребителей к информации,
которой она обладает в соответствии с установленной для нее компе­
тенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и
представляющей общественный интерес. Ограничения могут вво­
диться только федеральным законом.


5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления
информации означает обязанность любой государственной структу­
ры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и
хранить информацию в полном объеме в соответствии с установлен­
ной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные
сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

На основе юридических особенностей и свойств информации фор­мируются следующие принципы.

6. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан
на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации
(ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность про­
является в том, что механизм юридического «отчуждения» инфор­
мации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использо­
вание информации (ее содержания) в соответствии с законом или до­
говором. Суть такого отчуждения заключается в передаче произво­
дителем прав и обязанностей по использованию информации полу­
чившими ее субъектами (обладателем, потребителем информации),
а также ответственности за неправомерное использование информа­
ции (ее содержания).

7. Принцип оборотоспособности информации основан на юриди­
ческом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обла­
дателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключает­
ся в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в
объект, существующий независимо от ее создателя, и, следователь­
но, который может быть включен в общественный оборот. Этот прин­
цип определяет необходимость правового регулирования отношений,
возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов
участвующих в нем сторон.

8. Принцип распространяемости информации основан на том, что
одна и та лее информация может многократно копироваться в неогра­
ниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. За­
кономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее
содержание) объективно может принадлежать одновременно неогра­
ниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на исполь­
зование информации (ее содержания) для разных категорий получа­
телей (потребителей) таких экземпляров — разный.

9. Принцип организационной формы основан на том, что инфор­
мация при включении ее в оборот всегда определенным образом орга­
низуется на материальном носителе. Закономерность заключается
в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не
сама по себе, а в определенной форме (например, в форме доку­
мента).


Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятель­ность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).

Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт — это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) пра­вовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предме­том данной отрасли. Эта система получает выражение в информаци­онном законодательстве, в науке информационного права и в учеб­ном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Инфор­мационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на две части — Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нор­мы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, право­вые формы и методы правового регулирования деятельности в ин­формационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информаци­онных отношений, дается характеристика источника информацион­ного права, системообразующих начал информационного права: пра­вовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обо­роте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной ин­формационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информа­ционного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы ин­ститутов: институты, содержащие нормы, регулирующие обще­ственные отношения по поводу обращения открытой, общедоступ­ной информации (институт интеллектуальной собственности приме­нительно к информационным объектам, институт массовой инфор­мации, институты библиотечного дела и архивного дела), и инсти­туты информации ограниченного доступа (институт государствен­ной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их


дополнение новыми институтами, например банковской тайны, слу­жебной тайны и т. п.

Итак, система информационного права выглядит следующим об­разом.

Общая часть

Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.

Предмет и метод информационного права. Принципы информаци­онного права. Источники информационного права. Система инфор­мационного права.

Информационные правоотношения. Информация как объект ин­формационных правоотношений. Субъекты информационных пра­воотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информацион­ных правоотношений.

Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм профилактики информационных конфликтов.

Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.

Особенная часть

Правовое регулирование информационных отношений интеллек­туальной собственности.

Правовое регулирование информационных отношений при созда­нии и распространении массовой информации.

Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.

Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.

Рассматривая вопросы о месте информационного права в право­вой системе, следует отметить следующее. Информационное право


активно использует основные положения теории государства и пра­ва, «взаимодействует» с такими отраслями, как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное пра­во, гражданское право, трудовое право, судоустройство, междуна­родное публичное и частное право.

Наиболее тесно информационное право взаимодействует с консти­туционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы лич­ности, в том числе и информационные права и свободы (права и сво­боды в информационной сфере), регламентирует создание информа­ционного законодательства.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, преж­де всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений, возникающих по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

Информационное право также активно использует методы адми­нистративного права, прежде всего в регулировании отношений, воз­никающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области: распространения массовой информации, формирования информационных ресурсов и обеспечения свободного доступа к информации широкому кругу по­требителей. Кроме того, в области засекречивания информации и обеспечения системы доступа к ней.

С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информа­ции. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъем­лемой составной частью деятельности человека, а поэтому отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономернос­ти правового регулирования информационного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.