Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свадебный обряд




2.1. Этнография свадебного обряда. Русский свадебный обряд представляет собой сложный комплекс традиционной культуры, формирующийся из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического и игрового характера, а также элементов материальной культуры, словесного и музыкального фольклора.

Свадьба в системе обрядов жизненного цикла занимает серединное положение и включает в свой состав три части т.н. переходных ритуалов. В свадьбе реализуются два основных компонента обрядов жизненного цикла «смерть» и «рождение», но они выражены только символически.

Свадьба может рассматриваться как взаимодействие двух текстов (М-текста и F- текста), реализующих точки зрения партии жениха и партии невесты. Характеристикой текста жениха является «круговой» путь (из дома к невесте и возвращение), в то время как женский текст (невесты) имеет «линейный» (усеченный) характер. До полной («круговой») схемы женский текст достраивается лишь в «родинах».

Временем, когда играли свадьбы, считается период от Покрова до Филиппова заговенья или после Крещения до масленицы. На протяжении целого года после женитьбы (или до рождения ребенка) новобрачные считались «молодыми» и занимали особое место в крестьянской общине.

Традиционно в структуре свадьбы выделяют три цикла: предсвадебный (предвенечный), день свадьбы и послесвадебный. По эмоциональному характеру свадьбу можно разделить на две части: довенечная (минорная) и послевенечная (мажорная). Выделение обряда церковного венчания как кульминационного является достаточно поздним, традиционно «переломом» является постельный обряд (подклет).

Предсвадебный цикл включал сватовство, сговор (запой, пропой, винопитье, запойный вечер), смотрины (смотры, гляделки), богомолье, (рукобитье, заплачки). После сговора, так называемой помолвки, невеста приобретала особый статус - просватанной девушки (просватанница, сговоренка). Весь период «сидения» невесты, который мог длиться от нескольких недель до года, невеста готовилась к свадьбе: с помощью подруг шила приданое и др.

Статус невесты, ее «выделенность» из коллектива, наделение особыми признаками лиминальности позволяют обнаружить связь свадьбы с другими обрядами жизненного цикла (похоронным и родильным). Суть свадьбы, как обряда переходного, заключается в постепенном лишении девушки-невесты признаков своего прежнего состояния: она оказывается на положении гостьи в собственном доме; ей запрещается выполнять работы по дому, выходить на улицу (кроме ритуально значимых перемещений); невеста не способна самостоятельно передвигаться (ее водят под руки подруги); лицо невесты закрывается платком или фатой (своеобразное отождествление со слепотой); она лишается способности говорить (исполняет причитания как особую форму сакрального языка) и т.п.

Кульминацией «переделывания» невесты, нашедшее отражение в фольклорных текстах, являлась обрядовая баня. После бани невеста окончательно лишалась «связи» с родительским домом (ср.: перед ней закрывали двери). Если до бани невеста как бы лишалась признаков своего прежнего (девичьего) состояния, то после бани она постепенно наделялась признаками своего нового статуса: она прощалась с «родом-племенем», с «родимой сторонушкой», «вольной волюшкой», «девьей красотой» (символ девичества); ей расплетали косу, наряжали в подвенечное платье и др.

Роль жениха на свадьбе была пассивна.

Состав участников (чинов) и их поведение довольно четко регламентировались. Кроме невесты, жениха и их родителей, обязательными участниками свадебного действия были родственники с обеих сторон - крестные отец и мать жениха и невесты, как правило выполнявшие роль сватов и свах, дружка (второе «я» жениха), действовавший от его имени, распоряжавшийся свадьбой, следивший за выполнением ритуала, девушки- подружки невесты, представляющие половозрастную группу, которую она покидала. В состав свадебных чинов входили: тысяцкий (нередко им являлся крестный жениха)– самый почетный гость на свадьбе, возглавлявший свадебный поезд жениха, в помощь дружке (избирался) поддружье, в помощь тысяцкому – старший боярин. В свадьбе, как и во всех обрядах жизненного цикла, принимали участие все жители данной местности; не приглашенные на свадьбу гости (глядельщики, сухонцы) присутствовали в качестве зрителей, «опевали» пирующих свадебжан, за это их обносили пивом и вином. Общей задачей свадебных чинов было осуществление одобренного коллективной санкцией перехода жениха и невесты в половозрастную группу женатых, невесты – в семью жениха на положение снохи и породнения двух семей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.