Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции дружки в свадебном обряде. Приговор дружки




1функция (исконная) – представитель жениха, посредник между «враждующими» родами: родом жениха и родом невесты (буквально «дружка» - ‘друг жениха’, ‘другое я’). Дружку посылают в дом невесты для обеспечения хорошей встречи свадебного поезда и преодоления препятствий на пути жениха к невесте.

2 функция - церемониймейстер или распорядитель на свадьбе. Функция знатока свадебных обычаев перешла к дружке от более старшего и почетного чина – свата или тысяцкого. (Часто дружка и тысяцкий одно и то же лицо).

- рассаживает гостей соответственно их чинам;

- руководит угощением;

- распоряжается свадебным поездом (усаживает жениха и невесту, всех поезжан, выбирает коней, всю упряжь, следит за ними и т.д.).

3 функция (исконная) - знахарь. Функции знахаря и представителя соединялись в одну:

- разметает дорогу;

- опоясывает жениха сетью;

- подает жениху «наговореное» вино;

- крестит плетью подушки, на которые садятся молодые и др.

4 функция - скоморох, балагур, шутник, веселит гостей.

Все действия, выполняемые дружкой, разбиваются на 3 периода. Каждый период содержит определенный набор поэтических мотивов:

I. Подготовка к «походу» за невестой. Происходит в доме жениха и заканчивается отправлением свадебного поезда со двора жениха. Так, например, описываются сборы жениховой стороны в поездку за невестой: «Я, резвый дружка, / Встаю утром рано, / Выхожу на красное крылечко, Гуляю по широкой улице / И вхожу в новую конюшню / Выбираю себе коня молодого, белогривого, / Накладываю уздечку, / Закладываю пошевенцы дубовые, / Оглобельки ветловые, / Закладываю дужку. / Чтобы наши кони были изналажены, запряжены».

II. «Добыча» невесты в ее доме. Сюда же входит приговоры у запертых ворот.

Сюжетообразующим мотивом данного периода является «описание пути свадебного поезда» (ср., например: «Мы ехали да гнали, / С горы на гору наши кони скакали. / Мы ехали темными лесами, / Черными грязями, / Чистыми полями, / Зелеными лугами», «Поехали по крутым горам, по длинным мостам»), который представляется далеким и тяжелым. С представлением о труднодоступности невестиного дома связаны и приговоры у запертых дверей. Перечисление символических препятствий (крыльцо, лестница, ворота, запоры) сопровождается их выкупом и мыслится как «борьба за невесту»: «На первую лесенку ступаю деревянную, / На вторую – оловянную, / На третью – серебряную. / Выхожу на крутое крыльцо, / Берусь за витое кольцо, / Отворяю воротечка дубовые, / Вынимаю запорчики кленовые, / Кладу на левую руку, / Отворяю на правую, / Правой ногой ступаю, / Левой отворяю. / Где нам постучаться? / У банных дверей ли? / У крылечных дверей ли?». Наряду с имитацией вражеского вторжения (своего рода взятия крепости) проникнуть в закрытое для партии жениха пространство дома невесты можно было посредством отгадывания предлагаемых дружке загадок (например: «- Кто там пищит, не комар ли, муха? - Я не комар, ни муха. Я от свята духа». Ответ на загадку «Чего у нашего хозяина дома нет?» являлся «ключом», отпирающим дверь).

Войдя в дом невесты, дружка напоминал о деле, за которым прибыл поезд: «Сватушка-сватья, / Ваша молодица стоит под полицей / Да ржет кобылицей / А наш молодец стоит под кустом / Да ржет жеребцом. / Нельзя ли их вместе свети / Да за хохолки потрясти». Такоевысокомерно-ироничное отношение распространяется на всех участников обряда с невестиной стороны: цель дружки как представителя рода жениха - утвердить свое господство в доме невесты. Так, дружка мог обратиться к представителям партии невесты со следующим вопросом-требованием: «Нет ли у вас старух старых, собак ярых, стариков-еретиков, петухов-клевунов, куриц-квохтуний и старух-пердуний? Убирайте старух старых на печь, собак ярых на цепь, стариков-еретиков – в подполье, а малых робят – жопами на колья». Подобные приговоры, воспринимаемые современным сознанием как шуточные, ироничные, имели ярко выраженный охранительный смысл. «Шутовские» (игровые) приговоры Д.К. Зеленин рассматривал как рудименты (отголоски) вражды двух роднящихся сторон. Позднее эта вражда-борьба, выражавшаяся во взаимном препирательстве сторон, забылась, сатира получила иной смысл – посмешить присутствующих.

Центральной темой приговоров второго периода является восхваление князя и его дружины; внимание акцентируется на мужских достоинствах жениха: «Сват да сватьюшка, / Невестина матушка / Поднимались на крыльцо / Да у молодого князя / Несли … через плечо» или: «… у нашего молодого князя как рог, голова как кий, а сам как клин»; жених в приговорах дружки «как серый заяц по чистому полю поскакивает», «как ясный сокол по полю полетывает». Описание же невесты в приговорах, как и в песенных жанрах свадьбы, двух типов: похвала и хуление. Хвалят невесту за то, что она рукодельница: «тонко пряла, звонко ткала, бело белила, на сером камешке колотила и нас, резвых дружек, подарила». Значительно чаще невесту корят (подробнее см. раздел о корильных песнях). Например в приговоре: свадебный поезд встречает двух уток, которые рассказывают поезжанам о невесте: «У вас молодая княгина / Недобрых родов была. / На большой дороге жила. / Сто человек по дороге проходило, / Она каждого их них целовала / И каждому давала”.

Лейтмотивом всего текста приговора второго периода является противопоставление «ваши / наши» с прямыми угрозами: «Каково будет нашим, таково и вашим!», «Как будет у вас нашим, / Таково и у нас вашим! Если вы наших будете обносить, / Мы до ваших далеко не будем доносить. / Если вы наших будите обижать, / Мы ваших живыми не будем домой отпускать».

III. Посвящение невесты и примирение двух родов. Приговоры этого периода исполнялись в доме жениха. Многие темы были общими и для второго и для третьего периода (например, приговоры, исполнявшиеся при рассаживании и угощении гостей). Особую группу составляли тексты, сопровождавшие проводы молодых на подклет («…на подклет надо вести, / За хохол трясти») и встречу молодых с подклета («Несу честь / Тысяцкому рушить, / Всем гостям кушать»). Тексты, в которых дружка спрашивает жениха о целомудрии невесты («Лед долбил или грязь топтал (шугу мешал)?»), во многих традициях могут быть замещены песенными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.