Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалификация выпускника – бакалавр




Филолог

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Средних веков и эпохи Возрождения

История зарубежной литературы

Ставрополь, 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Я.В. Погребная

 

 

 

032700 – «Филология»

 

Ставрополь

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

 

История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Конспекты лекций: Учебное пособие / Авт.-сост. Я. В. Погребная. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – 130 с.

 

Пособие содержит конспекты лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Лекционный курс выстраивается в строгом соответствии с принципом историзма, тематика лекций отвечает основному теоретическому и фактическому содержанию дисциплины. Конспекты лекций, представленные в пособии, снабжены методологическим аппаратом и библиографией по темам, а также заданиями, предназначенными для письменного выполнения студентами.

Предназначено для бакалавров, обучающихся по специальности 032700 «Филология» очной и заочной форм обучения и соответствует Государственным образовательным стандартам III поколения.

 

Автор-составитель

д-р филол. наук, проф. Я.В. Погребная

Рецензент

доктор филологических наук, проф. В.М. Головко

 

Ставропольский государственный университет, 2011

 

Пояснительная записка

Базовая историко-литературная учебная дисциплина «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» предполагает изучение культур во многом противоположных, противоречащих друг другу. Средневековье прочно ассоциируется в истории культуры с устремленными ввысь шпилями готического собора, закованным в тяжелые доспехи рыцарем, Крестовыми походами, песнями трубадуров о любви к недосягаемой прекрасной даме, дымом костров, сжигающих еретиков и ведьм. Мир средневековья замкнут, заключен в пределах рыцарского замка с поднятым подвесным мостом или ограничен соборной решеткой, стенами города, затворяющего на ночь свои ворота, забором вокруг последнего крестьянского дома в деревне, примыкающей к замку. Не менее строго и определенно ограничена и свобода человеческой личности, закрепленной за определенным сословием с предписанными ему нормами поведения.

И вдруг на смену замкнутости и регламентированности Средневековья приходят простор и свобода: вместо полутьмы собора – полные света и воздуха зеленые поля, по которым совершает уединенные прогулки Ф. Петрарка, прозванный современниками «гражданином рощ», вместо тесноты и огороженности открывается ширь океанских просторов, по которым к неведомым берегам Нового света устремляются корабли Колумба, уверенного в том, что мир до конца не открыт и не познан и где-то обязательно ждут отважного мореплавателя таинственные, неизведанные земли. Смирение сменяется дерзостью, страх перед неизвестным – смелым научным и нравственным поиском, рыцарь, безмолвно и безнадежно влюбленный в недоступную даму, и монах, молящий небеса о спасении души, сменяются отчаянным Дон-Жуаном и дерзновенным доктором Фаустом, готовым заключить договор с Сатаной.

Цель данного учебного пособия – сформировать у студентов представление о литературном процессе каждой культурно-исторической эпохи так, чтобы показать закономерности его развития, преемственные связи между античностью и Средневековьем, с одной стороны, и Средневековьем и Ренессансом – с другой. При этом важно проследить и специфически литературные и общекультурные связи. Не менее важно показать саморазвитие культуры и литературы в пределах каждой отдельно взятой эпохи, как в рамках эволюции жанра, творческого метода, художественного или стилистического приема, так и в пределах развития творческой индивидуальности отдельных писателей и поэтов. Изучаемый материал стимулирует студентов к сравнению, к поискам объяснения существующей контрастности, а, следовательно, к обращению к смежным с литературой областям знания – философии, религии, науке, к другим видам искусств. Таким образом, у студентов складывается относительно полное представление о картине мира, свойственной каждой из изучаемых в течение курса культур, вырабатывается понимание того, что существуют универсальные категории культуры, определяясь по отношению к которым, каждая новая эпоха в истории человечества вырабатывает свою неповторимость.

Необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что несмотря на ряд новых учебных пособий и учебников (О.И. Федотов «История западноевропейской литературы средних веков. Учебник-хрестоматия» – М., 2010; Шайтанов «История зарубежной литературы. Средние века» – М., 2001, «История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения» – М., 2001; А.А. Бурцев История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения. – М., 2008) базовым фундаментальным учебником был и остается учебник под редакцией М.П. Алексеева, В.М. Жирмунского, С.С. Мокульского и С.С. Смирнова История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Изд. 4-ое. – М., 1987. Предлагаемые вниманию студентов конспекты лекций составлены в соответствии именно с этим учебником. Данное учебное пособие не заменяет основного базового учебника по данной учебной дисциплине, а преследует цель систематизации и актуализации наиболее важных для освоения тем, понятий. Учебное пособие носит проблемный характер, стимулируя студентов к размышлению над фактическим материалом, направлено на развитие способности осмысливать и классифицировать материал.

Студентам следует прочитать и осмыслить целый ряд художественных произведений, сыгравших колоссальную роль в дальнейшем развитии культуры, ставших на долгие века недосягаемыми образцами философской глубины и эстетического совершенства для многих поколении художников. Это и «Божественная комедия» Данте Алигьери, и «Дон Кихот» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, и сонеты Ф. Петрарки, и шедевры Шекспира. Поэтому важно помочь студентам полнее и глубже осознать эстетическое и философское значение этих произведений, показать их всемирно-историческое значение, наметить перспективы для дальнейшего изучения мировой литературы.

Помимо обширного фактического материала студентам необходимо овладеть набором теоретических понятий, таких, как «архетип», «хронотоп», «сонет», кроме того, и такими специфическими понятиями, как «компендий», «вассал», «куртуазность», «вагант», которые связаны с культурной спецификой каждой эпохи.

Данная историко-литературная дисциплина изучается студентами-первокурсниками, поэтому важно, чтобы студенты овладели не только необходимыми, согласно программе, фактическими знаниями, но и приобрели новые конкретные навыки анализа художественных текстов, овладели новыми методами и приемами литературоведческого анализа. Студенты должны уметь выделить этапы развития творческой индивидуальности писателя, объяснить, чем обусловлены перемены в мировоззрении художника, показать преемственные связи между разными периодами творческой эволюции художника, получить представление об особенностях идиостиля писателя, о месте, которое занимает его творчество в развитии данного художественного метода, направления, определенного периода в становлении и развитии национальной литературы и мирового литературного процесса в целом.

Определенная сложность в освоении данного курса состоит в том, что студенты изучают художественные переводы, а не оригинальные тексты. Поэтому студенты познакомятся с основными положениями теории художественного перевода, а на практических занятиях будут сравнивать разные художественные переводы одного текста, например – описание художественного перевода, а на практических занятиях будут сравнивать разные художественные переводы одною текста, например – описание последнего боя героя в «Песни о Роланде» в переводах А. Сиповича и Ю. Корнеева, или монолог Гамлета «Быть пли не быть» в переводах Б. Пастернака и М. Лозинского. Часть хорошо успевающих студентов в течение семестра будут работать над рефератами по темам, предполагающим сравнение различных переводов одного художественного текста.

Изучение дисциплины осуществляется на лекционных и практических занятия, кроме того, некоторые темы выносятся в качестве зачетных и сдаются индивидуально во время контролируемой самостоятельной работы студентов. В течение семестра студенты дважды выполняют контрольные работы по карточкам с индивидуальными заданиями.

Для студентов заочного отделения филологического факультета лекционныйматериал подается более сжато и концентрированно, ведущую роль приобретаю тематические обзоры, а на практических занятиях преимущественное внимание уделяется освоению конкретных путей и методов анализа художественного текста, при этом значительная часть теоретического материала также излагается на практических занятиях.

В течение семестра студентами-заочниками выполняется контрольная работа, обеспечивающая им допуск к экзамену. По контрольной работе выставляется зачет. Темы контрольных работ ориентированы главным образом на конкретный анализ текста художественного произведения. К темам даются примерный библиографический список и краткие рекомендации по содержанию и объема работы. Подробные рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов-заочников будут изложены в отдельном методическом пособии, выступающем дополнением к настоящему.

Библиографический список текстов художественных произведений,а также список текстов, рекомендованных для заучивания наизусть, приводятся после каждой темы лекционных и семинарских занятии или зачетных собеседований в ходе контролируемой самостоятельной работы студентов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.