Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. - Значение понятий «ложь», «обман».




Ложь, обман.

Лекция 1.

- Значение понятий «ложь», «обман».

- Обманные ситуации. Ложь в современном мире.

- Прагматика лжи.

- Ложь и язык.

- Функции лжи.

- Типы лжи.

- Проявления лжи – тактики обманности.

** Значение понятий «ложь», «обман».

Ложь, лицемерие, обман – именно они направлены на получение личной выгоды за счет интересов другого человека. Оттенки значений приведенных слов фиксируются в работах по коммуникативистике. Обратим внимание на те основные смыслы, которые заключены в этих словах. Обман – сознательное стремление создать у партнера неверное представление о предмете, при том что прямых искажений истины не допускается. Это замаскированная форма манипулирования. От обмана трудно защитится, но его можно распознать по определенным поведенческим признакам. Ложь – умышленное искажение истины и введение в заблуждение других людей

Ложь, обман – сознательное введение в заблуждение других людей путем создания неверного представления о предмете.

==========================================================

Ложь, лицемерие и обман всегда вызывают у жертвы чувство незаслуженного оскорбления, они оскорбительны и наполняют человека чувством бессилия и обиды, разрушают взаимоотношения.

Современный исследователь прагматики общения, К. Беккер, рассматривая контекст коммуникации, говорит, что большинство аспектов любой коммуникации между людьми может приводить к непониманию – просто по причине отсутствия единого и однозначного способа интерпретации (у каждого человека). Существуют тонкие механизмы, способные спровоцировать широкое разнообразие интерпретаций, и без знания контекста невозможно оценить, какая из них предпочтительнее. Для нормального общения это является недостатком, но для обманной коммуникации именно это и требуется. Исследователь считает, что выявление обманности или необманности коммуникации зависит от точки зрения и от коммуникационных намерений, которые часто бывают трудноопределимы.

Ситуации лжи очень часты в процессе общения людей. Именно это отражает наш (и всякий другой) язык. Приведем синонимы, немногие из существующих, обозначающие ситуацию обмана, неправды. Брехня, буки, вздор, враки, вранье, выдумка, вымысел, иллюзия, комедия (кукольная), лицемерие, ложь, лукавство, манипуляция, мистификация, мошенничество, надувательство, неправда, неточность, обман, отвод глаз, подделка, подлог, подмена (понятий), притворство, сокрытие истины, уловка, фальшь, хитрость. ложь

Эти слова, отражая концепт одного явления, по-разному представляют данную ситуацию. Приведем некоторые примеры: стилистическая окраска каждого из них подсказывает характеристики лживого общения как грубого (брехня, вздор), нейтрального (выдумка, вымысел, неправда) или поданного метафорически (притворство, неточность).

Панченко отмечает в своих работах: «Прежде всего заметим, что мы относим ложь к семантическому пространству "не-правда", различая тем самым понятия "истина" и "правда". "Не-правда" как несоответствие действительности объединяет самые различные понятия: ложь, обман, неискренность, притворство, не говоря уж о таких понятиях, как иллюзия, фантазия (выдумка), заблуждение. Последние довольно легко отличить от лжи и обмана по таким дифференциальным признакам, как наличие интенции (намерения) и злой умысел/корысть.

Можно согласиться с тем фактом, что ложь – это утверждение, умышленно искажающее факты, но не обязательно вербальное, можно солгать с помощью телодвижений: показать рукой в неверном направлении, кивнуть головой и т. д.»

** Обманные ситуации. Ложь в современном мире.

Остановимся на том, как складываются ситуации, когда люди лгут, обманывают. В современной науке сейчас сформировалось целое направление по анализу таких ситуаций. Само существование подобных научных исследований в обществе довольно показательно. В современном научном сообществе существует стойкое желание внести свой вклад в понимание того, что представляет собой общение людей, основанное на обмане, какую роль оно играет в жизни индивида, его общественной и профессиональной деятельности. Мы обратились к исследованию А.Н. Тарасова «Психология лжи в бизнесе: дурная бесконечность. Мотивы, цели, способы и результаты бизнес-мошенничества. Россицский и зарубежный опыт». Автор основывается на ситуативном подходе, когда анализ психологии лжи производится на основе определенного взаимодействиям «мотивы – цели- способы – результаты». Такое «препарирование» явления позволяет вскрыть его особенности, обратить внимание на прагматические свойства. Формулируя основу исследования, автор говорит: «Человеческое общество не может быть основано на тотальной лжи. Наоборот, сама жизнь, многочисленные научные исследования неопровержимо доказывают, что большинству людей ложь отвратительна. Вместе с тем, в определенных обстоятельствах ложь бывает привлекательнее правды. Почему?» - О твет на этот вопрос может быть получен в результате анализа коммуникативной «обманной ситуации» [Тарасов 2007, с. 9].

Общая структура данной ситуации отражена в Таблице 1.

 

 

Таблица 1.

 

Феноменологическая модель коммуникативного акта

(по А.Н. Тарасову)

 

 

 

Конкретизация общей коммуникативной обманной ситуации дается в модели деятельности лжеца (Таблица 2).

 

Таблица 2.

Модель деятельности лжеца

(по А.Н. Тарасову)

 

 

 

Ложь в современном российском обществе, к сожалению, особенно популярна, так как она моделирует эмоции и поведение реципиентов, их восприятие информации, ее понимание. Утверждается, что она «задраивает люки» широкого восприятия, зауживая его, поскольку ограничивает пространство восприятия транслируемой информации и ее интерпретации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.