Древнейшие философские воззрения греков дош- ли до нас в их мифологии. Мифология — это, так ска- зать, теоретическая часть древнегреческой религии, ее богословие. Корни мифологии уходят в микенскую эпоху (XVI—XII вв. до н.э.). В табличках линейного письма Б упоминаются важнейшие олимпийские бо- жества (Зевс, Посейдон, Афина и др.). Развитие ми- фологии приходится уже на период последорийского завоевания, на так называемое гомеровское время (XII—VIII вв. до н. э.), так как общественный строй Гре- ции и его идеология в эту эпоху известны нам по по- эмам Гомера. Таким образом, источники для изучения мифологии — это прежде всего произведения Гомера (записаны в VIII в. до н. э.), а также творчество Гесио- да, Орфея, Ферекида и других ранних греческих по- этов и писателей VIII—VI вв. до н. э.
Главная мировоззренческая проблема мифологии может быть обозначена как вопрос о происхождении всего сущего: богов, природы, человека. Такой «гене- тический», или «генеалогический», характер мифоло- гического мировоззрения хорошо показывает стиль мышления человека родового общества, для которого на первом месте — знание происхождения и родослов- ной, своей или других людей.
Возникновение мироздания описывается в мифах в виде родословной богов (теокосмогонии). Боги совпа- дают с силами природы, олицетворяют их и управляют
ими, играя роль природных закономерностей. В «Или- аде» родоначальником, прародителем (γένεσνς) «всего» (πάντεσσι) называется «древняя река Океан». Еще гово- рится о «бессмертных отце Океане и матери Тефисе». Это, по-видимому, представления из наиболее древне- го пласта мифологии — хтонического. В более поздних мифах — олимпийских — вопрос о происхождении всего сущего связан уже с главой олимпийских бо- жеств— Зевсом: «Зевс Олимпийский... все из тебя истекает». Такая роль приписывается Зевсу не только в гомеровской, но и в других мифологиях, например, в орфической.
Мир разделен на три царства: небом владеет Зевс, морем — Посейдон, подземным мраком — Аид. «Об- щею всем остается земля и Олимп многохолмный». Перед нами обычное для древних трехчастное верти- кальное деление мира: небо, земля и подземная область. Олимп — граница между небом и землей, представля- ющая собой какую-то совершенно самостоятельную часть мироздания. Об этом говорит то, что Зевс может повлечь золотую цепь, спущенную с неба, вместе с зем- лею и морем и обвить ее окрест вершины Олимпа, так что «вселенная вся... повиснет». Кроме того, особен- ность Олимпа видна из того, что это райское место. Там нет ни ветра, ни дождей, не бывает снега, небо всегда безоблачное.
Между небом и землей стоят столбы, которые их раздвигают, распирают и поддерживают небо. Это еще более усиливает впечатление, что мир в мифах — это в прямом смысле слова дом, строение, где небо — сво- его рода потолок этого мироздания. Налицо техномор- фное воззрение на устройство космоса. За столбами, надо добавить, надзирает Атлант. Земля, в свою оче- редь, находится на воде. Ведь Посейдона называют земледержцем.
Таково общее строение космоса. Теперь кратко скажем о его частях. Небо состоит из «тверди небес- ной», эфира и воздуха. Есть еще описание неба на щите Ахилла, которое передает астрономические наблюде- ния греков. Небесными явлениями управляет Зевс. Он сгущает облака, мечет молнии, сменяет день и ночь. Гера может воздействовать на движение Солнца даже
«противу воли его», т. е. повелевает ему низойти в Океан раньше положенного срока, что свидетельству- ет о том, что «божества беспредельно могущи» и вме- шиваются в естественный ход вещей.
Земля имеет границы там, где восходит и заходит Гиперион. Следовательно, пределы Земли образует водная стихия — Океан. Океан называется «рекой, круговратно текущей». Так определяется форма Зем- ли — круг. Поэтому не случайно для изображения мира избран круглый щит Ахилла, на котором Океан опоя- сывает круг земли.
Океан — источник всех вод вокруг Земли и на Земле: родников, рек, моря. Впрочем, и Зевс тоже рож- дает реки, что сближает его с Океаном как прародите- лем. Но функции Океана в гомеровской мифологии не ограничиваются этим. Они достаточно многообразны и важны. С точки зрения истории философии, Океан, наверное, — главная категория мифологического ми- ровоззрения в поэмах Гомера.
Океан — это также граница между светом и тьмой. Ведь из струй Океана выходит Солнце (Заря) и в его же глубокие зыби уходит. За водами Океана — мрак. Как написано в «Одиссее», люди, переплывшие Оке- ан, оказываются на неосвещенной, ночной части мира. Но мало того, Океан разделяет еще посю- и потусто- ронний мир. Он — граница земли и Аидова царства, водораздел (буквально!) между миром живых и миром мертвых. Известные Ахеронт, Стикс и другие реки текут «подземно», увлекают человека в «недра Эреба». Так мы «приплыли» к третьей, низшей части мирозда- ния — подземелью.
Подземная часть мира представлена царством Аида и Тартаром. Владение Аида находится внутри (под поверхностью) Земли. Там, во мраке, пребывают души умерших людей. Тартар расположен собственно под землей; это глубочайшая подземная бездна. Расстояние от Аида до Тартара такое же, как от Земли до Неба. Мир Гомера соразмерен (симметричен). В Тартаре на- ходятся низвергнутые боги — титаны.
Происхождение человека и общества изобража- ется в мифах следующим образом. Боги создают чело- века и обеспечивают его существование, организуют
его жизнь. Они выступают в качестве его покровите- лей и культурных героев, творцов материальной и духовной культуры. От них проистекают все соци- альные институты, основы общественной жизни. Так что боги олицетворяют не только силы природы, но и общественные учреждения, нравственные нормы, ремесла и многое другое. Все это говорит о том, что в мифах мы находим начала религиозной философии, первые — религиозные — гипотезы, призванные объяснять людям явления природы и их собственную жизнь.
Итак, от Зевса происходит царская власть («Честь скиптроносца от Зевса»). Он же дарует законы («Су- дии, уставов Зевсовых стражи»). Значительная роль в регулировании жизни природы и человечества принад- лежит богине Дике (δίχη— правда, справедливость), дочери Зевса. Поэтому, вполне понятно, он изобража- ется защитником правды (права, законов). Интересно при этом, что свое негодование против творящих не- правый суд и гонящих правду он проявляет в непогоде (бурях, проливных дождях) и оползнях, т. е. действует как чисто природная (физическая) сила (ср. действие небесного божества в китайской философии). Вообще говоря, боги осуществляют повсеместное руководство жизнью людей. Ведь они даже решили, быть войне или миру между ахейцами и троянцами.
Религиозно-философские идеи в мифах выражены в конкретно-образной форме, что считается главной особенностью мифологического мышления. Природ- ные силы — боги — представлены в конкретно-чув- ственных образах, то фантастических, то антропомор- фных существ. Даже бог Океан изображен как вода, имеющая конкретную форму существования. Еще бо- лее определенно говорится о других богах. Например, о Посейдоне: «По следам и по голеням мощным... по- знал я вспять отходящего бога: легко познаваемы боги».
Наряду с этим в мифах обнаруживаются зачатки абстрактных представлений о богах. Как правило, боги являются в мир в облике обыкновенных людей. Следо- вательно, их подлинный вид людям неизвестен. Как сказано у Гомера, вид бога нетерпим, невыносим для глаз смертных (как блеск солнца), т. е. недоступен для
чувственного восприятия. Так зарождается мнение о сверхчувственном боге.
Не только боги, но и мир, что более естественно, описываются как непосредственная чувственно вос- принимаемая данность, плод жизненных наблюдений, эмпирии. Космос Гомера — это повседневный мир, в котором живет и трудится человек. Так он представлен в знаменитом рассказе о щите Ахилла. На его повер- хности изображены города, сельские работы, праздни- ки. Среди эмпирических описаний в пределах мифо- логического мышления содержались и научные факты, например, астрономические: «Медведица...лишьодна непричастна купанию в волнах Океана».
Мировоззренческие представления мифов стали основой последующей религиозно-философской мыс- ли Древней Греции и в этом качестве сохранили свое значение на протяжении всей истории античной фи- лософии.
§ 2. Милетские философы-ученые ______
В конце следующего за гомеровским архаического периода, в VII—VI вв. до н. э., в духовной жизни греков происходит одно из значительнейших изменений — на- чинается формирование научных знаний. Областью, где зародилась древнегреческая наука и откуда она стала распространяться по всему греческому миру, были полисы на побережье Малой Азии и на островах близ него, в так называемой Ионии, центром которой еще с микенских времен был город Милет. В нем и по- явились первые в Древней Греции ученые.
Возникновение науки связано со столь значитель- ным подъемом общей культуры греческого общества, начиная с VIII в. до н. э., что его называют даже «гре- ческим ренессансом восьмого столетия до н. э.» в сравнении с предшествующими «темными веками». Особое значение для науки имел такой важнейший фе- номен культуры, как возрождение письменности в VIII в. до н. э., но теперь уже на более совершенной ал- фавитной, а не слоговой основе, как это было в микен- скую эпоху (упомянутое в начале главы линейное пись-
мо Б было слоговым). Действительно, без письменнос- ти трудно представить себе оформление, закрепление и распространение научных знаний, не рассчитанных, в отличие от эпоса, на устную передачу.
Милетские ученые и стали теми людьми, кто впер- вые начал писать научные сочинения в прозе. По это- му признаку, хотя и внешнему, но немаловажному (и новаторскому) для того времени — времени устных поэтических сказаний, времени бродячих сказителей, певцов (рапсодов) — они получили название логогра- фов (λογογράφοι— пишущие слова (а не говорящие). Среди них известны Кадм из Милета, которому при- писывают первое прозаическое сочинение «Об осно- вании Милета и всей Ионии»; географ Гекатей Милет- ский; астроном и математик Фалес.
Первые ионийские ученые решали не только ис- ключительно научные вопросы, но и мировоззренчес- кие, философские, унаследованные еще от мифологи- ческой традиции. Это уже знакомые нам вопросы о происхождении и устройстве мира, о появлении лю- дей, а также этико-социальные проблемы. История оставила нам имена милетских ученых, которые впер- вые выдвинули новые, внерелигиозные, научные ги- потезы и подходы для решения мировоззренческих задач и тем самым заложили фундамент философство- вания, сопряженного с наукой. Это Фалес, Анакси- мандр и Анаксимен, жившие в конце VII — середине VI в. до н. э. Их сочинения не уцелели, и мы можем судить о их воззрениях только по рассказам поздней- ших авторов.
Новая, научная парадигма философствования, предложенная Фалесом, Анаксимандром и Анаксиме- ном, заключалась в том, что они стали исходить не из богов, а из природы как самодостаточной в своем су- ществовании и все объясняли, прибегая лишь к при- родным основаниям и силам.
Основополагающим в милетской философии — науке, как раньше в мифологии, — были поиски начала(архг|), из которого все возникло. Поэтому «на- чала» милетцев также следует понимать больше в ге- нетическом смысле (начала порождающие, родона- чальники), чем в субстанциальном (начала как суб-
страт (ΰποκείμενον), — как то, из чего состоит все су- щее, как элементы, стихии (от στοιχείο ν). Но, в отличие от мифологии, философы из Милета искали естествен- ные, а не божественные начала. Правда, о том, на чем основывались эти поиски и их результат, ничего до- стоверно сказать нельзя. Итоги же следующие. Фа- лес полагал началом всего воду. Она, по его мнению, была также опорой земли — суши, ибо «земля нахо- дится на воде». Сами древние давали биоморфное толкование позиции Фалеса: природа — это живое, а все живое питается влагой и состоит из нее. Анакси- мандр «учил, что первоначалом и основой является беспредельное (άπειρον)», из которого все рождается. Начало должно быть беспредельным, чтобы источник рождения нисколько не иссякал. Из этой «беспредель- ной природы» «возникают все небеса и все миры в них», свидетельствует Диоген Лаэртский. Обычно апейрон понимают как неопределенное вещественное начало. Например, у одного автора (Р.Шерера) нахо- дим: «I'indetermine (Anaximandre) — одно из имен, обо- значающих материю». Но есть и иные толкования. Упомянем концепцию апейрона, близкую принятому нами преимущественно генетическому истолкованию начал в философии милетцев (один из ее сторонни- ков— наш ученый A.B. Лебедев).
Согласно ей, апейрон является началом не веще- ственного, а пространственно-временного характера. Это не некое абстрактное «беспредельное», а вполне конкретное «беспредельное время» (Χρόνος άπειρος) — Небо, объемлющее мир в пространстве и во времени, наподобие гигантской сферы, вращающейся вокруг Земли. Таким образом, все возникло (родилось) из вре- мени (или во времени), из которого выделилось (извер- глось) семя (детородное начало) огня и воды. Образо- вавшаяся из него огненная сфера облекла воздух, окружающий Землю, подобно тому, как кора облекает дерево. Из солнечного кольца огонь испускается через отверстие, подобное жерлу кузнечного меха (метафо- ра, которая нам еще встретится).
Анаксимен, по сообщениям древних, определил природу, лежащую в основе всего, назвав ее воздухом, и считая, что «воздух (был) раньше воды». Так что и он
оспаривал мнение Фалеса, и не только его, но и Анак- симандра, ибо отождествлял, как пишет древний ком- ментатор Симпликий, беспредельную природу с воз- духом и называл его беспредельным.
Анаксимен рассуждал о «виде» воздуха. Сам по себе он незаметен для зрения. Ощутимым он делается вследствие холода, тепла, влажности и движения. Дви- жение — важнейшее свойство воздуха. Если бы он не двигался, он бы не производил в себе перемен. Движе- ние воздуха — это его сгущение и разрежение.
Эта воздушная природа бывает различной по сте- пени разрежения и уплотнения соответственно тем элементам (стихиям), которые из нее возникают, точ- нее, в которые она превращается. Сгущаясь и уплот- няясь, воздух становится водой и землей (холодом), а разрежаясь и разжимаясь, он становится эфиром и огнем (теплотой), а затем уже из них образуется все остальное. Так из бесконечного возникает конечное.
Воздух также играет некоторым образом роль опо- ры, держателя вселенной. Анаксимену приписывают слова: «Подобно тому как наша душа, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир». Здесь мы видим аналогию между миром и чело- веком: мир уподобляется дышащему человеку.
В соответствии со своим пониманием первоначал милетцы приступили к десакрализации природы. Фа- лес отвергал божественность небесных светил. Анакси- мен утверждал, что звезды возникли из земли. Солнце — это Земля, которая накалилась вследствие быстрого движения. Более того, сами боги были объявлены ими либо водными (Фалес), либо воздушными образовани- ями (Анаксимен). Если мифографы включали природу в семью богов, то милетские натурфилософы, напро- тив, включали богов в систему природы, превращали их в естественные объекты. По мнению Анаксиманд- ра, боги рождены, они возникают и погибают через долгие промежутки времени. У Анаксимена воздух — источник возникновения богов и божеств.
И все же разрыв милетских ученых с религиоз- но-мифологическим мировоззрением не стоит преуве- личивать. У них сохранялось тотальное оживление и одушевление природы (гилозоизм), и даже ее обоже-
ствление (пантеизм). Фалес считал мир одушевленным и полным божеств. Божественная сила пронизывает даже первичную влажность, как сказано в одном ис- точнике (Аэций). Он приписывал душу магниту и янта- рю; объявил ее бессмертной и некоторым движущим началом, как полагал Аристотель, поскольку магнит приводит в движение железо. Анаксимандр утверждал, что беспредельное есть божество, ибо оно бессмертно и неуничтожимо. Анаксимен тоже высказывался в том смысле, что воздух есть бог. В отличие от мифографов милетцы увидели богов в природе, а не природу в бо- гах. Материальные первоначала мира стали для них богами.
Анаксимандр и Анаксимен ввели в философию понятие «вечного движения». Воздух всегда находится в движении (превращении), утверждал Анаксимен. Благодаря движению «одни вещи рождаются, другие уничтожаются». В вечном движении происходит воз- никновение небес. Но изменяются только части, целое же остается неизменным, полагал Анаксимандр. При- том Анаксимандр даже говорил, что «вечное движение есть более древнее начало, чем влага», явно полемизи- руя со своим старшим современником Фалесом.
Очень высоко оценил эту сторону их творчества К. Поппер, писавший об этом: «Каков был секрет древ- них? Я полагаю, что это была традиция — традиция критической дискуссии». То, что Анаксимандр крити- кует своего учителя и родственника, он называет по- разительным фактом. Это была значительная новация. Она означала разрыв с догматической традицией, ко- торая допускает только одну доктрину в философской школе, и замену ее плюрализмом учений, которые ста- раются достичь истины средствами критического об- суждения. В этой традиции смелые изменения учения не являются запретными. Напротив, нововведения поддерживают и рассматривают как успех, как усовер- шенствование, даже если они основываются на крити- ке учений предшественников.
В философском учении милетцев, а именно Анак- симандра, природные начала заменили богов в мифах не только в качестве прародителей всего существую- щего, но и в качестве сил, управляющих явлениями
природы. Анаксимандр заявил, что беспредельное «объемлет все и всем правит». Кроме того, в знамени- том фрагменте его сочинения им фактически высказа- но положение о естественном законе, в соответствии с которым совершается движение и изменение в приро- де: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости (το χρεών). Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время».
Здесь мы обнаруживаем существенные признаки естественно-научного закона. Во-первых, повторяе- мость и порядок изменений в виде их цикличности. Представление о периодичности (регулярности) изме- нений выражено формулой «согласно порядку време- ни». Это означает, что время — регулятор взаимодей- ствия между вещами. Оно становится условием их существования и даже существования богов (о чем было упомянуто выше), вследствие чего последние теряют атрибут вечности. По мнению А.В.Лебедева, Хронос в картине мира Анаксимандра — это косми- ческий κυβερνήτης (кормчий), своими оборотами опре- деляющий сроки рождения и смерти живых существ, смену дней и ночей, времен года.
Во-вторых, важный признак закона — необходи- мый характер изменений, движение и превращение вещей «согласно необходимости». Необходимость же проявляется в круговороте вещей: они превращаются в то же самое, из чего возникли, что напоминает ана- логичное положение философии даосов. Неизбеж- ность происходящего в природе, т. е. неотвратимость исполнения природного закона, гарантируется тем, что за его нарушение, которое Анаксимандр обозна- чает как «нечестивость», «несправедливость» (άδνκία), вещи получают расплату. Таким образом восстанав- ливается действие закона, необходимый порядок (кру- говорот) вещей, торжествует справедливость (δίκη), которая, собственно, и регулирует отношения между вещами.
Например, избыток холодного и влажного прино- сит зиму. Он наказывается уменьшением их летом, когда соответственно происходит увеличение горяче- го и сухого, пока справедливость вновь не восстановит
равновесие (равенство). Как мы видим, несправедли- вость в натурфилософском смысле представлена борь- бой противоположных начал в мире (холодного и теп- лого), которые взаимно уничтожают друг друга.
Понятия «нечестивость», «наказание» и т. п., ис- пользованные Анаксимандром при описании вселенс- кого закона, показывают, что он выразил представле- ние о нем путем переноса на природу понятия правовой нормы, юридического закона, а именно нормы талион- ного права, что свидетельствует о проявлении социо- морфизма в его натурфилософии. Об этом хорошо ска- зано в одной из статей историка философии Г.Властоса. Он отмечает, что раннегреческие мыслители с большой легкостью применяли понятие справедливости за гра- ницами политики и морали. Быть «справедливым» оз- начало беречь природу кого-либо или чего-либо, а пор- тить или разрушать эту природу является «насилием» или «несправедливостью». Например, Солон говорит о море как, «самом справедливом», когда оно, не волнуе- мое ветрами, никого или ничего не беспокоит.
В свете космической справедливости, пишет Влас- тос, природа предстает как гармоничное товарищество, члены которого соблюдают или вынуждены соблюдать закон меры. Гармония возможна при наличии равен- ства, а оно и обеспечивает справедливость, т. е. поря- док в природе как порядок на основе равенства. Имен- но по пути такого понимания справедливости и шел Анаксимандр. Он натурализовал понятие справедливо- сти, отказавшись от ее образа в мифах, вследствие чего она из богини Дике превратилась в закон самой приро- ды. Последняя была понята как «республика» на манер полиса. В ней воцарилась справедливость при равен- стве природных сил, как в полисе — социальных. Так на природу распространялись идеи демократии, которые превратились в первые космологические принципы.
Милетские философы — ученые, особенно Анакси- мандр, не были просто фюсилогами, или фюсиками, т. е. натурфилософами, и тем более не замыкались на поис- ках первоначал природы, хотя таковыми их иногда изоб- ражают. Как считает американский исследователь Г.Чернисс, Анаксимандр пытался в своем учении охва- тить всю действительность от момента ее становления
(зарождения) до современного ему состояния. Космо- гония переходит у него в антропогонию и в описание обитаемого мира, т. е. в изложение географических, эт- нологических, исторических и культурологических све- дений. Поэтому Чернисс относит учение Анаксимандра к «ионийской истории»: история (Ιστορία — исследова- ние, наука) — знание всего мира, как он есть.
Антропология и этика милетцев не менее, чем их космология, показывают их разрыв с мифологическим мышлением. Происхождение человека они вели уже не от богов, а от космических начал, либо от других живот- ных. Один древний автор, Сабин (свидетельство Гале- на), замечает: «Ведь я отнюдь не называю человека воз- духом, как Анаксимен, ни водою, как Фалес». По словам самого Анаксимена, живые существа состоят из простого и однородного воздуха и дыхания; душа является воз- душной. Такой крайний натурализм в подходе к челове- ку означал его редукцию к физическому объекту. Анак- симандр же полагал, что люди произошли от рыб. Из нагретого ила возникли рыбы. В них зародились люди, которые оставались в чреве рыб до созревания и выш- ли из них, когда были в состоянии сами кормиться.
Социально-этические воззрения первых мудрецов из Милета складывались при обсуждении повседнев- ных вопросов жизнедеятельности людей, что видно из разного рода житейских сентенций, приписываемых Фалесу, например: «Соблюдай меру»; «Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим»; «Мудрость единую знай, единого блага ищи» и т. п. Это помогало человеку осознать свой внутренний нравственный мир. «Познай самого себя» — гласит одно из изрече- ний Фалеса. Впрочем некоторые из этих изречений были общегреческой мудростью, и мысли, выражен- ные в них, встречаются у последующих философов. Например: «Многая речь на устах — еще не залог ра- зуменья», «Между жизнью и смертью нет разницы».
Созданные милетцами элементы научно-фило- софского мировоззрения вошли в духовную культуру граждан греческих полисов и во взаимодействии с прежними религиозно-философскими представлени- ями мифов создали сложную, контрастную картину духовной жизни древнегреческого общества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление