Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды конфликтов и их особенности 2 страница




В качестве объекта конфликта - материального или идеального предмета удовлетворения доминирующей потребности личности - могут выступать: карьера, деньги, благополучие, власть, истина, процесс творчества и его результаты, нормы права и морали и так далее Цели определяют средства для их овладения.

Потенциально конфликтогенными являются - неделимость, единственность и незаменимость объекта, одинаково ценного для конфликтующих сторон, ограниченность, дефицит времени, пространства, ресурсов, а также способностей, знаний, опыта, необходимых конфликтантам для овладения объектом и достижения своих целей. Именно цели и связанные с ними мотивы и переживания конфликтующих сторон - тот живой двигатель конфликтов, превращающий взаимодействие противоборствующих сил в неповторимую и сложную психологическую ситуацию, где проявляются личности, сталкиваются характеры, совершается нравственный выбор.

Причины, которые обусловливают конфликтные явления и их следствия, в литературе подразделяют на несколько типов, в том числе:

1) условия, усиливающие или поощряющие несовместимость ценностных различий,

2) агрессивные установки, прямо ведущие к конфликтному поведению,

3) психологические процессы, влекущие за собой уверенность в несовместимости различий.

Условия выступают базой конфликта.

Обстоятельства конфликта - это состояние среды, а также действие субъективных и объективных факторов, преимущественно не зависящих от взаимодействующих.

Обычно имеется в виду два свойства среды: стадия развития и господствующие нормы взаимодействия. Среда выступает источником внешней поддержки участникам конфликта. Одной из форм такого рода социальной поддержки является информация. Различаются: "инструментальная" поддержка или консультирование, "активная" поддержка и "материальная" поддержка. Кроме того, выделяют эмоциональную и оценочную поддержку конфликта.

Обстоятельства конфликта включают также обычные или экстремальные условия деятельности, материальные ресурсы, технологию и организацию совместного труда, число и состав участников взаимодействия. Обстоятельства могут оказаться относительно устойчивыми или быстро, внезапно или неожиданно меняющимися (вмешательство извне, стихийное бедствие, авария, болезнь, смерть, непредсказуемая обстановка в семье, коллективе, районе, стране и так далее). Для каждого из нас элементами обстоятельств выступают отношения, установки, поведение окружающих людей.

Центральным компонентом структуры конфликта является конфликтная ситуация. Она включает в себя совокупность условий, в которых взаимодействуют субъекты конфликта и которые оказывают влияние на это взаимодействие.

В литературе принято трактовать конфликтную ситуацию как объективную несовместимость индивидуальных целей и потребностей ее участников. "Стороны А и Б оказываются участниками объективной конфликтной ситуации,- пишет Л.А. Петровская,- если стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния. Сторона А объективно препятствует достижению стороной Б некоторого желаемого для нее состояния. Однако объективной противоречивости частных интересов как таковой для конфликтной ситуации еще недостаточно. Поэтому конфликтная ситуация - это материализация объективных и субъективных основ конфликта, состоящей из системы форм единичных конкретных конфликтных ситуаций (микроконфликтов).

Чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны конфликтантов, направленные на достижение целей и овладение объектом. Такие действия называются инцидентом.

Конфликтная ситуация может появиться задолго до того, как произошло столкновение сторон. Она начинает проявлять себя либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может "передаваться по наследству" новым оппонентам, хотя причины конфликта давно исчезли.

Для обозначения участников (сторон) конфликта употребляют термин "оппоненты", что в переводе с латинского означает "противополагающий, возражающий в споре противник". Оппонентами в конфликтной ситуации выступают различные сложные образования, состоящие из отдельных людей, подгрупп, организаций. Они характеризуются широким набором качеств (социально- демографических, деловых, личностных, мотивов, целей, ценностей, установок и прочее).

Оппоненты в конфликте обладают неодинаковой "силой", подразумевая под силой способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Сюда же включается физическая сила, применяемая как инструмент насилия, информация - цивилизованная форма применения силы, требующая сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и так далее с целью обеспечения знания о существе конфликта и о своем оппоненте.

"Силу" оппонентов Н.В. Крогиус предлагает назвать "рангом" оппонента. Оппонентом первого ранга, по его мнению, можно определить индивида, выступающего от собственного имени и преследующего в конфликте собственные интересы, оппонентом второго ранга - группу, состоящую из отдельных индивидов, имеющих общие цели и тому подобные. Общественные институты, выступающие на основе закона и от имени государства, предлагается рассматривать в качестве оппонентов высшего ранга обладающих в любом конфликте наибольшей "силой".

Специфика действий участников конфликта заключается в том наборе возможных приемов поведенческого противоборства, которые призваны нейтрализовать, ущемить, блокировать, уничтожить цели противника или снизить эффективность его действий. Преимущественно все конфликтные действия сторон носят деструктивный характер, так как представляют собой формы влияния, нарушающего функционирование объекта воздействия.

По мнению С.В. Кудрявцева указания на действия оппонента или на самого оппонента как объект деструктивного воздействия не совсем точны и не являются достаточным для общей оценки направленности конфликтного поведения. "Логично полагать считает он,- что коль скоро конфликт основан на реальном или иллюзорном противоречии определенных психологических структур, то действия оппонентов в конечном счете должны быть направлены на противостоящую структуру". То есть, действия сторон скорее всего ориентированы на отвержение той или иной структуры, того или иного элемента противоречия и утверждение элемента, ему противостоящего.

В межличностном конфликте в качестве противоборствующих элементов выступают интересы (мотивы) субъектов.

Для описания действий конфликтующих сторон применяется термин "стратегия", заимствованный из теории игр.

Результаты конфликтного взаимодействия непосредственно вплетены в самый конфликт и обусловлены типом (или видом) разрешения противоречия и стадией его развития: победа одной противоположности над другой или исчезновению одной из них, гибель обеих противоположностей, сохранение противоречия, одновременность его возникновения и разрешения, сознательное сочетание неантагонистических противоположностей как необходимое средство и способ достижения целей, смена отношения доминирования противоположностей, переход от одной формы противоречия к другой, переход противоречия в новое качество, в частности смена типа или вида противоречия, смена функции противоречия, например, неспецифическое противоречие становится специфическим.

Разрешение конфликта на основе различного рода идеологических установок типа борьбы до уничтожения своего "иного" является неконструктивным и недемократическим способом, так как не учитывает сохранение необходимого разнообразия противоположностей и их открытой полемики.

С этой точки зрения показательно мироощущение В.Я. Брюсова, который в одном из своих стихотворений писал:

Мой дух не изнемогал во мгле противоречий,

Не обессилел ум в щепленьях роковых.

Я все мечты люблю, мне дороги все речи,

И всем богам я посвящаю стих!

Результаты конфликта могут состоять в формировании таких отношений, как компромисс, "багаж интересов", консенсус, партнерство, интеграция, союз, приоритет интересов целого над интересами частей и так далее Выбор стратегии борьбы исключает возможность минимальной кооперации участников конфликта.

Как правило, в конфликте действия перемежаются с их результатами. Осознание этих результатов позволяет участникам корректировать свои представления о конфликтной ситуации и характере конфликтного взаимодействия.

Таким образом, цель, как субъективно отраженный предмет потребностей, побуждающий деятельность, причины, обстоятельства, конфликтная ситуация, инцидент, стороны конфликта, действия участников конфликта и результаты конфликтных взаимодействий образуют сложную структуру конфликта. От особенностей и взаимоотношений этих компонентов зависит предметное содержание и динамика конфликтной деятельности сторон.

Всякий реальный конфликт представляет собой процесс. Теоретическая схема, характеризующая данный процесс, уже стала традиционной. Она предполагает вычленение четырех стадий конфликта:

1. возникновение объективной конфликтной ситуации,

2. осознание объективной конфликтной ситуации,

3. переход к конфликтному поведению,

4. разрешение конфликта.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных этапов конфликта.

Стадии протекания конфликта

А) Б) В) Г)

Возникновение конфликтной ситуации   Осознание конфликтной ситуации   Конфликтное поведение   Разрешение конфликта Разрешение противоречия
Противоречие   Блок ориентации   Конфликт   Блок регуляции

 

А). Возникновение объективной конфликтной ситуации. Конфликт не возникает мгновенно. Ему предшествуют скрытые или открытые социально-психологические процессы, которые в основном связаны с развитием программы конфликтной деятельности конкретной личности или группы. В этом процессе участвует система естественного регулирования возникающих проблем, которая пытается преобразовать острое противоречие или "сбросить" его. Если это не достигает цели, то происходит изменение характеристик процесса взаимодействия оппонентов. Психический мир личности захватывается эмоциональными переживаниями, повышенной тревожностью, страхом, враждебными чувствами, предубежденностью, агрессивностью, подъемом или упадком, уверенностью или неуверенностью и так далее. Эти внутренние состояния и переживания личности сужают ее возможности адекватно воспринимать окружающую среду и рационально оценивать действия противоположной стороны.

Дальнейшее усиление конфликтной напряженности может выражаться в повышенной раздражимости, отрицательной реакции на людей, слова, предметы и явления. Порог и время готовности к конфликту и нахождения в нем у каждого человека (и коллектива) различны.

Какое-то время объективная конфликтная ситуация не осознается сторонами. Эту стадию поэтому называют стадией потенциального конфликта, ибо подлинным конфликтом он становится лишь после восприятия, осознания объективной ситуации ее участниками.

Б). Переход конфликтной ситуации в стадию осознания вначале существует лишь возможность такого превращения. И здесь вполне обоснованно необходимость какого-то толчка. Толчком для вступления личности в конфликт бывает, как правило, внутреннее или внешнее побуждение, вызывающее определенную реакцию на основе уже сложившегося отношения личности к окружающей ее среде.

Таковыми могут быть: пренебрежительный жест, мимика, грубое, резкое слово, оскорбительный тон, физическое или моральное оскорбление, недоброжелательный взгляд, унижение достоинства личности, предвзятое отношение к личности, необъективная оценка результатов деятельности личности или группы, коллектива, равнодушие, формализм, бюрократизм и так далее. Однако, для полного созревания и перехода одной стадии конфликта в другую необходим достаточный уровень и других структур его системы как целостности: механизма детерминации, возможности и действительности, случайности и необходимости, сущности и явления. Только тогда, когда все процессы развития конфликта относительно завершены его участниками должны воспринять и понять реальность как угрожающую их интересам и ценностям, то есть как конфликтную. В этом случае, по мнению Л.А. Петровской, возможен следующий вариант отношений между идеальными картинами и реальностью: объективная конфликтная ситуация существует, и стороны считают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно понимают существо реального конфликта, то есть правильно оценивают себя, друг друга и ситуацию в целом. Налицо, таким образом, адекватно понятый конфликт.

Возможны и другие варианты. Когда объективная ситуация существует, но ее воспринимают с теми или иными отклонениями (неадекватно понятый конфликт). Объективная конфликтная ситуация существует, но она не осознается сторонами. Конфликтной ситуации может и не быть, но стороны могут ошибочно воспринимать ее как конфликтную (ложный конфликт).

Таким образом, осознать ситуацию конфликтной это значит слить воедино то, что я думаю и чувствую с тем, что действительно существует. Поскольку именно внутренняя представленность в сознании сложившейся ситуации, определяет непосредственное поведение сторон в конфликте.

В). Конфликтное поведение можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и добиться реализации своих собственных.

Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, что стимулирует конфликтное поведение, видоизменяет первоначальную структуру конфликта и порождает тенденции к его эскалации и дестабилизации.

Конфликт открыто выражается в порывах, тяжелых обидах и оскорблениях, спорах, насилии, нарушении деятельности, открытом упрямстве, неповиновении, других сходных столкновениях и разрыве. Крайнее выражение враждебных отношений выявляется в драках, военных действиях, различных формах насилия над людьми. Отрицательные эмоции тормозят разум, возбуждают инстинкты, требующие разрушительной, агрессивной разрядки напряженности, ограничивающие поле восприятия действительности и регуляцию поведения. Объекты ненависти - антиценность, подлежащая уничтожению, изоляции. При оптимальном напряжении психики конфликтующих возможны максимальная мобилизация способностей, творческих потенциалов, что ведет к разрушению стереотипов и усиливает перцептивные и когнитивные процессы, ощущение самооценности личности.

Вместе с тем, конфликтное столкновение ориентирует участников в силе сторон, укрепляет или разрушает уверенность в истинности оценок, намерений и ценностей. Эта коррекция приводит к более адекватному пониманию смысла ситуации и роли в ней сторон, что способствует в дальнейшем разрешению конфликта, или, по крайней мере, прекращению конфликтных действий.

Г). Разрешение конфликта. Разрешение конфликта является одной из наиболее ответственной стадией в деятельности руководителя. Разрешение конфликта возможно в связи с изменением конфликтной ситуации, любой ее характеристики: цели, объекта конфликта, оппонентов и других. Используя все возможные средства и стратегии, целесообразно поэтапно снимать конфликт целей, оценок, отношений оппонентов как на межличностном, так и внутриличностном уровнях. Тем самым устраняется антагонизм в сознании, формах поведения и взаимодействия сторон.

Возможно и частичное разрешение конфликта на объективном уровне, когда посредством соответствующей модификации реальных условий среды конфликтная ситуация преобразуется таким образом, что сторонам выгоднее всего отказаться от конфликтных действий, но сохранить при этом стремление достичь первоначальной цели. К этому типу относятся, например, многие чисто административные решения конфликта, вводящие определенные запреты и санкции на случай их нарушения.

Разрешение конфликта, таким образом, может быть связано с прекращением конфликтной деятельности сторон или разрешением объективно существовавшего противоречия. Именно внутреннее отрицание, снятие противоречия, а не внешнее отбрасывание его составляет сущность завершенного процесса разрешения конфликта. В любом из этих случаев послеконфликтный процесс выхода из него характеризуется глубокими переживаниями конфликтовавших, осмыслением своих позиций, самооценок и отношений к оппоненту, частичным переструктурированием имеющихся ценностей, мотивов, установок и образов конфликтной ситуации.

В литературе справедливо подчеркивается, что не всякий конфликт непременно проходит каждую из перечисленных стадий. Динамика конфликта предполагает также его возможные переходы из одних форм (типов) в другие. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний - во внутренний. Ложный конфликт может трансформироваться в истинный, подлинный и, наоборот. Возникший в одной области отношений конфликт может перейти в другую: например, конфликт, возникший на личной почве, перерастает в деловой и обратно. Глубокий, базовый конфликт, иррадируясь, обрастает совокупностью мелких, на первый взгляд, неоправданных мелких конфликтов и так далее.

Таким образом, динамика конфликта вовлекает в свой оборот множество сторон и уровней репрезентации противоречия (физические, биологические, психофизиологические, социальные явления).

М. Дойч сравнивает развитие конфликта с творческим мышлением - для обоих характерны периоды ориентации и включения в проблемную ситуацию, использование шаблонных, привычных действий, при неудачах - возникновение фрустрации, напряжения, поиск нового решения, способа поведения в условиях выбора, проверка их на практике по принципу обратной связи. Им в одинаковой мере присущи также такие психологические элементы, как определенный уровень мотивации, форсированная переформулировка проблемы при вынужденной альтернативной ситуации, одновременное рассмотрение различных идей, вариантов поведения.

Перечень феноменов, с которыми можно было бы сравнить динамику развития конфликта не трудно дополнить. Это лишний раз доказывает его сложную модель и отражает те закономерные функции, которые реализуют конфликтный процесс.

Функции конфликта. Если исходить из процессуальной модели конфликта, то необходимо согласиться с утверждением В.Г. Иванова, что любой конфликт может оказаться и полезным и вредным. Все будет зависеть от того, как он будет развиваться и как будет разрешен. И добавим: как он будет в таком случае прожит личностью или группой. Любой тип конфликта содержит в себе стимулирующее качество, отличающееся своей целостностью как в социально-психологических проявлениях, так и в социальных результатах. Здесь важен конкретный подход. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

Если выделить деструктивные и конструктивные функции конфликта, как это делают многие авторы, то к деструктивным функциям можно отнести следующие:

1) внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта и может привести к разрушению личности,

2) на уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство и снижать эффективность совместной деятельности в целом,

3) накопление обид и опыт применения насилия в отношении оппонента является основой для формирования криминальной готовности поведения.

Деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его развития, и, особенно, на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные функции конфликта. Они также многообразны. Так, по справедливому замечанию Л.С.Выготского, развитие личности посредством включения в систему общественных отношений и присвоения социальных норм не может не носить характер последовательных конфликтов. Более того, зачастую в познавательной, морально- поведенческой, предметно-преобразующей и в других сферах жизнедеятельности индивида конфликт выступает единственным способом творческой адаптации и развития личности.

Моральный, поведенческий конфликт, например, особенно виден в ситуации выбора, в совершении бескорыстного поступка, в соблюдении норм нравственности и закона. Собственно когда все хорошо и личности легко быть положительной. Самоутверждение своей самости, своей позиции и достижение общественно значимой цели уже предполагает противостояние самому себе или внешнему оппоненту.

Таким образом, неформальная институлизация личности происходит в отстаивании своей целостности (целостности "Я"), переходом к новому качеству (или сохранением старого), в формировании конфликтоустойчивости и освоении границ своих личностных возможностей.

В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появления новых целей, норм, ценностей и так далее). Внешний конфликт также может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу и тем самым повышать ее управляемость. Естественно, конфликт играет и диагностическую роль, а также выполняет функции особо значимой ситуации общения, актуализации защитных механизмов, средства профилактики и терапевтического воздействия и так далее.

С точки зрения психологии и педагогики управления важно отметить стимулирующий характер конфликта, который видится: в выявлении проблем, перед которыми стоят коллектив или отдельная личность, разрешение конфликта совершенствует систему руководства социальными процессами, обогащает людей опытом сотрудничества в условиях конфликтного взаимодействия.

В своей работе "Функции социального конфликта" Л.Козер выделил не менее тринадцати функций. Среди них выделяются следующие:

· группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

· установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп;

· получение информации об окружающей социальной среде;

· создание и поддержание баланса сил, и в частности власти, социальный контроль;

· нормотворчество;

· создание новых социальных институтов.

Таким образом, функции конфликта многообразны, но не универсальны. Эффективность конфликта необходимо рассматривать каждый раз относительно конкретной ситуации и только по отношению к конкретному взаимодействию. Позиция однозначно негативного отношения к конфликту, особенно с точки зрения управления им, носит скорее эмоциональный характер и поэтому не имеет под собой серьезной перспективы. Затронутые здесь общие вопросы генезиса, сущности и функций конфликта служат практическим целям деятельности коллектива.

 

Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

• Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

• Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.

• Латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

Таблица 6

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение-приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный (избегание-избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение-избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны Примирение

Ниже в таблице 7 мы приводим формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в таблице 8 — способы их разрешения.

Таблица 7

Формы проявления внутренних конфликтов

Форма проявления Симптомы
Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»
Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения
Рационализм Самооправдание своих поступков, действий

Таблица 8

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Способ разрешения Содержание действий
Компромисс Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации
Уход Уход от решения проблемы
Переориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему
Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.
Идеализация Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности
Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний
Коррекция Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.