Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитическое отделение корней




Графическое отделение корней

Графическое отделение корнейосновано на графическом способе решения уравнений – отыскании точек, в которых функция f(x)пересекает ось 0Х.

 

Пример 6.2.2-1. Отделить корни уравнения ln (x-1)2 – 0.5 = 0.

На рис. 6.2.2-1 изображен график функции y = ln (x-1)2 – 0.5, из которого следует, что уравнение имеет два действительных корня [-1;0] и [2;3].

Рис.6.2.2-1

 

В некоторых случаях удобно вначале преобразовать функцию f(x) к виду f(x)=g1(x ) - g2(x), из которого, при условии f(x)=0, следует, что g1(x)=g2(x). При построении графиков y1=g1(x ) и y2=g2(x)находят отрезки, содержащие точки пересечения этих графиков.

 

Пример 6.2.2-2. Отделить корни уравнения сos(x) – x + 1 = 0.

Приведем исходное уравнение к виду сos(x)= x – 1. Построив графики функций y1 = сos(x) и y2 = х – 1 (рис. 6.2.2), выделим отрезок, содержащий корень [1;2].

 

Рис. 6.2.2-2

 

Аналитическое отделение корней основано на следующей теореме.

Если функция f(x ) непрерывна и монотонна на отрезке [a;b] и принимает на концах отрезка значения разных знаков, то на отрезке [a;b] содержится один корень уравнения f(x)=0.

Действительно, если условия теоремы выполнены, как это имеет место на отрезке [a;b] (рис. 6.2.2-3), то есть f(a)∙f(b)<0 и f'(x)>0 для xÎ [a;b], то график функции пересекает ось только один раз и, следовательно, на отрезке [a;b] имеется один корень уравнения f(x) = 0. Аналогично можно доказать единственность корня на отрезке [c;d], на[d;e]и т.д

Рис. 6.2.2-3

 

Таким образом, для отделения корней нелинейного уравнения необходимо найти отрезки, в пределах которых функция монотонна и изменяет свой знак. Принимая во внимание, что непрерывная функция монотонна в интервалах между критическими точками, при аналитическом отделении корней уравнения можно рекомендовать следующий порядок действий:

1) установить область определения функции;

2) определить критические точки функции, решив уравнение f¢(x)=0;

3) составить таблицу знаков функции f(x) в критических точках и на границах области определения;

4) определить интервалы, на концах которых функция принимает разные знаки.

 

Пример 6.2.2-3. Отделить корни уравнения x - ln(x+2) = 0.

Область допустимых значений функции f(x) = x - ln(x+2) лежит в интервале (-2; ∞), найденных из условия x+2>0. Приравняв производную f¢(x)=1-1/(x+2) к нулю, найдем критическую точку хk= -1. Эти данные сведены в табл. 6.2.2-1 и табл. 6.2.2-2 знаков функции f(x).

Таблица 6.2.2-1 Таблица 6.2.2-.2

x x→-2 -1 x→∞   x -1.9 -1.1 -0.9 2.0
Sign(f(x)) + - +   Sign(f(x)) + - - +

Уравнение x - ln(x+2) = 0 имеет два корня (-2;-1]и [-1; ∞). Проверка знака функции внутри каждого из полученных полуинтервалов (табл.6.2.2) позволяет отделить корни уравнения на достаточно узких отрезках [-1.9;-1.1]и [-0.9;2.0].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.