Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтные эмоциональные состояния: психическая напряженность, тревожность, страх, страдания, стресс, фрустрация




Состояние психической напряженности– это психическое состояния ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события. К состояниям эмоциональной психической напряженности, активно влияющим на поведение лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, прежде всего, следует отнести: состояние тревожности, страха, стресса, фрустрации, аффекта, страдания. Рассмотрим некоторые их них.

Состояние тревожности – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой опасности, в ситуации ожидания неблагоприятного развития событий, беспредметный страх, часто связанный с неудачами в социальном взаимодействии. Тревожность – это особое психическое состояние, возникающее в результате предчувствия человеком неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Состояние тревожности побуждает индивида к конкретизации источника опасности, активному исследованию тревожной ситуации или, наоборот, общей дезорганизации поведения, фиксации мнимой непреодолимой опасности. Состояние тревожности может быть обусловлено не только реальной ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она субъективно представляется индивиду в его сознании, какое он ей придает значение, какой смысл в нее вкладывает.

Роль субъективного фактора при оценке влияния состояния тревожности на поведение того или иного участника судопроизводства велика. Одна и та же ситуация для одного субъекта может быть совершенно заурядной, не вызывающей никаких особых эмоций, а для другого – с учетом его индивидуально-психологических особенностей – явиться источником сильных эмоциональных переживаний. В этом проявляется своего рода характер тревожности, понимание которого помогает увидеть подлинные побуждения людей, их поступки, неадекватные формы поведения.

Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по самым различным поводам.

О переживании субъектом состояния тревоги свидетельствуют различные физиологические, а также определенные внешне наблюдаемые поведенческие признаки (напряженное выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушение вегетативной нервной системы, познавательной деятельности, нередко проявляемые в неадекватной оценке угрожающей обстановки в сторону ее еще большего усложнения, вплоть до принятия решения суицидального характера.



Человек в состоянии тревожности ощущает свою беспомощность, неопределенность собственного положения, неуверенность, беззащитность перед надвигающейся опасностью. При этом данное состояние нередко усиливается в ситуации мотивационного конфликта, когда субъект, пытающийся найти правильное решение, находится под воздействием взаимоисключающих мотивов достижения и одновременно мотивов избегания (боязни) неудачи, что отрицательно воздействует на его активность, а порой и вовсе парализует ее.

При рассмотрении тревожности различают: личностную тревожность (в качестве устойчивого свойства индивида) и ситуативную тревожность (как временное состояние психики в виде реакции человека на возникшую угрозу, которая появляется и исчезает вместе с ней). Личностная тревожность определяется особенностями, свойствами характера, темперамента человека и отражает внутренний динамический конфликт его личности. Лица, с высоким уровнем личностной тревожности более склонны к застреванию на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга. Они часто бывают нерешительными, живут в постоянном беспокойстве, озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач и т.д. Ситуативная тревожность – это типичное состояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией. Личностная тревожность развивается из ситуативной, особенно если последняя часто переживается человеком. В результате этого периодически повторяющееся состояние тревоги постепенно переходит в новое качество личности – свойство характера.

Страх – это, безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Это отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоции страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого - часто недостаточно достоверного и преувеличенного прогноза. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве познавательных психических процессов: снижается уровень и острота восприятия, нарушается мышление, воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными и т. д. Все эти признаки имеют немаловажное значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан в ходе доказывания.

Страдание – это эмоциональное состояние, содержанием которого является физическая и/или нравственная боль. Это чувства, эмоции человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье. Выделяют три психологические функции страданий: 1) страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо; 2) страдание побуждает человека предпринять определенные действия для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной страданий; 3) страдание обеспечивает «негативную мотивацию», которая необходима для того, чтобы заставить человека решать свои проблемы. Характерными признаками страдания, которые могут быть установлены и использованы в суде, являются поведенческие признаки и психическое состояние человека: внешне страдающий человек выглядит печальным, отрешенным от происходящих событий, оторванным от людей; человек испытывает одиночество, изолированность особенно от тех, кто заботится о нем; он чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к достижению прежних успехов; испытывает уныние, упадок духа; его посещают мысли о профессиональной непригодности, о смысле жизни; в большинстве случаев у человека понижается общий физический тонус, нарушается сон, аппетит и т. д.

В законодательстве РФ упоминается две разновидности данного класса эмоциональных состояний:

1) нравственные (душевные) страдания человека напрямую связаны с его личностными, глубинными структурами, которые подвергаются посягательствам, что и вызывает у него столь сильную ответную реакцию в виде отрицательных переживаний;

2) физические страдания связаны с причинением человеку физической боли, мучений, всегда сопутствующих нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, с истязаниями, с заражением какой-либо инфекцией, с заболеванием, которое может быть результатом, в том числе и перенесенных нравственных страданий.

В юридической практике страдание рассматривается в числе понятия морального вреда, который подразумевает именно наличие физических или нравственных страданий, причиненных действиями (бездействием), посягающими на нематериальные блага граждан (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.п.) или его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, авторства и т.д.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Стресс (в переводе с английского означает «напряжение») – это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося опасного положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Введено данное понятие канадским ученым Г. Селье в 1936 году. Согласно его определению стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.

В развитии стрессового состояния выделяются три стадии: реакция тревоги, стадии сопротивления и истощения. На первой стадии под воздействием стрессора активизируется симпатическая нервная система. Человек при этом может переживать тревожное эмоциональное состояние (если стрессор носит угрожающий характер) или душевный подъем (если стрессор в принципе связан с позитивным прогнозом). На второй стадии надпочечники начинают выделять в кровь гормон кортизол, и происходит мобилизация организма. Здесь человек может максимально эффективно решать задачи, требующие значительного усилия, которое выходит за рамки обычных. Если же действия стрессоров продолжается, наступает третья стадия – истощения. Если на третьей стадии возможности для мобилизации организма исчерпаны, то возникает дистресс. Именно дистресс ведет к значительным нарушениям, как психической активности, так и физического здоровья человека.

Сильный эмоциональный стресс обычно сопровождается эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя, страдания, тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека.

Особый интерес в уголовно-правовом отношении представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки. Данную закономерность необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, при оценке суицидных поступков и т. д.

Как известно, в жизни любого человека нередко возникают стрессовые ситуации, предрасполагающие к возникновению у него состояния стресса.

Можно выделить следующие психологические признаки состояния стресса в профессиональной деятельности: слишком часто возникающее ощущение усталости, раздражения; повышенная возбудимость; постоянная раздражительность при общении с людьми; чувство, что вы не вполне справляетесь с повседневными заботами, или чем-то еще, с чем до того вы справлялись успешно; потеря интереса к жизни, работе; постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть; постоянное ожидание неудачи; чувство, что вы плохой, или даже ненависть к самому себе; трудность с принятием решений; потеря интереса к другим людям; постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости; чувство, что вы являетесь объектом враждебности со стороны коллег; утрата чувства юмора и способности смеяться; безразличие к домашним делам, внешности; страх перед будущим (ощущается как нечто фатально неизбежное); страх перед собственной несостоятельностью; чувство, что никому нельзя доверять; пониженная способность к концентрации, невозможность сосредоточиться на чем-либо; слишком частые ошибки в работе, неспособность завершить, вовремя закончить начатую работу; сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением.

У юристов состояние стресса может возникнуть под влиянием таких экстремальных условий профессиональной деятельности, как:

1) ситуации, вызывающие необычайно сильные эмоциональные реакции: наблюдаемое и осознаваемое нарушение общественного порядка и понимание своего долга в пресечении нарушения и восстановлении порядка; наблюдаемые лишения, разруха: гибель людей, трупы, жертвы, страдания, горе людей, их нужда, переносимые тяготы, материальный ущерб, призывы о помощи; применение табельного огнестрельного оружия, как для защиты граждан, так и в целях собственной безопасности; нападение на сотрудников правоохранительных органов в целях захвата оружия; оказание преступными элементами сопротивления сотрудникам органов правоохраны, ранение сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей, захват их в качестве заложников;

2) участие в поддержании правопорядка и оказании помощи гражданам в зонах чрезвычайных обстоятельств: при землетрясениях, ураганах, лесных пожарах, авариях на химических, экологически опасных производствах, атомных электростанциях, при катастрофах, разрушениях зданий, а также при различных социальных катаклизмах (массовые беспорядки, террористические акты, захваты заложников и самолетов, действия незаконных вооруженных формирований, групповое сопротивление силам правопорядкам и др.). В подобных чрезвычайных обстоятельствах на психику сотрудников правоохранительных органов оказывают сильное воздействие и такие дополнительные экстремальные морально-психологические факторы, как резкая активизация криминального элемента, мародерство, кражи, грабежи, разбои, бандитизм и др.;

3) участие в антитеррористической операции, в пресечении преступных действий бандформирований и других антисоциальных проявлений; круглосуточное наблюдение за действиями местного населения на предмет их связи с бандформированиями;

4) участие в раскрытии и расследовании преступлений, рассмотрении уголовных дел в судах; осуществление сотрудниками правоохранительных органов служебно-боевой деятельности в сложной обстановке, в условиях резкого возрастания в последних годы количества убийств и других тяжких преступлений, повышения активности и профессионализма криминального элемента, использования ими оружия и других современных средств совершения преступлений, возрождение после долгого перерыва группового бандитизма, резкой активизации организованной преступности. Отмечается постоянный рост числа фактов оказания сопротивления сотрудникам правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей, вплоть до захвата их в качестве заложников. Происходит постоянное увеличение количества сотрудников, получивших ранения при исполнении служебных обязанностей. В результате одновременно с нервно-психическим напряжением сотрудники подвергаются значительным физическим перегрузкам;

5) дополнительную нервно-психическую напряженность у сотрудников различных правоохранительных органов и судей вызывают: сложность и ответственность принимаемых решений; необходимость выполнения большого объема сложной работы в условиях дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц; конфликтные ситуации, информационные перегрузки; интенсивные и длительные интеллектуальные, эмоциональные, волевые и физические нагрузки; ненормированный рабочий день (нередко возникает необходимость работать в выходные дни и в праздники); необходимость одновременного расследования в ограниченные процессуальные сроки большого количества уголовных дел.

Следует особо отметить такой экстремально-психологический фактор, как профессиональный риск. Как известно, элементы риска есть в любой профессии и любом деле. Однако в правоохранительной деятельности он присутствует практически постоянно, причем степень риска, вероятность неудачи здесь повышенные. Сами виды риска многообразны: риск срыва решения служебной задачи, риск нарушения сроков, риск ухода преступника от ответственности, риск получения взыскания, риск освобождения от должности, риск получения физического повреждения и т.п.

Как известно, стресс может оказывать и положительное, и отрицательное влияние на человека и его деятельность. В последнем случае стресс называют дистрессом. Он оказывает отрицательное воздействие на психику, сознание, общее самочувствие человека, приводит к нарушениям адаптации и даже к психическим расстройствам личности болезненного характера, требующим вмешательства специалистов в области психиатрии. Вот почему острая реакция на тяжелый стресс (дистресс) включена в Международную классификацию болезней.

Следует учитывать, что один и тат же стрессогенный стимул (или стрессор) может либо вызвать, либо не вызывать болезненной стрессовой реакции: одни люди обладают как бы стойким иммунитетом к определенным сложностям, возникающим в процессе осуществления профессиональной деятельности, а вот у других в тех же случаях наблюдается нарушение психических функций и поведения.

Таким образом, реакция сотрудника правоохранительных органов на стрессоры профессиональной юридической деятельности зависит не только и не столько от внешних экстремальных условий этой деятельности, сколько от внутренних, психологических факторов, определяющих стрессоустойчивость поведения юриста.

Важнейшими психологическими факторами, определяющими стрессоустойчивость поведения юриста в экстремальных ситуациях, являются:

1) наличие у юриста высокой профессиональной подготовки, т.е. наличие устойчиво сформированных профессиональных знаний, навыков и умений. Как отмечает академик П.В. Симонов, высокий уровень вооруженности знаниями, умениями и навыками, осознаваемый или неосознанно ощущаемый субъектом, делает его спокойным, уверенным, независимым, сохраняющим самообладание в сложной и быстро изменяющейся обстановке. Тогда как недостаточная профессиональная подготовка в сочетании с доминированием тех или иных первичных потребностей сообщает характеру черты тревожности, озабоченности своим положением среди людей, ревнивого отношения к успехам других, зависимости от их покровительства и поддержки. Недостаточная подготовка не только уменьшает общественную ценность личности, но наносит ущерб и самой личности, обрекая человека на хроническое ощущение своей неполноценности;

2) наличие у юриста достаточных способностей к выполнению следственной, прокурорской и другой юридической деятельности. Способность к этим видам юридической деятельности определяется, прежде всего, достаточно высоким уровнем развития следующих качеств:

- социальная, нравственная, интеллектуальная зрелость личности (высокий уровень нравственного и правового сознания, социальная ответственность, честность, принципиальность, нравственная устойчивость, добросовестность, дисциплинированность, высокий общий уровень развития, развитый интеллект, сообразительность, гибкое, творческое мышление);

- психическая и эмоционально-волевая устойчивость личности (сильный тип нервной системы, нервно-психическая устойчивость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокий уровень самоконтроля и самообладания в критических ситуациях, решительность, смелость, способность брать на себя ответственность и т.п.).

Однако в юридической деятельности нередко возникают ситуации, когда способные, опытные сотрудники, обладающие не только специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и табельным оружием, при столкновении с агрессивными и провокационными действиями преступников и лиц, заинтересованных в сокрытии истины, оказываются психологически неготовыми к подобным экстремальным ситуациям, проявляют растерянность, нерасторопность, совершают непростительные и, казалось бы, малообъяснимые ошибки. Главная причина такого непрофессионализма заключается в отсутствии у них непосредственной психологической готовности к деятельности в типичных экстремальных ситуациях;

3) наличие непосредственной психологической готовности юриста к деятельности в различных экстремальных ситуациях. Она характеризуется:

- высокой бдительностью к возможным угрозам со стороны преступных элементов и заинтересованных лиц, обостренным вниманием и тщательным наблюдением за лицами, представляющими потенциальную угрозу, и обстановкой, любыми изменениями в них;

- полным самообладанием; мобилизованностью воли, устремлений, сил, умеренным чувством боевого возбуждения, профессионального азарта, прилива сил;

- полным пониманием происходящего и безошибочным разгадыванием намерений, хитростей и маскировок противника;

- моделированием различных экстремальных ситуаций, четким планом действий;

- психологической установкой на немедленные, решительные и высокоэффективные действия;

- сформированной личной установкой на выживание при возникновении любой экстремальной ситуации.

необходимой обороны и т.п.

4) следующий психологический фактор, определяющий стрессоустойчивость юриста в различных экстремальных ситуациях, - стабильность его повседневной личной жизни.

Установлено, что чем больше изменений происходит в жизни человека, тем он становится тревожнее и тем выше вероятность развития дистресса и связанного с ним психологического или соматического заболевания.

5) следующим психологический фактор, определяющий стрессоустойчивость поведения юриста в экстремальных ситуациях, заключается в соответствии уровня притязаний юриста на занятие определенной должности его способностям. Надо избегать двух крайностей: чрезмерно завышенной и чрезмерно заниженной оценки собственных способностей и возможностей. Не следует брать пример с великих. Лучше реалистически оценивать свои способности и сформировать соответствующий уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка. Как в накачивании мускулов – самое полезное усилие то, которое делается последним, через «не могу». Именно оно добавляет крепости мышцам. Так и в жизненной стратегии – обозначаемые цели должны быть чуть выше наших сегодняшних возможностей, чтобы был стимул развития. Но они не должны быть недостижимыми.

Однако не следует впадать и в другую крайность – чрезмерно занижать свои притязания из-за заниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на «судьбу - злодейку» и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не слабее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств профилактики стресса, повышения стрессоустойчивости;

6) к числу других факторов стрессоустойчивости юриста относятся:

- избегание ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным;

- формирование у себя толерантности, терпимо-объективного отношения к людям, их поведению, учения подмечать в них не только недостатки, человеческие слабости, но и достоинства. Как справедливо заметил Нодар Думбадзе, «человек – не фреска, на него нужно смотреть, прежде всего, с той стороны, с которой он смотрится».

Нетерпимость к другим людям, стремление видеть в них только недостатки приводят к необоснованной агрессии, фрустрации и гневу, что влечет за собой понижение стрессоустойчивости личности.

Важнейшим направлением развития личности юриста является формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. В то же время юристу необходимо контролировать свои эмоции, когда они становятся фактором дезорганизации сознания (например, начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств), т.е. владеть методами стресспреодолевающего поведения.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают различные методы: техники нервно-мышечной релаксации (расслабления); дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), техники самовнушения, аутогенную тренировку (АТ), медитацию, йогу и др., которые достаточно подробно изложены в соответствующей литературе.

Обратимся к методикам первой помощи в острой стрессовой ситуации:

1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.

2. Сосчитайте до десяти.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях:

А. Стрессовая ситуация застигла вас в помещении –

4. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.

5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, медленно опишите их внешний вид.

7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

8. Набрав воды в стакан (в ладони), медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1 – 2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

Б. Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения

10. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

11. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

12. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

13. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею – пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

14. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попали в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не повредит умеренные занятия спортом или прогулка – словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но не переусердствуйте.

Особо актуальным для деятельности специалиста является повышение его психологической защищенности, использование им разнообразных форм и видов психологической защиты от негативного стресса, фрустрации. В самом общем виде ее можно представить в виде следующих правил сохранения душевного равновесия:

1) нет ситуаций, из которых нельзя найти более или менее приемлемый выход. Это правило требует от человека формирования у себя внутренней установки именно на такое поведение и использование преимущественно рациональных механизмов регулирования поведения;

2) продумайте ситуацию, снизьте уровень ее значимости, измените свое отношение к стрессогенному событию. С этой целью применяются следующие нехитрые приемы самоуспокоения:

- «зато» - извлечение пользы, чего-то положительного даже из неудачи, например: «Пусть я опоздал на последний автобус, зато подышу свежим воздухом и пройдусь…»;

- «могло быть и хуже» - сравнение собственных невзгод с чужим, еще большим горем («другому гораздо хуже»);

- «зелен виноград» - подобно лисице из басни Крылова, сказать себе, что то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и поэтому этого мне и не надо;

3) не сжигайте сегодняшнюю энергию переживаниями прошедшей или предполагаемой беды;

4) определите особенности своего темперамент и научитесь им управлять, чтобы справиться с душевной болью;

5) не выставляйте напоказ личные переживания, но и не оставайтесь долго наедине с горем, не замыкайтесь в беде. Попробуйте найти утешение в обращении к искусству, призовите на помощь чувство юмора;

6) если вы сдержанны и вам трудно раскрыть свое состояние даже близким людям, опишите случившееся домашнему животному, изложите на бумаге, а затем ее сожгите;

7) идите к людям с добром, желанием помочь. Помните: зло рождает зло, агрессия – агрессию, а добро – добро. Более счастливы и удачливы, более психологически защищены люди чуткие, внимательные, несущие радость, добро и внимание. Люди агрессивные разрушают свою психологическую защищенность, становятся более уязвимыми, утачивают уравновешенность и в конечном итоге оказываются в проигрыше;

8) боритесь до конца, не утрачивайте надежду на успех;

9) снизьте личностную значимость ситуации. Не спешите корить себя за ту или иную неудачу. Постарайтесь найти оправдание своим действия, как бы снизить неуспех, компенсировать его - это обычно смягчает последствия, объясняет случившееся;

10) замечайте и фиксируйте даже малозаметные свои удачи. Ведь они – результат ваших действий, вашего поведения. Успех окрыляет, рождает уверенность. Находите в своей жизни хорошие стороны, не утрачивая возможности получать от этого радость и удовольствие. Укрепляйте уверенность в себе, доверяйте своим силам и возможностям. Сила человека – в радости, но не в горе.

11) научитесь извлекать психологическую выгоду из создавшейся ситуации, какой бы сложной для вас она ни была. Старайтесь оценивать ситуацию с разных позиций. Это поможет вам изменить свое отношение к возникшим проблемам, повысить психологическую защищенность;

12) умейте на время отвлечься. Полезно на какое-то время забыть о трудностях, проблемах, переключить внимание на другие виды деятельности, отдых, общение с товарищами;

13) не предъявляйте чрезмерных требований к себе и окружающим. Не живите в страхе, что вы хуже других. Не завидуйте успехам других, принимайте это как должное и с радостью. Принимайте людей такими, какие они есть. Старайтесь видеть в людях как можно больше достоинств, не выказывайте раздражения к окружающим;

14) не торопите события, а если обстоятельства сильнее вас, не делайте из них трагедии. Помните, что все имеет свое начало и конец. Неудачи, страдания, вражда и ненависть имеют преходящий характера. Но и не затягивайте свои негативные переживания – это может привести к психическим и телесным заболеваниям;

15) постоянно проявляйте заботу о своем здоровье: в здоровом теле легче сохранить здоровый дух. Но не забывайте и о здоровье своего духа – огромной как созидательной, так и разрушительной силе, главенствующей над телом. Проявляйте заботу о нравственной, психологической, физической чистоте и опрятности.

Предлагаемые правила не выступают в качестве стандартного рецепта на все случаи жизни. Только благодаря ситуативно-целесообразному, творческому их применению возможно преодоление эмоционального напряжения, которое решающим образом сказывается на эффективном решении служебных задач.

Фрустрация (в переводе с латинского языка означает «катастрофа, крушение планов, тщетное ожидание») – это конфликтное, отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими препятствиями на пути достижения высокозначимых целей. Это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к принятию решения. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

Признаки фрустрирующей ситуации:

1) Наличие сильной мотивированности (сильного желания) достичь цели (удовлетворить потребность). Если невозможно удовлетворить базовые «врождённые» потребности (например, потребность в безопасности), то фрустрация носит патогенный характер. Если невозможно удовлетворить приобретённые потребности (например, потребность ощущать свою значимость в обществе), то фрустрация не вызывает психических нарушений.

2) Наличие преграды, препятствующей достижению цели. Эти преграды могут быть: а) физические (например, стены тюрьмы); б) биологические (например, болезнь, старение); в) психологические (например, страх, интеллектуальная недостаточность); г) социокультурные (например, нормы, правила, запреты).

Выделяют три типа ситуаций, которые вызывают состояние фрустрации:

1) ситуация лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) ситуация потери (например, смерть близкого человека, потеря жилья и т. д.);

3) ситуация конфликта (например, любовный треугольник).

Психические состояния при потере, лишении и конфликте различны – агрессия и аутоагрессия, депрессия, двигательное возбуждение, апатия, стереотипия, регрессия. Можно выделить некоторые типичные состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они и проявляются каждый раз в индивидуальной форме - прежде всего, это агрессия. Типическое состояние в данном случае характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злобностью, в ряде случаев желанием на ком-то или на чем-то «сорвать зло», грубостью.

Выражением фрустрации можно считать фиксацию. Этот термин можно понимать в двух смыслах. Часто он понимается как стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но, в противоположность агрессии, это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно; оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна. Однако фиксацию можно понимать и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание, вызывает потребность длительное время воспринимать, переживать, анализировать фрустратор. Здесь уже проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – в ответ на действие фрустраторов – капризное поведение. Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность. Фрустрация может проявиться в депрессивных состояниях. Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Ее нельзя отождествлять с фиксацией, для которой характерна своеобразная маниакальность. Для депрессии типичны чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временного оцепенения. К типичным для фрустрации реакциям можно отнести регрессию. Регрессия – это возвращение к более примитивным, а нередко и инфантильным формам поведения, а также снижение под влиянием фрустратора уровня деятельности как той, которая блокируется, так и другой. Одной из типичных черт фрустрации является эмоциональность, поэтому и возникают эмоциональные реакции.

Фрустрация различается по длительности. Характеризующие фрустрацию психические состояния могут быть краткими вспышками агрессии или продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющими заметный след в личности человека.

Фрустрация, как и всякое психическое состояние, может быть:

а) типичной для характера человека (например, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия – для человека неуверенного в себе);

б) нетипичной, но выражающей начало возникновения новых черт характера (например, агрессия может быть у человека сдержанного, но становящегося несдержанным вследствие воздействия фрустратора);

в) эпизодической, приходящей (бывают такие фрустраторы, которые у самого «мирного», спокойного человека вызывают агрессию, но это состояние не проникает «вглубь» человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом).

Состояние фрустрации не ставит вопроса об освобождении виновного от ответственности за совершенное преступление, но она может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего наказание в порядке ч. 2 ст. 61 УК РФ, если будет установлена в рамках экспертного исследования.





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.15.141
Генерация страницы за: 0.177 сек.