Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение направленности личности в юридической деятельности




Способности и их классификация

Способности – это совокупность врожденных анатомо-физилогических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

В структуру способностей входят опорные свойства (например, опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, чувство линии, пропорции, формы и т. п.) и ведущие свойства – это свойства художественного творческого воображения (в качестве необходимого фона здесь выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению).

Выделяют два уровня способностей: на первом уровне человек обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу; на втором уровне человек создает что-то новое, оригинальное.

По направленности способности могут быть общими и специальными.

Общие способности предполагают благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности: высокая работоспособность, развитие умственных способностей, хорошая память, внимательность, развитое воображение, наблюдательность и т. д. Общие способности подразделяются на сложные (способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т. д.) и элементарные (способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.). Без соответствующего уровня развития этих элементарных способностей человек не может включиться ни в один из видов деятельности. Юристу необходимы такие общие способности, как развитое произвольное внимание, быстрое его переключение и четкое распределение, высокая концентрация, наблюдательность, хорошая образная и логическая память, сообразительность, быстрота, гибкость, глубина и широта мышления и др. Развитие общих способностей создает предпосылки для развития индивидуальных специальных способностей, которые определяются особенностями психомоторной (двигательной) и сенсорной (чувственной) организацией личности, индивидуальными особенностями памяти, воображения и эмоционально-волевой сферы.

Специальные способности – это такое развитие психических функций и органов чувств, которое позволяет человеку достигать высоких результатов в какой-либо определенной, специальной области деятельности. К специальным способностям относят и способности к выполнению определенных видов деятельности такие, как конструктивно-технические, организаторские, педагогические и др. Специальные способности органически связаны с общими способностями: чем больше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных, но общие способности могут не влиять на проявления способностей в других областях.

Человек рождается с биологическими предпосылками, но не способностями. Его способности зависят от организации жизни, условий воспитания и процесса труда.

В основе способностей лежат задатки. Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деятельности. Задатки проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или повышенной любознательности ко всему (общие способности).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающихся способностей. Склонность проявляется в стремлении, тяготении человека к определенной деятельности. Выделяют истинную и ложную (мнимую) склонность. Если при истинной склонности может наблюдаться не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значимых результатов, при ложной (мнимой) склонности обнаруживается или поверхностное, чисто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, без наличия потенциальных возможностей.

Высокая способность к конкретному виду деятельности называется талантом. Комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, называется одаренностью. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, называется гениальностью.

При оценке профессиональных способностей следует учитывать психологическую структуру данной профессии, ее профессиограмму. Для деятельности юриста существенное значение имеют следующие свойства: высокая переключаемость с одного вида деятельности на другой; устойчивость к однообразным длительным воздействиям и эмоциональным напряжениям; способность устанавливать психологические контакты в общении; личная организованность и способность к организации деятельности других людей.

К профессии юриста относятся также все требования, предъявляемые к творческому умственному труду: способность применять нестандартные методы решения проблем, видеть в них основные взаимосвязи, обнаруживать возможности реконструкции элементов для нового их функционирования, видеть проблему там, где все кажется ясным и решенным.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Существуют разные определения понятия «направленность». Так, С.Л. Рубинштейн определяет направленность как «динамическую тенденцию», А.Н. Леонтьев - как «смыслообразующий мотив», В.Н. Мясищев - как «доминирующее отношение», Б.Г. Ананьев – как «основная жизненная направленность».

Чаще всего в научной литературе под«направленностью» понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это ценностно-ориентационное качество, иерархия базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности. Это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

Система направленности личности включает следующие основные компоненты:

а) систему ценностно-смысловых ориентаций (от франц. оrientation – «установка») личности. Здесь речь идет: 1) об идеологических, политических, моральных, эстетических и других основаниях оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) о способе дифференциации объектов индивидом по их значимости (личностный смысл). Ценностно-смысловые ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах, мировоззрении и других характеристиках личности;

б) притязания личности – претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п.;

в) мотивы личности – внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей;

г) цели личности как образ ожидаемого, предполагаемого результата действий, поведения человека.

В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др.

Направленность личности характеризуется: уровнем зрелости (нравственным обликом личности, идеологической позицией и т.п.); широтой (сферой проявления устремлений личности); интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей) и раскрывается, прежде всего, в речи, через интересы, потребности, убеждения и т.д. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях, и в общении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и эмоциональнее выразительнее.

Формирование у личности профессиональной и других жизненно важных видов направленности в значительной мере сводится к развитию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний.

Составными элементами направленности личности являются:

1. Потребности – это испытываемая человеком нужда в чем-то необходимом. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий жизни. Потребности побуждают человека к активности. Переживание человеком своей зависимости от потребностей, их актуальности и важности для него формирует потребностное состояние, которое постепенно переходит в побуждение. Осознанные субъектом потребности принимают форму желаний, которые при достаточно сильном волевом начале перерастают в стремления. Основное свойство любой потребности – ее предметность. Потребность всегда конкретна. Она соотносится с теми объективно существующими предметами реального мира, с помощью которых может быть удовлетворена. Другим свойством потребности является ее динамичность, т.е. способность изменить свою напряженность, заставить ее угасать или возникать вновь.

Выделяют семь ступеней человеческих потребностей (по А. Маслоу). Самым нижним звеном являются физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и др. Вторая ступень – это потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач. Третья ступень – потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Четвертая ступень – потребность уважения (почитания): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету. Пятая ступень – познавательные потребности: стремление много знать, уметь, понимать, исследовать. Шестая ступень – эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте. Седьмая ступень – потребность в самоактуализации: стремление к реализации своих потребностей, к развитию собственной личности.

При рассмотрении связи потребности с деятельностью выделяют 2 этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи, когда предмет потребности обретен.

Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности. После опредмечивания активность человека становится направленной, происходит четкое определение предмета и эмоциональное закрепление предмета потребности. Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется.

В акте опредмечивания потребности рождается мотив.

Мотив (от лат moveo – двигаю)– это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность условий, вызывающих активность субъекта.

А. Н. Леонтьев выделяет 2 функции мотивов: побуждения и смыслообразования.

Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл. Побуждающие мотивы сопутствуют смыслообразующим, и выполняют роль побудительных факторов (отрицательных или положительных). Сопутствующие мотивы часто бывают остро эмоциональными, аффективными, лишенными смыслообразующей функции. Это мотивы – стимулы.

В одной иерархической структуре мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой – функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Осознанные мотивы – это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примерами таких мотивов могут быть большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни.

Неосознаваемые мотивы – это мотивы, которые скрыты от самого субъекта деятельности или от наблюдателя, т.е. сам человек или наблюдатель не может объяснить, почему человек совершил эти действия.

В психологической науке существует множество классификаций мотивов:

а) Р. Кеттелл перечислил следующие мотивы поведения: любопытство, сексуальность, общительность, опека, самоутверждение, безопасность, голод, гнев, отвращение, нужда в помощи, подчинение;

б) МакДаугалл предложил следующую классификацию мотивов: добывание пищи, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, гнев и агрессия, призыв о помощи, созидание, приобретательство, смех, комфорт, отдых и сон, бродяжничество, физиологические нужды;

в) Х. Мюррей составил следующий перечень мотивов: агрессия, доброжелательность, доминирование, достижение, защита, игра, избегание вреда, независимость, неприятие, обучение, осмысление, познание, поиск помощи, покровительство, понимание, привлечение внимания, признание, приобретательство, противодействие, разъяснение, сексуальность, созидание, уважение, унижение;

г) Гилфорд составил следующий список мотивационных факторов: факторы, соответствующие органическим потребностям (голод, сексуальная потребность, общая активность); потребности, относящиеся к условиям среды (комфорт, порядок и чистота, уважение со стороны окружающих); потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство, выносливость); потребности, связанные с положением индивида (свобода, независимость, конформизм, честность); социальные потребности (находиться среди людей, угождать людям, дисциплинированность, агрессивность); общие интересы (потребность в риске, в безопасности, в развлечениях);

д) А. Маслоу делил мотивы, как и потребности, на высшие и низшие: сначала потребности нужды, затем потребности в безопасности и т. д.

Нельзя путать понятие «мотив» и понятие «мотивация».

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле:

- как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое);

- как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае мы говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.д., а во втором – о стимулах, исходящих их сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях. Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны: они влияют друг на друга. Например, личностная диспозиция может актуализироваться под влиянием ситуации, а активизация диспозиций (мотивов, целей, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации.

Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

2. Влечения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Представленная во влечении потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

3. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построения его плана.

4. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент.

5. Интересы – это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью. Интересы возникают на основе потребностей и выражают личную приязнь человека к какой-либо деятельности. Виды интересов:

а) По содержанию выделяют материальный (например, интерес к одежде), духовный (например, научный интерес к юриспруденции) и общественный (например, интерес к общественной работе) интересы.

б) По направленности выделяют непосредственный (интерес к самому процессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности) интересы.

в) По уровню действенности различают пассивные (это созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта) и активные (это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса) интересы.

6. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая, устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности.

7. Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему стремится человек, на что ориентируется. Наличие высокого нравственного идеала означает высокий уровень развития личности, характеризует благородство ее помыслов и действенную целеустремленность.

8. Мировоззрение – это система взглядов на природу, общество, человеческое мышление как результат отражения действительности, это отношение к различным сторонам общественной жизни, которое формируется под влиянием определенной идеологии. Мировоззрение личности служит высшим регулятором поведения и действий личности, определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придает стойкость и твердость характеру, отражается на привычках и наклонностях.

9. Убеждение – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Профессиональная направленность юриста – особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране. Она характеризуется отношением сотрудника к закону как высшей социальной и жизненной ценности, к борьбе за законность и правопорядок как личному жизненному призванию, к правоохранительной деятельности и профессии как к отвечающим главным своим потребностям, подразумевает наличие установки на использование законных и цивилизованных способов принятия решения профессиональных задач, взвешенных отношений к трудностям профессии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «личность». Как соотносится это понятие со смежными понятиями?

2. Каково социально-психологическое и правовое содержание понятия «личность»?

3. Дайте характеристику психологической структуры личности. В чем заключается значение данной структуры для юридической деятельности?

4. В чем сущность и значение темперамента? Приведите его классификацию. Дайте характеристику основных типов.

5. Дайте определение «характер». Как соотносится природное и приобретенное в характере?

6. Что общего у характера и темперамента и каковы различия между ними?

7. Какова структура и общие свойства характера?

8. Расскажите о концепции акцентуаций характера А. Е. Личко.

9. Дайте определение «способности». Раскройте суть классификации уровней развития способностей.

10. Какие способности требуются юристу?

11. Дайте определение и раскройте психологическое содержание понятия «направленность личности».

12. Расскажите о составных элементах направленности личности.

13. Как влияет направленность на выбор человеком вариантов поведения?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.