Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура профессиональной деятельности юриста




Структурировать процесс правоохранительной деятельности - значит выделить, исходя из целей, задач и условий данной деятельности, такие составляющие, которые позволят более подробно детализировать ее процесс, при тщательном анализе каждого из общих компонентов выявить все особенности деятельности и определить степень их влияния на эффективность осуществления данного вида деятельности.

Психологическая структура правоохранительной деятельности может быть представлена в различном сочетании следующих основных компонентов:

1. Познавательно-прогностическая подструктура. Здесь основная роль принадлежит следующим сторонам - поисковой, реконструктивной и удостоверительной. Первая из них представляет собой собирание следователем разноплановой информации о событии преступления; вторая – текущий и завершающий анализ собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие; третья сторона – удостоверительная – это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму – протокол, постановление и т. д.

2. Коммуникативный компонент профессиональной деятельности юриста заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также, при необходимости, в оказании психотехнических воздействий. Многочисленные контакты работников правоохранительных органов с другими участниками деятельности и с третьими лицами представляют собой одно из основных средств достижения целей и решения задач правоохранительной деятельности, являются основой профессионализма сотрудника. Эти контакты называются профессиональным общением. Общение в работе органов правоохраны как особый вид профессиональной деятельности приобретает самостоятельный характер (например, выступление прокурора в суде).

3. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности следователя состоит в непосредственном руководстве людьми при решении профессиональных задач (например, следственно-оперативной группой), а также в волевых действиях по самоорганизации и проведению конкретных следственных действий. Работник правоохранительных органов является центральной фигурой, главным действующим лицом в процессуальной деятельности. Решение о проведении тех или иных действий и деятельности в целом он принимает самостоятельно, несет полную ответственность за их законность и своевременность. Все остальные участники являются помощниками, выполняют действия по заданию и поручению следователя, но в пределах своей компетенции. Организаторские способности предполагают умение планировать процесс выполнения действий, предвидеть их результаты, сохранять самообладание в любых ситуациях и брать на себя ответственность за принимаемые решения организаторского и тактико-психологического характера.

4. Социально-воспитательная подструктура профессиональной деятельности юриста выражает актуальность роли данной деятельности в борьбе за искоренение преступности, в том числе в реализации правовой пропаганды, участии в профессиональной работе среди населения, перевоспитании осужденных и т. д. Основная цель следствия – не покарать за преступление, а перевоспитать человека. Поэтому воспитательное воздействие является неотъемлемой и обязательной функцией правоохранительной деятельности. Сила воспитательного воздействия определяется поведением самого сотрудника правоохранительных органов, подающего пример того, как необходимо действовать и находить правильные решения в сложных и неожиданных ситуациях. Здесь работник органов правоохраны личным примером побуждает остальных участников данного вида деятельности к добросовестному отношению при выполнении своих служебных обязанностей. Важным фактором, положительно влияющим на процесс воспитательного воздействия, является проявление вежливости в отношениях с людьми. Грубость, черствость, высокомерие, предвзятость, пренебрежительный тон отрицательно влияют на процесс воспитательного воздействия и недопустимы в данном виде деятельности.

Приведенный выше психолого-структурный анализ целостной деятельности правоохранительных органов, естественно, носит лишь ориентировочно-гносеологический характер. Его условность обнаруживается в том, что в действительности, выделенные структурные составляющие часто задействованы одновременно, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, влияя на эффективность конкретных следственных действий и, в целом, на результат деятельности правоохранительных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.