Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология допроса 1 страница




Допрос (ст. ст. 187-191 УПК РФ) представляет собой следственное действие, состоящее в получении показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела.

Допрос– одно из важнейших, но психологически достаточно сложных следственных действий, которое обеспечивает получение доказательств в ходе профессионального общения следователя с лицами, причастными к уголовному делу. В зависимости от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допроса, следует различать допрос в конфликтной (с жестким и нежестким соперничеством) и в бесконфликтной ситуации, а поэтому всех допрашиваемых на следствии условно можно разделить на три основные категории: 1) заинтересованные в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающие своими показаниями помощь правоохранительным органам в установлении истины по уголовному делу; 2) безразлично относящиеся к деятельности правоохранительных органов; 3) не заинтересованные в том, чтобы преступление было раскрыто, и истина была полностью восстановлена, и вследствие этого противодействующие усилиям правоохранительных органов.

В соответствии с указанными моментами, а также процессуальным правовым статусом и индивидуально-психологическими особенностями допрашиваемого избирательно строится стратегия и тактика поведения следователя при реализации данного вида профессионального общения. В самом общем плане в структуре допроса можно выделить пять основных стадий: подготовка и вызов на допрос; установление психологического контакта в начале профессионального взаимодействия; выяснение в ходе допроса следственно значимой информации; завершение допроса и психологическая подготовка допрашиваемого к возможному участию в других следственных действиях (очной ставке, предъявлении для опознания и др.); профессиональный и психологический анализ итогов и в целом эффективности проведенного допроса.

При подготовке к допросу основными задачами следователя являются создание его информационной базы; определение возможных стратегий и тактик профессионального общения; планирование и обеспечение всех условий для эффективного проведения стадий допроса.

Информационная база формируется из всех возможных источников (материалы уголовного дела, оперативные сведения, диагностический сбор информации о личности допрашиваемого, его образе жизни, отношении к совершенному преступлению и пр.). Готовясь к допросу, необходимо также учитывать, что некоторые лица, в начале предварительного следствия в процессуальном отношении являющиеся свидетелями, в дальнейшем могут оказаться подозреваемыми, обвиняемыми. А поэтому следователь, собирая данные о конкретном субъекте, которого предстоит допрашивать, должен, во-первых, прогнозировать, какую позицию тот может занять на последующих допросах, а во-вторых, с учетом изучения его личностных особенностей подобрать наиболее эффективные приемы психического воздействия с данным лицом с учетом вероятностных моделей его поведения.

Следователь имеет возможность выбрать тот или иной способ, место и время вызова конкретного лица на допрос, что дает определенные преимущества тактического и психологического характера. Так, оперативность и внезапность вызова на допрос могут сыграть роль следственно благоприятных факторов, так как субъекту не останется времени для налаживания различных контактов с заинтересованными лицами в целях совместного принятия согласованных мер, направленных на сокрытие истины. Выбор места и пространственная организация общения во время допроса также могут влиять на реализацию следственных стратегического и тактического замыслов, в том числе с учетом характера возможных отношений (конфликтных, бесконфликтных).

Избирательность планируемой линии поведения следователя на допросе требует создания и ряда других условий, которые обусловлены выявлением конкретного типа показаний.

Вторая стадия допроса – установление психологического контакта с допрашиваемым.

Психологический контакт в следственной практике можно определить как создание благоприятных условий для взаимоотношений следователя с участниками допроса, характеризующихся стремлением следователя поддерживать общение в целях получения правдивых показаний об имеющих отношение к делу обстоятельствах.

Психологический контакт – это профессиональное (деловое, ролевое) общение следователя с допрашиваемым. Как и в любом другом виде профессионального общения, в общении следователя можно выделить две типовых ситуации по целям установления психологического контакта. Первая ситуация – это контакт, направленный на взаимодействия между людьми (например, в ходе общения следователь помогает свидетелю путем анализа происшедшей ситуации припомнить какие-либо обстоятельства, ранее им воспринятые). Вторая ситуация – контакт направлен на то, чтобы изменить самих людей (например, с помощью методов психического воздействия изменить ценностные ориентации правонарушителя, мотивы, направленные на дачу ложных показаний).

Функции установления психологического контакта с допрашиваемым вытекают из цели такого общения – получение правдивой информации при минимальных временных затратах и наибольшего эффекта от процесса допроса:

1. Информационно-коммуникативная функция. По средствам общения, вербальной и невербальной коммуникации следователь и допрашиваемый обмениваются известной им информацией. Причем такой обмен является как бы односторонним, т. е. следователь пытается получить как можно больше интересующей его информации, хотя сам скрывает ту информацию, которая находится в его распоряжении.

2. Регуляционно-коммуникативная функция. В процесс общения и приема – передачи информации осуществляется регуляция поведения общающихся. Данная функция проявляется в том, что, во-первых, познавая другого человека, формируется и сам познающий; во-вторых, от меры точности «прочтения» партнера по общению зависит успех организации с ним согласованных действий.

3. Эмоционально-коммуникативная функция. В процессе общения устанавливаются эмоциональные завязки «нравится–не нравится», «приятно–неприятно». Такие эмоциональные завязки связаны не только с личным восприятием партнера по общению, но и со значимостью передаваемой им информации. Передаваемая информация может вызвать различные эмоциональные реакции со стороны как воспринимающего, так и передающего ее.

В связи с тем, что допрос – это процесс профессионального общения, в нем нашли свое отражение все аспекты делового общения: перцептивный (восприятие людьми друг друга), коммуникативный (заинтересованность в обмене информации) и интерактивный (взаимодействие). Исходя из модели делового общения, предложенной Г. М. Анреевой, представляется возможным выделить и стадии установления психологического контакта с допрашиваемым лицом: перцептивная стадия, коммуникативная стадия, интерактивная стадия.

Перцептивная сторона установления психологического контакта с правонарушителем включает в себя процесс взаимного оценивания. Взаимное оценивание и создание на его основе первого впечатления играет важную роль в процессе общения. Результатом взаимного оценивания является принятие решения о вступлении в общение со следователем или отказ от него.

Встречаются ситуации, когда следователь не может разрушить недоверие, равнодушие и подозрительность допрашиваемого, т.е. возникает психологический барьер.

В психологической науке описаны приемы нейтрализации психологических барьеров, некоторые из которых могут быть использованы следователем при допросе:

1. Правило накопления согласий. Данный прием заключается в изначальной постановке таких вопросов, на которые подозреваемый (обвиняемый) естественным образом отвечает «да». Здесь учитывается такая «психологика», свойственная всем людям: а) если человек изначально ответил «нет», то сказать потом «да» ему психологически трудно; б) если человек несколько раз подряд сказал «да», то у него возникает хотя и слабая, но реальная, фиксированная психологическая установка продолжить тенденцию согласий и сказать «да» в очередной раз. Тактика применения данного приема при допросе заключается в том, чтобы начинать с простых, безобидных, «нейтральных» вопросов, которые не вызывают тревоги и на которые, кроме «да», никак ответить нельзя. Постепенно вопросы усложняются, приближаясь у сути обсуждаемой проблемы; начинают касаться «болезненных точек», но для начала все же не главных.

2. Демонстрация общности взглядов, оценок, интересов по некоторым вопросам. Психологическому сближению с допрашиваемым лицом способствует отыскание и подчеркивание всего общего между ним и следователем, протягивание личностных связей между ними, приводящих к их временному сближению, обособлению от всего окружающего мира (к образованию диады «мы»). Общее может отыскаться в единстве, схожести, подобии, сравнимости: возраста, пола, места жительства, землячества, элементов биографии (воспитание в семье без отца, отсутствие родителей, трагические, неприятные события, или, наоборот, удачи и др.), увлечений, способов проведения досуга, отношения к спорту, отношения к различным событиям, происшедшим в стране и мире, мнений о прочитанных книгах, просмотренных фильмах и т. д., оценках людей, ценимых их качествах.

3. Психологическое поглаживание представляет собой признание понимаемых следователем положительных моментов в поведении и личности подозреваемого (обвиняемого), правоты в его позиции и словах, выражение понимания его. Людям нравится, когда их хвалят, поэтому положительные моменты в их поведении, убеждениях должны быть следователем выделены особенно. Использование данного приема при ликвидации психологических барьеров успокаивает допрашиваемого, повышает чувство уверенности, формирует представление, что следователь справедлив, доброжелателен и не настроен огульно отрицательно. Главный расчет применения такого правила – морально-психологическое обязывание собеседника, побуждение его к ответному признанию достоинств и правоты следователя, согласию с его утверждениями, выражению понимания. Когда это делается, число «точек» психологического сближения увеличивается, контакт нарастает.

Коммуникативная стадия установления психологического контакта с допрашиваемым – это стадия взаимной заинтересованности, в том числе и передаваемой информации, стадия накопления согласий.

Третья стадия установления психологического контакта – это синтез рациональных умозаключений, эмоциональных впечатлений, наложение прошлого опыта на собственные намерения по отношению к партнеру и создание так называемого «динамического» образа. Его составляют одиночные представления о другом человеке как обладателе социально-ролевых и индивидуально-личностных черт, делающие его пригодным или не пригодным для общения в данных условиях. Данная стадия – это интерактивная сторона психологического контакта. Она заключается в организации взаимодействия между следователем и допрашиваемым, т. е. в обмене не только определенной информацией, идеями, но и действиями, которые позволяют установить истину по делу. Это стадия, на которой возникает общность «мы» между партнерами по общению. Данная стадия, хотя и является обязательной при общении, но, исходя из процессуальных особенностей, ограничивается использованием слов типа «мы вместе», «ты и я», «мы вдвоем», «мы одни» и т. д. Нельзя скупиться на слово «мы», подчеркивая близость и доверительный характер общения.

На основании изложенного мы видим, что появилась модель установления психологического контакта, которая не противоречит основам социальной психологии, полностью соответствует целям и задачам допроса правонарушителей. Представленная модель носит динамический характер, так как в ней прослеживаются все элементы динамики развития и прохождения психологического контакта (от первого знакомства до взаимодействия в целях получения правдивых показаний). Из представленной модели видно, что основным условием ее эффективности является поэтапность и взаимозависимость стадий, лежащих в основе данной модели.

Исходя из модели для установления и поддержания психологического контакта с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим во время допроса следователем могут быть использованы следующие приемы:

1. Прием создания исходных благоприятных психологических условий для решения задач общения. Необходимо строить общение в спокойной, деловой обстановке. Предпочтителен разговор только в присутствии тех лиц, которые должны в нем участвовать в соответствии с действующим законодательством. Здесь необходимо помнить о справедливости и доброжелательности представителя власти. Следователь – не частное лицо, а работник правовой сферы; он представитель государственного аппарата, представитель закона, поэтому он должен быть справедливым и внимательным. К данному приему относится правило диалогичности. Активно говорящего можно легче и лучше понять, получить необходимую для решения вопроса информацию, проследить, какую позицию он займет, какую линию и тактику разговора начнет проводить. Для этого наряду с предложением высказаться следователю не следует сначала сразу затрагивать болезненные и сложные вопросы, иначе человек может замкнуться в себе. Лучше дать ему немного успокоиться. Можно для начала обосновать приглашение в правоохранительный орган, задать вежливые и ничего не значащие вопросы: «Как Вы добрались?», «Вы прямо с работы?», «Расскажите, пожалуйста, немного о себе: где и с кем Вы живете, где работаете?» и т.п. Эти вопросы вызывают у любого человека интерес, так или иначе, волнуют его.

Составным звеном данного приема является проявление внимания к собеседнику и к тому, что он говорит. Всем своим видом – позой, выражением лица, голосом – следователь должен выражать готовность объективно разобраться и помочь допрашиваемому. Недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, демонстрировать торопливость и желание побыстрее расстаться с допрашиваемым, поглядывать все время на часы.

Следующим элементом названного приема является правило активного слушания и поддержания речевой активности допрашиваемого. Высказываясь, человек не просто сообщает сведения, но всегда определенным образом ведет себя и по отношению к следователю и по отношению темы разговора. Слушать поэтому надо не только слова, но и самого допрашиваемого, стремиться понять, что он хочет сказать и чего говорить не хочет. Наиболее выгодной считается позиция активного слушания, которая реализуется наклоном тела в сторону говорящего, выражением лица, визуальным контактом, мимикой, глазами позиции «Я весь внимание»; реагированием всеми невербальными способами на содержание излагаемого говорящим - жестами, изменением положения бровей, сужением и расширением глаз, движением губ, челюстей, положением головы, тела: «понимаю», «Да что Вы?!», «Представляю, что Вы чувствовали!» и пр., стимулированием подобного изложения: «Не понял. Уточните это», «Расскажите детальнее» и прочим; резюмированием с предложением подтвердить правильность или внести уточнение: «Я Вас понял так… Правильно?», «Вывод из Ваших слов я делаю такой…».

В данную группу приемов входит и правило сдерживания эмоций. В атмосфере эмоций логические рассуждения и доводы утрачивают силу и никакого вопроса решить нельзя. Проявление чувств и эмоций при рассказе допрашиваемого о том, что с ним случилось, его гнев, обиду пресекать не надо. Необходимо выждать некоторое время и дать человеку «разрядиться», свободно «излить душу». При совместном же рассмотрении сущности вопроса, разъяснениях, принятии решений эмоции надо сдерживать, показывая пример.

2. Прием самопрезентации личности следователя, справедливого благожелательного отношения к допрашиваемому, отказа от демонстрации своего превосходства. Никто добровольно не будет искренен и доверителен с человеком, который выглядит не заслуживающим этого. Следователю необходимо так представить себя, чтобы у допрашиваемого не возникало сомнений в его высокой квалификации и в профессиональных знаниях. В то же время следователь не должен выказывать свое недовольство по поводу правовой безграмотности человека.

3. Прием изучения личности, его психологических особенностей и психических состояний. Изучение психофизиологических особенностей личности позволяет следователю более гибко вести допрос, вносить свои коррективы в процесс общения без нарушения психического и эмоционального настроя допрашиваемого.

4. Прием презумпции доверия. Нельзя изначально проявлять предубежденность, недоверие, антипатию к допрашиваемому, стремление лишь бы как, но быстрее закончить разговор и дело. Нужно подавлять изначальное желание не верить абсолютно никому и ничему, убеждение, что все люди, попавшие в орбиту уголовного судопроизводства, недобросовестны. Ошибочна и противоположная крайность. Недопустимо также полагать, что все люди честны и добросовестны.

5. Прием подчинения общения решению задач правового воспитания правонарушителей. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не предусматривает необходимости оказания воспитательного воздействия на правонарушителей, но много таких указаний содержатся в ведомственных документах и в функциональных обязанностях. Воспитывающую энергию несет не только содержание высказываний следователя, но и то, как он это говорит, какую позицию при этом занимает, как строит взаимоотношения, как общается. Правовое воспитание – это не только гражданский долг, но и одно из условий успеха в решении стоящей перед следователем задачи.

6. Прием демонстрации искренности юристом. Данный прием важен как показ того, что следователь первым поверил допрашиваемому, с уважением относится к его мнению и к его трудностям. Этот прием рассчитан на пример подражания, как сигнал к началу проявления ответной искренности и доверительности. Разумеется, необходимо помнить о следственной и служебной тайнах.

7. Поиск точек согласия в решаемой проблеме. Переходить к выяснению интересующей следователя информации необходимо без спешки, когда сам сотрудник правоохранительных органов почувствует, что психологических барьеров нет, а психологическая близость реально возросла. Начинать с констатации фактов по делу, не вызывающих сомнений. Добиваться при этом четких ответов собеседника – «Да», «Согласен», «Подтверждаю», «Возражений нет». Затем переходить к фактам, не доказанным с полной убедительностью и требующих от допрашиваемого искренности.

8. Прием совместного поиска взаимоприемлемого решения проблемы имеет двоякое предназначение. Став на путь участия в разрешении задачи, стоящей перед следователем, допрашиваемый психологически сближается с ним по намерениям и направлению мыслей, возрастает взаимопонимание.

9. Прием актуализации мотивов искренности. Решающим моментом при установлении психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым), позволяющим преодолеть внутреннюю борьбу мотивов и его колебания «говорить – не говорить?», выступает актуализация мотивов искренности, приводящих к решению «говорить». Задача и заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь, актуализировать, повысить силу мотивов искренности. При боязни допрашиваемого огласки или мести со стороны соучастников, ущемления самолюбия уместно опереться на мотив «следования принципам достойной жизни». Обращать внимание на наличие у человека положительных качеств, жизненных принципов, которым он изменяет, не делая сейчас правильного и честного выбора. «Мотив любви к ближним» – сильный мотив для каждого человека. Важно показать связь его долга по отношению к ним с необходимостью принести им минимум огорчений, дополнительных проблем, забот, трудностей, горя. Активизация «мотива личной выгоды» особенно уместна, если у следователя есть неопровержимые сведения о том, что роль именно этого допрашиваемого в совершении преступления незначительна.

При избрании того или иного приема (группы приемов) для установления психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым), свидетелем, потерпевшим необходимо сначала возбудить у допрашиваемого интерес к общению, постараться вызвать заинтересованность в даче правдивых показаний. Знание цели общения способствует активизации психических процессов. Так, например, если допрашиваемый знает, зачем его вызвали, понимает, что его показания имеют большое значение для дела, он лучше вспоминает и воспроизводит события. Этот путь воздействия рассчитан на положительные моральные качества допрашиваемого.

Процесс установления психологического контакта иногда сопровождается внутренней борьбой положительных и отрицательных мотивов. С одной стороны – это помощь следствию, получение каких-то выгод, а с другой стороны – это боязнь перед расправой со стороны других участников преступления, страх предательства. Задача следователя – выявить их и помочь допрашиваемому побороть в себе отрицательные мотивы. Допрашиваемый должен сам понять и осознать необходимость дачи правдивых показаний.

Хороших результатов при установлении психологического контакта добиваются, вызывая у допрашиваемого такое эмоциональное состояние, в результате которого автоматически снимается заторможенность, преодолевается апатия и безразличие к своей судьбе, появляется чувство долга, уверенность в себе. Этот тип доводов называют психологическим. Возбуждать эмоциональное состояние разрешено только такими приемами, которые не противоречат закону, не предполагают совершения провокационных действий, возможности лжи и обмана, психического и физического принуждения к даче показаний, не вызывая реакции, опасной для психического и физического здоровья.

Все перечисленные приемы и правила представляют собой достаточно мягкие формы установления психологического контакта, которые в большинстве случаев приводят к успеху при допросе лиц, оказавшихся втянутыми в процесс расследования. Но в сложных ситуациях, когда допрашиваемый продолжает скрытничать, лгать, изворачиваться, необходимо переходить к более энергичным мерам пресечения и разоблачения лжи, психическому воздействию.

На третьей стадии допроса – основной по времени и затрачиваемым следователем усилиям – психологически специфическими по содержанию являются три условно выделяемые фазы: а) фаза свободного рассказа допрашиваемого; б) фаза детализации и в) фаза систематизации полученной информации.

Предоставление допрашиваемому возможности в свободной форме изложить все известное о случившемся исключает суггестивные воздействия со стороны следователя, а также негативные влияния на функционирование памяти, облегчая течение свободных ассоциаций.

В случае неспособности или нежелания допрашиваемого воспроизводить определенные события следователь применяет в зависимости от возникших обстоятельств те или иные тактики и приемы, способствующие детализации допроса. В случае бесконфликтной ситуации допроса часто используются: «членение на темы свободного рассказа», первоначальное подробное изложение наиболее расследуемого эпизода, оказание мнемической помощи допрашиваемому.

Психологически обоснованная тактика всегда ориентирует следователей, во-первых, на выявление мотивов ложных показаний или самооговора, а во-вторых, возможностей использования целого арсенала психотехнических методов и приемов изобличения свидетелей (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых) в даче ложных показаний, а также оказания на них правомерного психического воздействия с целью получить правдивые показания.

Ложь – это преднамеренное или непреднамеренное сообщение сведений, не соответствующих действительности, либо вымышленное искажение фактов. Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в сообщениях сознательно выражает другое.

При даче показаний психическая деятельность лгущего и правдивого субъектов различна. Если у добросовестного субъекта эта деятельность носит репродуктивный (воссоздающий) характер, то у лжеца она представляет собой творческий процесс.

При этом задача добросовестного субъекта сводится к припоминанию и подробному воспроизведению ранее воспринятого и не подчинена какой-либо цели. Задача лжеца сложнее. Это творческой процесс, где присутствуют все элементы репродуктивной задачи плюс идет обработка материала воспоминаний таким образом, как это выгодно лжецу.

В сознании лжеца конкурируют два варианта мыслительных образов:

1) действительно произошедшее и ранее воспринятое, которое он желает извратить и которое является исходным;

2) вымышленный, воображаемый образ события, которым он хочет подменить подлинную картину происшедшего.

В юридической психологии выделяют следующие виды ложных показаний:

1. Заведомо ложные показания и непреднамеренно ложные сообщения. Заведомая ложь – это волевой, сознательный акт извращения истины, рожденный и реализуемый только при передаче информации и порождающий ошибки осведомленности у других лиц. Непреднамеренное ложное сообщение имеет место тогда, когда человек сообщает сведения и субъективно думает, что говорит правду, а на самом деле нет. Добросовестное заблуждение – это непроизвольное искажение действительности, возникающее на самых различных стадиях формирования показаний, вызываемое ошибочным представлением о действительности у самого допрашиваемого.

2. Ложь может быть пассивной и активной. Пассивная ложь заключается в умолчании известных сведений. Активная ложь опирается на сообщение заведомо ложных сведений.

Пассивная ложь может быть: а) полной (когда умалчивается целый эпизод или факт); б) частичной (когда умалчиваются лишь отдельные детали, что приводит к искажению события); в) запирательством (утверждение типа: «Я ничего не знаю!»).

Частичная ложь может быть сформирована следующими способами: а) исключением отдельных элементов события (например, допрашиваемый признает свою вину, но отрицает наличие соучастников); б) дополнением события вымышленными элементами (например, обвиняемый утверждает, что подвергся нападению со стороны потерпевшего); в) перестановкой отдельных элементов события во времени, пространстве (например, подозреваемый выдвигает ложное алиби и утверждает, что в момент совершения преступления был в театре).

Активная ложь подразделяется на следующие виды:

а) ложь, целиком состоящую из вымысла;

б) частичную ложь, т. е. ложь, касающаяся лишь отдельных обстоятельств, деталей и событий.

Частичная ложь подразделяется на виды:

- полуправда (смешение действительных фактов с ложными);

- инсинуация (от латинского insinuatio, буквально — вкрадчивость) — в общем значении — клеветническое измышление, имеющее целью опорочить кого-либо, злостный вымысел, клевета. Инсинуация — это вид намека, который косвенно порочит или отрицательно характеризует человека, являющегося объектом инсинуации, то есть является клеветой в виде намёка. Политические намеки, направленные против лиц и институтов, обладающих властью и репрессивными возможностями, образуют особую подгруппу инсинуаций, обычно в таких намёках отсутствует отрицательная морально-этическая оценка для избежания судебных и внесудебных репрессий. Цель инсинуации — подорвать в слушателях или читателях доверие к своему противнику и, следовательно, к его доводам;

- диффамация (от лат. diffavo – порочу) — распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера, или опозорение в печати, известна уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете, но отличающееся от неё двумя признаками: а) диффамация есть оглашение каких-либо позорящих фактов в печати, тогда как клевета может быть совершена как в печати, так и на словах (публично) или в письме; б) в диффамации преступный момент заключается в самом оглашении в печати позорящих сведений, независимо от их правильности, клевета же всегда рассматривается как сообщение заведомо ложных сведений.

3. Самооговор и оговор других лиц. Самооговор – это признание подследственным вины в совершении уголовно наказуемого деяния, которое в действительности им не совершалось.

Различают следующие виды самооговора:

а) простой самооговор (признание только своей вины) и сложный самооговор (признание своей вины и вины других лиц);

б) полный самооговор (при абсолютной непричастности заявителя к преступлению) и частичный самооговор (если причастность к преступлению в какой-то мере существует);

в) реальный самооговор (в отношении преступления, действительно кем-то совершенного, а также в самообвинении заявителя в преступлении более или менее тяжком, чем имело место) и нереальный самооговор (в отношении вымышленного преступления).

Причины самооговора: стремление избавить от наказания действительного виновника; из-за боязни огласки каких-либо компрометирующих сведений; из-за материальной выгоды; из-за стремления уклониться от ответственности за более тяжкое преступление; человек может заблуждаться, считая себя виновным; стремление получить от следователя какие-либо выгоды; из-за психических аномалий допрашиваемого лица, его душевной болезни и др.

Оговор – это показания, ложно изобличающие кого-либо в совершении преступления.

Оговор невиновных лиц может быть:

а) заведомо ложным и результатом непреднамеренного ложного сообщения; мотивами заведомо ложного оговора выступают многие из мотивов самооговора, а также месть, зависть, вражда и т.д.;

б) простым оговором (содержит обвинение одного лица в совершении одного преступления) и сложным оговором (содержит обвинение нескольких лиц в совершении одного или нескольких преступлений).

4. Ложное алиби. Алиби – это обстоятельство, исключающее пребывание подозреваемого (обвиняемого) лица на месте преступления в момент его совершения. Стратегией ложного алиби является фальсифицированное «смещение» виновным своего пребывания на месте преступления или пребывания на этом месте потерпевшего. Например, некто В. убил гражданина Г. в ссоре, зарыл его труп в свежевырытой могиле, а вещи убитого отнес на пляж и оставил среди вещей купающихся. Обнаружив вещи, сторож пляжа сообщил об этом в милицию, но уголовное дело своевременно возбуждено не было, так как посчитали, что гражданин Г. случайно утонул.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.