Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая сущность производства очной ставки




В соответствии со ст. 192 УПК РФ очная ставка – следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрашиваемых лиц по существенным для дела обстоятельствам, по поводу которых они дают противоречивые показания.

Обладая всеми чертами допроса, очная ставка весьма специфична не только в процессуально-тактическом, но и в психологическом отношении.

С точки зрения психологии очная ставка – это специфическое общение, которое развивается между несколькими лицами. Очная ставка, несомненно, является мощным средством психического воздействия, она часто играет роль переломного этапа в их дальнейшем поведении на предварительном следствии.

Готовясь к очной ставке следователь должен предусмотреть дополнительные меры профилактики возможной острой конфронтации, обеспечения условий максимальной детализации показаний участников очной ставки, а также меры использования специальных доказательств, которые будут воздействовать на недобросовестного участника, возможности внесения коррекции в намеченный план очной ставки и т.д.

При подготовке очной ставки следователь обращает внимание на интеллектуальные и волевые качества и свойства характера будущих ее участников, особенно тех лиц, которые дали правдивые показания, - их способность активно отстаивать истину, аргументировать свои утверждения, противостоять возможным нападкам и даже угрозам со стороны лица, уклоняющегося от дачи правдивых показаний. Учитываются также социальный статус, национальные, социально-культурные традиции той среды, к которой принадлежит допрашиваемый. Следователю необходимо психологически подготовить к очной ставке в первую очередь того свидетеля, правдивость которого нашла объективное подтверждение. Напомнить ему о его гражданском долге, общественной опасности расследуемого преступления, укрепить его волю и решимость разоблачить лжесвидетеля, не скрывая при этом его сложного процессуального положения.

Важно быть готовым к попыткам обвиняемого подавить волю сторого участника очной ставки, если известно, что обвиняемый по характеру агрессивен и стремиться к позиционному доминированию. Поэтому большое значение имеет выяснение особенностей поведения обвиняемого в межличностных отношениях – в семье, на работе, в кругу друзей, характера прежних отношений со вторым участником очной ставки. Здесь необходима система мер, блокирующих возможность различного воздействия. Необходимо категорически пресекать всевозможные угрозы, попытки внушающего воздействия, укреплять волевую позицию лица, дающего правдивые показания, усиливать его позицию предъявлением соответствующих доказательств, напоминанием ранее данных им показаний.

К моменту принятия решения о производстве очной ставки следователь уже обладает достаточно большим объемом информации по делу, и очной ставке чаще всего отводится роль катализатора в процессе побуждения недобросовестного участника судопроизводства к даче полных и правдивых показаний. Однако ее проведение может быть не связано с противодействием расследованию кого-либо из ее предполагаемых участников. Принимая решение о производстве очной ставки, следователь должен определить характер показаний ее будущих участников, опираясь на собранные по делу данные. Помимо констатации факта о наличии существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц, следователю необходимо проанализировать природу обнаруженных противоречий. Возможно, показания одного лица об обстоятельствах расследуемого преступления правдивы, а другого – лживы; дать ложные показания могли оба субъекта; наконец, наличие противоречий в показаниях может быть связано не с ложью, а с добросовестным заблуждением одного из допрашиваемых, забывшим определенные обстоятельства.

В этом случае в ходе очной ставки используются приемы и «живые» доказательства, способствующие оживлению ассоциаций в памяти.

Не стоит исключать возможность того, что накопленной к моменту проведения очной ставки информации окажется недостаточно для установления причин противоречий, но вопрос этот должен быть решен хотя бы предположительно, чтобы обеспечить целенаправленное производство следственного действия. В связи с этим трудно переоценить роль, которую может сыграть анализ невербального поведения потенциальных участников очной ставки в ходе ранее проводившихся следственных действий, отражающих их подлинное отношение к информации, интересующей следствие.

Отличительной особенностью очной ставки, как уже отмечалось, является возможность оказания ее участников сильного психического воздействия друг на друга. Речь идет о так называемом эффекте присутствия других людей (социальной ингибиции), при котором яркость, образность показаний одного из участников в сочетании с другими выразительными средствами воздействия (мимикой, жестикуляцией, голосовыми модуляциями) оказывает сильное психическое влияние на другого, максимально повышая уровень его эмоциональной напряженности в связи с возможностью изобличения во лжи, чувством страха за свои правдивые показания или чувством неловкости за допущенные неточности. С психологической точки зрения недобросовестному участнику процесса гораздо легче давать показания следователю один на один, поскольку, по его мнению, следователь не знает всех обстоятельств случившегося, чем повторять ложные утверждения в присутствии другого человека, знающего правду и изобличающего лжеца. Сила описываемого воздействия возрастает при активной позиции добросовестного участника очной ставки, его энергичном, эмоциональном и убедительном отстаивании своей правоты.

Решая вопрос о целесообразности производства очной ставки, определяя наилучший момент для ее проведения, учитывая личностные качества ее участников, следователь должен исходить из предположения, согласно которому (при прочих равных условиях) человек образованный и культурный оказывает большее воздействие на малограмотного, малокультурного человека, в то же время в меньшей степени испытывая это влияние; умный, высокоинтеллектуальный человек увереннее чувствует себя в обществе человека недалекого; решительный, настойчивый и самостоятельный человек оказывает сильное влияние на слабовольного; обладатель сильного типа темперамента, к примеру холерик, на очной ставке более активен, чем меланхолик. Степень возможного влияния на добросовестного допрашиваемого, оказываемого его оппонентом, должна прогнозироваться в любом случае. Поскольку процесс психического воздействия имеет двустороннюю направленность, постоянно сохраняется опасность деформации позиции, отстаиваемой добросовестным участником.

В начале очной ставки устанавливается, знают ли допрашиваемые друг друга и в каких отношениях она находятся. Далее им предлагается поочередно дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. Следователь задает допрашиваемым необходимые вопросы, направленные на установление истины, разрешает им задавать вопросы друг другу.

В первую очередь допрашивается лицо, дающее правдивые показания, во вторую – лицо, отрицающее эти утверждения. Показания допрашиваемых детализируются. При появлении признаков лжи, умолчания о существенных для следствия обстоятельствах следователь подчеркивает, что лишь содействие следствию может смягчить ответственность обвиняемого. Используется прием внезапного предъявления решающих доказательств, а также все ранее рассмотренные методы психического воздействия. Возможно проведение нескольких очных ставок между разными лицами.

Противоречия в показаниях снимаются от менн значимых к более значимым. Весьма эффективным средством является перемещение акцента с выяснения обстоятельства, составляющего основное, наиболее существенное противоречие в показаниях участников очной ставки, на значительно менее существенное, а может быть и такое, в отношении которого между ними вообще нет противоречия (поскольку, например, это обстоятельство не выяснялось ранее у одного из допрашиваемых).

На протяжении всей очной ставки подход следователя к ее участникам должен быть сугубо индивидуальным, основанным на всестороннем анализе личности каждого из них, анализе занимаемой ими позиции, линии поведения с учетом всех материалов уголовного дела. Это возможно на основе всесторонней оценки показаний каждого из них, убедительности приводимых ими доводов с помощью не только вербальных, но и невербальных средств общения (интонации, мимики, жестикуляции и пр.).

При проведении очной ставки между преступниками следователь в определенной степени рискует. Риск сводится к тому, что преступники могут использовать очную ставку или для углубления противоречий, или для еще большего запутывания следствия. Чтобы не допустить неконтролируемых визуальных контактов между ними, обмена различными сигналами с помощью различных жестов, лучше всего очную ставку проводить двум следователям, один их которых задает вопросы и оценивает реакцию допрашиваемых, поддерживает визуальный контакт с ними, а второй в основном протоколирует ход результата допроса.

Учитывая особенности невербальной коммуникации, нетрудно заметить, что степень негативного влияния одного участника очной ставки на другого может быть снижена за счет правильной пространственной организации общения во время следственного действия. Если данный фактор значим при производстве допроса, то при проведении очной ставки его важность возрастает. Прогнозируя развитие отношений между участниками очной ставки, следователь должен спланировать их размещение так, чтобы иметь возможность руководить ходом этого следственного действия, не упуская инициативы.

По мнению криминалистов Я.В. Комисаровой и В.В. Волкова, если очная ставка проводится по ходатайству обвиняемого либо в целях укрепления позиции допрашиваемого, давшего правдивые показания, когда велика вероятность отрицательного психического влияния на добросовестного участника со стороны оппонента, целесообразно разместить обоих допрашиваемых на стульях на некотором расстоянии друг от друга и в 2 – 2,5 м от следователя, лицом к нему (участник, дающий ложные показания, должен сдеть немного дальше от следователя). Рациональность выбора в обозначенной ситуации именно такого варианта пространственной организации очной ставки объясняется тем, что следователь, поддерживая с обоими допрашиваемыми визуальный контакт, имеет возможность, с одной стороны, контролировать их поведение, а с другой – демонстрировать добросовестному допрашиваемому свое одобрение и поддержку, тогда как допрашиваемый, дающий ложные показания, не в состоянии оказать на своего оппонента психического воздействия с использованием невербальных средств общения (мимики, жестикуляции и т.д.), т.к. находится не в поле зрения последнего.

Использование доказательств во время очной ставки предполагает поэтапный порядок разрешения противоречий с предоставлением первоочередной возможности давать показания правдивому участнику. Для разоблачения ложных показаний доказательства чаще всего предъявляются последовательно – от менее веских к более значимым.

Изобличительная сила очной ставки выражается прежде всего в непосредственном впечатлении, которое оказывает живая речь одного ее участника на другого. Показания, произнесенные непосредственно в присутствии изобличаемого, более впечатляют, чем те же показания, оглашенные следователем. Кроме того, устный рассказ на очной ставке обычно дополняется деталями, интонационными и экспрессивными оттенками, которые придают ему убедительность. Впечатление живой речи тем выше, чем она последовательнее и логичнее, чем решительнее и увереннее лицо, которое ее произносит.

 

10.6. Психология опознания

В психологическом аспекте опознание (ст. 193 УПК РФ) – это следственное действие, состоящее из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие наблюдали соответствующее лицо или предмет и о приметах и особенностях, по которым они могут провести опознание) и стадии собственно опознания.

На подготовительной стадии в процессе допроса, предшествующего опознанию, следует учитывать самые различные психофизиологические особенности самого опознающего лица: его психическое состояние в момент восприятия события преступления, физические особенности ранее воспринимавшихся им людей или предметов.

Восприятие человеком других людей может быть как объективным, так и субъективным. Первое заключается в том, что человек, воспринимая других людей, предметы, отражает объективно существующую реальность. Субъективное восприятие зависит от множества личностных, психологических, физических качеств и состояний лица. Следует указать на некоторые из таких зависимостей. Оценка и описание признаков другого человека в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями самих опознающих. Так, замечено, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственная практика знает немало случаев, когда потерпевший (свидетель) низкого роста называл преступника «высоким» или даже «очень высоким», в то время как это не соответствовало действительности. Молодые люди в большинстве случаев преувеличивают в своих показаниях возраст людей, которые значительно старше их, могут при этом назвать 40-45 летнего человека «старым». Напротив, пожилые люди зачастую имеют тенденцию к недооценке возраста всех людей, которые моложе их. В показаниях таких лиц субъекты 30-40 лет именуются «молодыми людьми». Вообще говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он, по наблюдениям психологов, по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается установлению. Возрастные черты менее определенны: чем моложе человек, тем выше точность определения возраста. Например, известно, что наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Человек может выглядеть старше или моложе в зависимости от ряда обстоятельств. Так, очки, одежда устарелых фасонов и темной расцветки, неблагоприятное физическое состояние, плохое настроение, как известно, приводят к тому, что человек выглядит старше своих лет.

При оценке признаков внешности, свойств предмета немалое значение имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети, подростки могут плохо представлять возраст взрослых людей, недостаточно знать признаки одежды, не разбираться в наименованиях цвета, не уметь определять размеры, расстояние. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику признаков одежды наблюдаемого человека; художник – определить черты внешности; механик, водитель, автолюбитель – модель, тип, особенности автомашины и т.д.

При описании ранее воспринимавшейся личности за основу берутся не все, а совокупность отдельных, так называемых опорных признаков. К ним могут быть отнесены рост, возраст, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике, как показывают исследования психологов, наблюдатель обычно фиксирует форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз. Известно, что наибольшую информацию для криминалистических целей могут дать те свидетели (потерпевшие), которые умеют запоминать, выделять особые приметы наблюдаемого человека. К сожалению, такая способность встречается (если судить на основе экспериментальных данных) сравнительно редко.

Жизненный опыт, равно как и многочисленные психологические наблюдения, показывает, что одними из наиболее надежных признаков, по которым мы узнаем людей, являются особенности их голоса и речи. В то же время известно, что подавляющее большинство людей испытывают особые затруднения при описании голоса и речи. Поэтому в процессе допроса целесообразно разъяснять опознающему содержание основных признаков, характеризующих голос и речь человека. Во многих случаях, чтобы достичь полного понимания указанных признаков, желательно предложить опознающему прослушать запись речи различных (не относящихся к данному делу) людей. То же самое следует сказать и об описании на допросе, предшествующем опознанию, наиболее характерных жестов, мимики, походки. Можно рекомендовать постоянно пользоваться различными справочниками, таблицами, иллюстрациями, диапозитивами, рисунками, фотоснимками, характеризующими признаки и особенности людей, животных, предметов, которые могут стать объектами опознания. При этом полезно не просто демонстрировать их опознающему, а объяснять терминологию разнообразных признаков и свойств.

В процессе допроса и последующего опознания следственным и судебным работникам довольно часто приходится встречаться с весьма любопытным психологическим феноменом: описание ранее виденного человека (предмета) значительно сложнее, чем его последующее узнавание. Чтобы убедиться в наличии такого психологического феномена, достаточно попробовать описать письменно или даже устно признаки любого хорошо знакомого человека. Указанное обстоятельство объясняет встречающуюся в материалах уголовных дел неполноту, фрагментарность признаков опознаваемых людей и предметов в протоколах допросов и опознаний. Нельзя при этом также не учитывать, что многие признаки людей и предметов почти не поддаются словесному описанию.

Констатация указанного психологического феномена требует от следователя не спешить с выводами относительно возможности узнавания свидетелями (потерпевшими) только на основе тех признаков, которые они смогли назвать на допросе, предшествующему опознанию. Нередко, не сумев на допросе указать каких-либо особых примет преступника, назвав два-три самых общих признака его внешности, потерпевшие (свидетели) уверенно узнают его при проведении опознания. Вот почему не только с позиций закона, но и с учетом психологических рекомендаций недопустим всякий отказ от проведения опознания, если свидетели (потерпевшие) затрудняются сколько-нибудь подробно описать признаки ранее воспринимавшегося человека или предмета.

Для правильной оценки проводимого опознания важно знать механизм узнавания. Психологи различают два основных вида узнавания: 1) симультанное (синтетическое) и 2) сукцессивное (аналитическое). Первое – это узнавание сразу, одномоментно, когда происходит мгновенное совпадение образов человека (предмета), находящихся в памяти узнающего и наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. Второе – происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, находящихся в памяти и воспринимаемых при опознании. Хотя, на первый взгляд, сукцессивное узнавание, в основе которого лежит мыслительный процесс анализа, синтеза, кажется более надежным, однако многочисленные наблюдения и практические данные опровергают это. В действительности более надежным является именно симультанное (синтетическое) узнавание.

Существенное значение в психологическом плане является организация подготовки к опознанию и его проведение. Несмотря на наличие серьезных процессуальных правил и криминалистических рекомендаций по подготовке и проведению опознания нужно учитывать и некоторые психологические моменты.

Важно избегать тенденциозного, заранее ориентированного восприятия опознающими предъявляемых им людей, предметов. Справедливо в этой связи отмечает В.Л.Васильев: «Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому (например, наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание), могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков в ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т.п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в КПЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании». Очевидно, что в данном случае подозреваемого следует предъявлять одновременно с другими лицами, также задержанными. В процессе проведения опознания необходимо наблюдать за особенностями поведения как опознаваемого, так и опознающего. Наблюдая за поведением опознаваемого, можно обнаружить признаки, указывающие на его страх быть узнанным, попытки затруднить опознание, эмоциональное напряжение, вызванное самим моментом узнавания. Указанные признаки имеют оперативно-тактическое, а в некоторых случаях и доказательственное значение. Следует иметь в виду, что опознание по своей психологической природе высокоэмоциональное действие, как правило, приводящее преступника в состояние сильнейшей психической напряженности. Поэтому в случае успешного опознания, узнавания подозреваемого потерпевшими и свидетелями очень полезно сразу же после окончания этого следственного действия допросить опознанного. Анализ следственной практики показывает, что во многих подобных случаях преступники начинают давать правдивые показания.

Наблюдение за особенностями поведения опознающего позволяет решать следующие задачи:

1. Определить, насколько уверенно лицо опознает. При этом имеет значение оценка словесного выражения узнавания (например, «уверенно узнаю», «сразу узнал», «кажется, что это он» и т.п.). Целесообразно с этих же позиций оценивать жесты, мимику, движения опознающего.

2. В некоторых случаях, наблюдая за поведением опознающих, можно выявить признаки, указывающие на умышленное нежелание опознать преступника, предъявляемый предмет. В таких случаях следователю предстоит нейтрализовать причины подобного поведения опознающих.

С целью предотвращения ложных опознаний подозреваемых следует при подборе ряда людей:

– ставить в один ряд с подозреваемым людей внешне достаточно похожих на него, а не резко отличающихся (по внешности, одежде);

– предложить подозреваемому или лицу, предъявляемому для опознания, занять любое место среди других предъявляемых лиц;

– можно предложить опознающим лицам (например, свидетелям «пустой» ряд, без лица, которое опознается и отсеять тех свидетелей, кто совершает ложное опознание); те, кто не дает такой ошибки, окажутся более точными, когда будут рассматривать ряд лиц с подозреваемым (свидетели, склонны выбирать тех, кто больше похож на преступника) – предложить свидетелям отвечать «да» или «нет» на последовательное предъявление ряда с подозреваемым.

 

10.7. Психологические особенности проверки показаний на месте

В целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, показания, ранее данные подозреваемым или обвиняемым, а также потерпевшим или свидетелем, могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием (ч.1 ст. 194 УПФ РФ). Это эффективное средство актуализации их памяти, которое сопряжено с психическими процессами воспоминания, узнавания, описания и сравнения. Вместе с тем цель воспроизведения показаний – получить дополнительные сведения об уже полученном в ходе допроса. Результаты данного процессуального действия могут свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности проверяемого лица, позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником данного события. Данное следственное действие является одним из средств разоблачения ложных показаний.

Проверка показаний проводится только на том месте, на котором произошло исследуемое событие, измененная обстановка реконструируется – максимально приближается к первоначальной, в демонстрационных действиях используется только те орудия (и их муляжи), которые использовались в проверяемом событии. Изменившиеся и неподдающиеся восстановлению условия учитываются как обстоятельства, снижающие достоверность полученных результатов.

При подготовке к данному следственному действию определяются те обстоятельства, которые подлежат проверки, уточнению и детализации; вопросы, подлежащие выяснению. Кроме того, следователю важно убедиться, что лицо, чьи показания будут проверяться, готово и желает участвовать в проверке.

По прибытии на место лицо, чьи показания проверяются, свободно излагает соответствующие обстоятельства, связанные с расследуемым событием. При этом выясняется, по каким приметам оно выбирает маршрут непосредственно к месту события и узнает место события. При необходимости проверяемое лицо демонстрирует действия, совершенные им во время осуществления события, показывает все предметы, вовлеченные в происходящее, указывает все места, где могли остаться следы и иные вещественные доказательства. Этому лицу задаются необходимые уточняющие и детализирующие вопросы, а также вопросы, направленные на активизацию его воспроизводящей деятельности.

В психологическом отношении проверка показаний на месте сопряжена с психическим процессом узнавания: ранее сформированный образ здесь сопоставляется с образами текущего восприятия. При этом может происходить узнавание по существенным и несущественным признакам. Возможны и ложные узнавания, добросовестное заблуждение. В крайне утомленном, психически напряженном состоянии проверяемое лицо может испытывать иллюзию повторного видения тех обстоятельств, которые в действительности воспринимаются впервые.

Многие не обладают развитой пространственной (топографической) ориентацией. Их ориентационные затруднения не могут быть истолкованы как несоответствие их показаний действительности. При этом учитываются такие особенности восприятия, как апперцепция, избирательная направленность, константность и аконстантность. Узнавание местности и обстановки затрудняется в различных ракурсах их восприятия, в условиях измененного освещения и особенно при выгодных изменениях. Однако неузнавание объектов с четко выраженными опознавательными признаками должно вызвать сомнения в правдивости показаний. Особенно отчетливо должны запомниться объекты различных действий, последовательность их использования, обстоятельства, затруднявшие достижение определенных целей, обстоятельства, связанные с началом или окончанием действий, передвижение, поворотные пункты маршрута движения – все, что выступало в качестве опорных пунктов восприятия и запоминания.

Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя организаторской способности. Он должен одновременно руководить значительной группой людей (специалисты, конвой, понятые), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также фиксировать всю собранную информацию.

Примером того, как анализ поведения лица в ходе проверки показаний на месте способствует выявлению его осведомленности о деталях совершенного преступления, может служить описанный ниже известный случай из следственной практики.

При допросе Янова, подозревавшегося в убийстве жены, от него было получено согласие указать место захоронения ее трупа. О том, что труп еще не найден, Янову известно не было. В ходе проверки показаний Янов уверенно шел по лесу и вывел участников следственного действия прямо к засыпанной наполовину траншее. Остановившись у траншеи, Янов в замешательстве взглянул на следователя: траншея была завалена льдом и снегом, было очевидно, что труп там не искали. Осознав, видимо, что труп его жены не был найден и признался он преждевременно, Янов сумел быстро справиться с волнением. Взяв себя в руки, он двинулся дальше, а через некоторое время, не глядя, ткнув в землю пальцем, сказал: «Вот здесь!». Было ясно, что Янов решил указать ложное место захоронения трупа жены, при этом следователь спокойно и уверенно заявил: «Вы говорите неправду. Покажите, где спрятан труп». Янов смутился и, потоптавшись в нерешительности, вернулся назад, указав истинное место, где он закопал труп.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы психологические особенности осмотра места происшествия?

2. Какие психологические факторы влияют на эффективность осмотра места происшествия?

3. Каковы психологические особенности следственного эксперимента?

4. Каковы психологические особенности обыска? Какие психологические факторы способствуют успеху обыска?

5. Назовите психологические особенности стадий допроса.

6. Дайте определение понятия «психологический контакт». Назовите и раскройте стадии психологического контакта, исходя из модели делового общения.

7. Назовите основные приемы установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым, дайте им краткую характеристику.

8. Что представляет собой ложь с психологической точки зрения? Какие виды лжесвидетельства встречаются в следственной практике?

9. Перечислите основные психологические приемы и методы разоблачения лжи, кратко охарактеризуйте их.

10. Дайте определение понятия «психическое воздействие», определите его основные признаки, функции, принципы применения. Назовите критерии правомерности и допустимости применения психического воздействия сотрудниками правоохранительной деятельности.

11. Какие методы психического воздействия на личность в уголовном процессе вы знаете? Раскройте их психологическое содержание.

12. Каковы психологические особенности очной ставки?

13. Каковы психологические аспекты опознания? Какие факторы влияют на процесс восприятия при опознании?

14. Каковы психологические особенности проверки показаний на месте?

 

Т е м а 11. Психологические особенности судопроизводства

 

Судебная деятельность как процесс реализации правосудия по уголовным и гражданским делам наполнена глубоким психологическим содержанием. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, действуют основополагающие принципы судопроизводства (гласность, коллегиальность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства, неизменность состава суда и состязательный характер процесса познания по делу, независимость судей с подчинением их только закону, принятие группового решения суда присяжных), а с другой – влияет обстановка в зале судебного заседания, сама процедура исследования доказательств и вынесения приговора (тактика допроса, изучение вещественных доказательств, материалов экспертиз, судебные прения и пр.). Все это активно влияет как на раскрытие индивидуально психологических особенностей всех участников судебного процесса (судьи, прокурора, защитника, потерпевшего, свидетелей, подсудимого, судебной аудитории), так и на проявление специфических социально-психологических феноменов, связанных с закономерностями межличностного и группового взаимодействия людей.

Деятельность по осуществлению правосудия с психологической стороны имеет много общих черт и компонентов с деятельностью следователя и вместе с тем весьма специфична. Она не похожа на другие виды юридического труда, а сочетание компонентов имеет особый характер.

Судебной деятельности присущи следующие психологические компоненты:

1. Познавательный компонент – получение доказательственного материала для вынесения приговора. Материалы предварительного следствия дают суду готовую модель исследуемого события, однако она должна восприниматься только как вероятная истина, каждый отдельный элемент которой подлежит проверке и исследованию. Познавательная деятельность судьи должна быть направлена на изучение не только доказательственных фактов, но и источников их происхождения, что заставляет углубленно изучать личностные и поведенческо-психологические особенности подсудимых, свидетелей, потерпевших и других лиц. Эта деятельность постоянно усложняется из-за необходимости принятия частных решений по той или иной совокупности фактов. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности судьи.

2. Поисковый компонент судебной деятельности – это истребование новых документов, вызов свидетелей, не допрошенных на предварительном следствии и т. д. Только подвергнув сомнению версию предварительно следствия, суд может установить истину. Наличие исходной модели события в материалах предварительного расследования создает возможность осуществления поисковой деятельности суда по четкому, заранее определенному плану. В результате изучения уже собранных данных вновь планируется порядок анализа и синтеза отдельных элементов фактов, выдвигаются и разрабатываются возможные версии, другие возможные модели того же события, действия. Обязательно построение версий о личности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенного поведения, действия и т. д.

3. Коммуникативный компонент – это построение правильных взаимоотношений с участниками судебного разбирательства, аудиторией, которые необходимо строго регулировать, направлять в единое русло в целях установления истины. Судье необходимо создавать убеждение в своей правоте в процессе решения сложных дел и судьбы людей. Главное в его коммуникативной деятельности – умение своим видом показать желание досконально разобраться во всех обстоятельствах дела. Именно это внушает уважение к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов.

4. Воспитательный компонент – это исправление преступников, воспитание граждан в духе уважения к самому процессу осуществления правосудия, соблюдения законов и нравственных норм поведения. Основой эффективного воспитательного воздействия норм уголовного закона и конкретных актов его применения является справедливость.

5. Конструктивный компонент судебной деятельности – принятие решений по возникающим спорным вопросам, вынесение приговора, определение меры наказания виновному, решение вопросов, связанных с порядком отбывания наказания. Особенность данной деятельности заключается в том, что суд может принять окончательное решение с учетом фактов, обстоятельств, не закрепляемых удостоверительной деятельностью (принятие во внимание поведения подсудимого в зале суда, глубины и искренности раскаяния в содеянном). Для успешного осуществления конструктивной деятельности судом создаются специальные условия: коллегиальное принятие решения, обеспечение невмешательства в принятие решения, законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, требование непрерывности рассмотрения дела.

6. Удостоверительный компонент – приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и т. д.

Успешное выполнение перечисленных видов деятельности зависит от личностных качеств судьи.

Одной из главных характеристик личности судьи является его профессиональная направленность, включающая совокупность этических, интеллектуальных, характерологических и психофизиологических качеств, выраженных в осознании профессионального долга; уровне профессионального мастерства; творческом подходе к отправлению судейских функций; нетерпимости к нарушению требований законности; стремлении к принятию самостоятельного, свободного от посторонних воздействий решения в соответствии с собранными доказательствами и по своему убеждению.

Полноте, объективности и всесторонности исследования обстоятельств уголовного дела, постановлению законного и обоснованного приговора способствуют такие качества судьи, как честность, справедливость, принципиальность и объективность. Из других личностных свойств, необходимых судье, следует отметить терпеливость, скромность, рассудительность, уважение к закону, эрудицию, высокий уровень культуры. Эти, а также указанные выше свойства являются определяющими в структуре личности судьи. Они не только обуславливают успешное осуществление судейских обязанностей и разрешение каждого уголовного дела в соответствии с требованиями закона, но и способствуют формированию судейского убеждения, свободного от посторонних действий.

Специфичность деятельности и общения в суде приводит к необходимости выработки судьей специфических коммуникативных свойств. Поведение и облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, а у всех присутствующих создавалось убеждение в его правоте, умении решать сложные дела.

Судебная деятельность изобилует эмоциями, главным образом отрицательными. Но судья как профессионал не должен внешне проявлять свои чувства. Он обязан, будучи внутренне эмоциональным, в своем внешнем поведении при восприятии фактов, обстоятельств оставаться бесстрастным. Умение управлять своими чувствами требует от судьи развитых волевых качеств – выдержки, хладнокровия, самообладания.

Рассмотрение уголовного дела обязывает судью проявлять и такие волевые качества, как решительность, уверенность, которые должны способствовать преодолению имеющихся у него сомнений, колебаний, четкому осуществлению конструктивной деятельности с тем, чтобы в каждом конкретном случае, независимо от сложности ситуации, было принято правильное решение, вынесен обоснованный приговор.

Практика свидетельствует, что в ходе профессиональной деятельности у судей может развиваться профессиональная деформация, что отрицательно сказывается на результатах их работы. К отрицательным качествам, составляющим основу профессиональной деформации, относятся недоверие к людям, подозрительность, безответственность, грубость, самоуверенность, раздражительность и т. д. Эти качества часто проявляются в косном стереотипе как одном из обобщенных выражений профессиональной деформации. Косный стереотип означает, что при недостаточном идейно-политическом развитии, низком культурном и нравственном уровне, ограниченных профессиональных знаниях судьи на адекватность его оценок воздействуют укоренившиеся суждения и шаблоны, которые мешают правильному восприятию доказательственной информации, сказываются на объективности судейского убеждения и обуславливают субъективизм в выводах. Косный стереотип в психологическом плане проявляется в том, что у судьи формируется мнение в безусловной правильности только его оценок и нежелание соотносить свое решение с конкретной ситуацией, возникшей по уголовному делу.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает психология судебного разбирательства?

2. Какова психологическая структура судебной деятельности?

3. Раскройте сущность познавательного, поискового и конструктивного компонентов судебной деятельности.

4. В чем проявляется особенность удостоверительного компонента судебной деятельности?

5. Раскройте сущность коммуникативного и воспитательного компонентов судебной деятельности.

6. Назовите профессионально значимые качества личности судьи.

 

Список используемой литературы

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция»/И.И. Аминов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.

4. Антонян Ю. М., Гульдан В. В., Кудрявцев В. Н. и др. Криминальная мотивация. М.: Изд-во «Наука», 1986.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во «Наука», 1990.

6. Базаров Т. Ю. Психологические основы общения в специальной работе: Учебное пособие. М.: Домодедово, 1990.

7. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник. Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002.

8. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Изд-во «Новый век», 2000.

9. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 1998.

10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во «ЗНАНИЕ», 1976.

11. Виссак Х., Торве В. Пособие по профессиональному общению юристов. Таллин, 1986.

12. Волков В. Н., Янаев С. И. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001.

13. Гаврилова Н. И. Ошибки в свидетельских показаниях (происхождение, выявление, устранение). М.: Изд-во МОУ, 1983.

14. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 2005.

15. Гончаренко В. И., Сокиран Ф. М. Психологическое воздействие в целях получения объективной информации при допросе // Криминалистика и судебная экспертиза. М., 1990. Вып. 41.

16. Димитров А.В. Юридическая психология: Краткий курс. М.: ИД «Камерон», 2006.

17. Енгалычев В. Ф. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

18. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

19. Забрянский Г. И. Механизм формирования преступных групп. М.; Изд-во МГУ, 1990.

20. Зинатуллин З.З. Уголовно-процессуальное принуждение и его эффективность (Вопросы теории и практики). Казань: Изд-во Казанского университета, 1981.

21. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1993.

22. Зорин Г. А. Руководство по тактике допроса: Учеб.-практ. пособие. М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2001.

23. Игошев К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.

24. Ильиченко Ю. И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 1978.

25. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.

26. Кивайко В.Н. Юридическая психология: учебное пособие/В.Н. Кивайко. Минск: ТетраСистемс, 2008.

27. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Изд-во МГУ, 1983.

28. Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976.

29. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1980.

30. Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних: Информационно-методическое письмо. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1971.

31. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций/В.Г. Крысько. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006.

32. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1988.

33. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

34. Курбатов В. И. Юридическая психология: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

35. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6.

36. Лисовцева В. М. Судебно-психологическая экспертиза потерпевшего: Учеб. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.

37. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1977.

38. Маклаков А.. Г. Общая психология: Учебник для вызов. СПб.: Питер, 2007.

39. Мариновская И. Д., Тихомиров С. Н. Юридическая психология: Учеб. пособие. М.: Дело, 2005.

40. Мельник В. В., Цыцарев С. В., Яковлев Я. М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987.

41. Механизм преступного поведения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Изд-во «Юристъ», 1981.

42. Миньковский Г. М. Проблемы повышения борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998.

43. Общая психология: Учебник для вузов. Саратов: Научная книга, 2003.

44. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижение. Расширенная версия. М.: Эксмо, 2008.

45. Платонов К. К. Структура и формирование личности. М.: Изд-во «Просвещение», 1986.

46. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001.

47. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

48. Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во «Наука», 1981.

49. Психология для юристов: Учебник / И. И. Аминов и др. М.: Омега-Л, 2005.

50. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

51. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

52. Пушков В. Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике // Психологический журнал. 1997. №1. Т.18.

53. Ратинов А. Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М.: Наука, 1970.

54. Ратинов А. Р., Адамов Ю. П. Лжесвидетельство (происхождение, предотвращение и разоблачение ложных показаний). М.: Изд-во МГУ, 1976.

55. Ревин В. П. Развитие организованной преступности в России и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ней. М.: Изд-во МГУ, 1999.

56. Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004.

57. Романов В. В. Аффект // Домашний адвокат. 1996. №4.

58. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

59. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Изд-во МГУ, 1982.

60. Сердюк Л. В. Психическое насилие как предмет уголовно-правовой оценки следователем: Учебное пособие. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1981.

61. Ситковская О. Д. Аффект: криминально-психологическое исследование. М.:ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2001.

62. Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. М.: Изд-во «НОРМА», 1998.

63. Ситковская О. Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Методическое пособие. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1983.

64. Ситковская О. Д., Конышева Л. П. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном процессе. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2001.

65. Ситковская О. Д., Конышева Л. П., Коченов М. М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2000.

66. Соловьев А. Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002.

67. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебник для вузов. Ростов/н/Д.: Феникс, 2001.

68. Хайдуков Н. П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. Саратов: Изд-во СЮИ им. Курского, 1984.

69. Цветков В.Л. Психология оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

70. Цветков В.Л. Юридическая психология в схемах и комментариях. М.: Издательство «Щит-М», 2007.

71. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2004.

72. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

73. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Зеркало», 2000.

74. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.

75. Юдина Е. В. Юридическая психология: учебное пособие / Е. В. Юдина. Ростов/н/Д.: Феникс, 2007.

76. Юдина Е.В. Юридическая психология: учебное пособие/Е.В. Юдина. Ростов н/Д.: «Феникс», 2007.

77. Южанинова А.Л. Сознание, бессознательное и групповая терапия психодинамической ориентации. Саратов: Изд-во «Стило», 2000.

78. Южанинова А.Л. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда. Саратов, 2000. Ч.1.

79. Южанинова А.Л. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. Саратов, 2002. Часть 2. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

80. Южанинова А.Л. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. Саратов, 2005. Ч.3: Сделки с пороками воли.

 

Оглавление

Предисловие …………………………………………………………………………..3

 

Тема 1. Общетеоретические основы

юридической психологии …………………………………………………………....4

1.1. Понятие, предмет, задачи и структура юридической психологии..…..…..…...4

1.2. Методологические принципы юридической психологии………………………8

1.3. Методы юридической психологии……………………………………………….9

1.4. Место юридической психологии в системе научных знаний…………………16

1.5. История развития юридической психологии…………………………………..17

Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………..21

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.