Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология воспитания 2 страница




 

  Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Учителя отличает ориентация на процесс обучения. Объяснение такой учитель строит логично, интересно, однако часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса обращается к большому числу учеников, в основном – сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, не дает им договорить. В деятельности недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС) Учитель ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокую оперативность, у него некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Учитель поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Учитель ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, однако не всегда способен обеспечить высокий темп работы, редко практикует коллективные обсуждения. Учитель меньше говорит сам, давая возможность отвечающим детально оформить ответ.  
Рассуждающе-методичный стиль (РМС) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов пед. деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса обращается к небольшому количеству учеников, давая много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для такого учителя характерна рефлекcивность.

 

60. Установите соответствие сторонам общения:

Коммуникативная сторона обмен информацией между общающимися;
Перцептивная сторона восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопо­нимания;
Интерактивная сторона организация взаимодействия;

 

61. Установите соответствие компонентов педагогического общения:

Когнитивный компонент Знаниеобщих закономерностей общения, структуры общения, методик исследования общения и межличностных отношений.
Регулятивный компонент Умение передавать информацию, используя коммуникативные средства, методы и приемы организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности.
Аффективный компонент Эмоциональное состояние,характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.
Духовный компонент Сплавинтеллектуальных способностей и духовного состояния учителя, который в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием.

62. Установите соответствие функций педагогического общения:

Познавательная функция функция общения, обозначающая объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях;
Эмотивная функция функция общения, представляющая собой отношение говорящего к собеседнику;
Воспитывающая функуция функция общения, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;
Фасилитативная функция функция общения, направленная на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного;
Регулятивная функция функция общения, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;
Функция самоактуализации функция общения, производящая процесс актуализации своих возможностей.  

 

63. Установите соответствие психологических принципов организации личностного педагогического взаимодействия:

 

Принцип диалога Этот принцип связан с преобразованием позиций взрослого и ребенка в личностно-равноправные, в позиции со-учащихся, со-воспитывающихся, сотрудничающих людей.
Проблематизация педагогического взаи­модействия Этот принцип ведет к изменению ролей и функций взрослого и ребенка, учителя и учащегося в процессе воспитания и обучения. Взрослый актуализирует исследовательскую активность самого ученика, стимулирует его тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения ребенком нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач.
Принцип персонализации Этот принциппредполагает отказ от ролевых масок, адекватное включение в это взаимодействие чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
Индивидуализация педагогического взаимодействия Этот принцип означает выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного.

 

 

64. Установите соответствие «барьеров» в педагогическом общении с их содержанием (по И.А. Зимней):

Этно-социокультурная область затруднений область затруднений, связанная с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития;
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений область затруднений, обусловленная следующими причинами: семейным воспитанием, позицией в общности, ролью, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.п.
Возрастная область затруднений затруднения в общении с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учитель не учитывает возрастных особенностей учеников;
Область индивидуально-психологических затруднений затруднения как результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя, ученика и их принятие друг другом.
Педагогическая деятельность как область затруднений область затруднений, связанная с предметным содержанием и профессионально-педагогическими умениями, а также с особенностями учителя как субъекта деятельности;
Межличностные отношения как область затруднений область затруднений, влияющая на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя;

 

Приложение 1

Словарь основных понятий изучаемого курса

Вербальное научение — приобретение опыта (знаний, умений и навыков) посредством словесных разъяснений или зафиксированных в слове примеров (например, образцов сочинений по литературе).

 

Викарное научение – приобретение опыта (знаний, умений и навыков) в результате наблюдения и подражания образцам (например, выполнение физических упражнений после показа их тренером или учителем).

 

Воспитание – это процесс развития мотивационной сферы психики ребенка, процесс открытия его сознанию смыслов и мотивов человеческой деятельности, результатом чего является возникновение у него стремления к овладению ими (Бадмаев Б.Ц.). Принципы воспитания.

1. Ценностных ориентаций. Постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни – добру, истоне, красоте.

2. Принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и для своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.

3. Принятие ребенка как данности. Признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение к истории его жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть; признание ценности его личности, уважение к ней, независимо от успехов, развития, положения, способностей.

 

Воспитанность личности. Мы исходим из общетеоретического положения о том, что «воспитанность предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью получения награды или избежания наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков».

 

Гиперсоциальность — повышенная принципиальность, трудность компромиссов.

 

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность.

 

Действие – целенаправленный акт активности. Может быть внешним и внутренним, идеальным. Внешние действия направлены на материальное преобразование окружающего (изготовление поделки, пришивание пуговицы); к внутренним относятся: умственные (планирование, представление будущего результата, контроль за исполнением), словесные (рассказать, описать, поставить вопрос), мнемические (направленные на запоминание и воспроизведение) и др.

 

Деятельност ь – один из важнейших атрибутов бытия человека, связанны с целенаправленным изменением внешнего мира, самого себя (философский аспект); специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества (общенаучный аспект); активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности (общепсихологический аспект).

 

Доминантность, или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими.

 

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности.

 

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

 

Знание – адекватное отражение в сознании индивида общественно-исторического опыта в виде представлений, понятий и суждений, теорий.

 

Коммуникативные способности проявляются в умении уста­навливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю.Эти способности связаны с созданием официальных норм и правил поведения и характеризуют процесс взаимодействия учителя: с учениками, коллегами, администрацией, родителями и т.д. Коммуникативные способности проявляются в установлении и поддержании контактов с детьми, в правильном построении взаимоотношений с ними.

 

Конструктивные способности это способности проекти­ровать личность ребенка и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

 

Культурный резонанс – явление периодического, интенсивного присвоения объектов культуры субъектами образования в создаваемом едином смысловом образовательном пространстве.

 

Личностно-ориентированное образование – организация обучения и воспитания ребенка в соответствии с его личным опытом, возможностями, желаниями и потребностями. Цель такого образования – выработать у школьника ценностное отношение к получаемым знаниям и миру в целом.

 

Мотив – побуждение к действию, в основе которого лежит его осознаваемая причина, смысл – то, ради чего это действие совершается.

 

Навык – действие, в составе которого отдельные операции и их системы стали автоматизированными в результате упражнения (тренировки).

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального жизненного опыта.

 

Обучение представляет собой процесс взаимодействия двух деятельностей: учителя (преподавание) и учащихся (учение).

 

Организаторские способности способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания.

 

Педагогическая деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его духовное, интеллектуальное и деятельностное воздействие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

 

Педагогическая направленность – интегральная характеристика труда учителя, в которой выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности. В узком смысле это профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В широком смысле – система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к её утверждению в педагогической деятельности и общении.

 

Педагогическая рефлексия учителя развивается за счет самоанализа, основанного на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности. [ Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера].

 

Педагогические способности это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения.

 

Педагогический такт - качество, характеризующее меру педагогического воздействия, основанного на отношении к личности ребенка как главной ценности, зависящий от психологических характеристик личности учителя, его ориентации в приемах и средствах педагогического воздействия, а также духовные, нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

 

Педагогическое мышление формируется за счет овладения учителем системой средств и способов решения педагогических задач.

Педагогическое общение это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученическо­го коллектива. Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин и др.).

 

Педагогическое целеполагание обеспечивает возможность учителя определения по степени важности педагогических задач, перестраивания на уроке в зависимости от конкретных условий и ситуаций.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких.

 

Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других.

 

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Результатом педагогической деятельности как выполнения её основной цели является духовное, личностное, интеллектуальное развитие обучающегося.

 

Профессиональная компетентность учителя (по А.К. Марковой) предполагает такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников.

 

 

Профессиональное призвание влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценку своих профессиональных способностей.

 

Профессиональное развитие учителя – рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений на основе активного качественного преобразования учителем своего внутреннего мира, приводящего к принципиально новому способу жизни и деятельности.

 

Профессионально-педагогическое общение это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и за­дач педагогической деятельности и организующих, направля­ющих социально-психологическое взаимодействие педагога в воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

 

Психологическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагогов и родителей на детей с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу и оказание помощи в решении этих проблем.

 

Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Развитие:

· физическое – изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека;

· физиологическое – изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.;

· психическое – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации;

· социальное – постепенное вхождение человека в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив их и свои функции в них, человек становится членом общества;

· духовное – осмысление человека своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному, нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей.

· психическое – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации;

Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

 

Результатом педагогической деятельности как выполнения её основной цели является духовное, личностное, интеллектуальное развитие обучающегося.

Референтная группа – группа, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет данный человек.

 

Рефлексивность – способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями; умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку и общественный статус.

 

Рефлексия –мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера; осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности, с целью её совершенствования.

 

Смысл профессиональной деятельности – пристрастное, личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду, основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя.

Смысл профессиональной деятельности – пристрастное, личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду, основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя.

 

Соответствие психологических характеристик человека деятельности педагога (по И.А. Зимней): предрасположенность (пригодность), готовность и включаемость.

 

Стресс [понятие введено канадским физиологом Г. Селье в 1936 году] 1) «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье); 2) сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; 3) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действия стрессора.

 

Тревожность индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

 

Умение – освоенный индивидом способ выполнения действий, основанный на совокупности приобретенных знаний и навыков.

 

Усвоение – процесс воспроизведения индивидом общественно-исторически сформированных знаний, умений, навыков, способов поведения и превращения их в формы индивидуальной субъективной деятельности.

Учебная деятельность – один из видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач (частнопсихологический аспект).

 

Учение – это активность ребенка, специально направленная на усвоение знаний, формирование умений, навыков и на их основе развития личности.

Фрустрация психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

 

Эмоциональное отвержение – тип неправильного воспитания, при котором ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

 

Эмпатия способность понимать, сочувствовать и сопереживать другому человеку, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживание другого человека.


Приложение 2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.