Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация как система




Тестовые задания

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

 

1. Каковы различия между законами природы и законами общества иесть ли сходство между ними?

2. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?

3. Ш. Монтескье писал, что «народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Как называется такой тип понимания отношений общества и природы?

4. Каких философских взглядов придерживается историк, считающий, что деспотическая форма правления в России объясняется суровыми климатическими условиями и обширностью территории?

5. Как различаются понятия «природа», «географическая среда», «биосфера»?

6. Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения развития взаимодействия человека и техники?

7. Какие позитивные и негативные моменты вы можете выделить, говоря о влиянии технической цивилизации на жизнь людей?

8. Что изучают футурология и глобалистика?

9. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?

10. Каковы возможные сценарии обозримого будущего?

11. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма? Антропоцентризма от биоцетризма?

12. Ортега-и-Гассет писал, что «наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.

13. Каковы перспективы дальнейшего развития цивилизации с учетом многообразия культур?

(третий уровень понимания материала)

 

1. Чем вызван кризис современной цивилизации:

1) развитием науки;

2) отсутствием разумной стратегии развития общества;

3) дефектами социальной системы;

4) научно-техническим прогрессом.

 

2. Что такое «экологический императив»:

1) нравственный закон;

2) изучение глобальных моделей развития человечества;

3) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;

4) золотое правило нравственности.

3. Что означает термин «ноосфера»:

1) объединение человечества в единую мировую систему;

2) сфера господства разума;

3) система глобального моделирования окружающей среды;

4) глобализация общества.

 

4. Что означает термин «коэволюция»:

1) взаимодействие индивида и общества;

2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

3) современная теория эволюции;

4) синоним эволюционного подхода.

 

5. Что такое «Римский клуб»:

1) объединение футбольных болельщиков города Рима;

2) объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией;

3) объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;

4) объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу.

 

6. К глобальным проблемам относятся:

1) вырубка тропических лесов;

2) демографическая проблема;

3) экономическое неравенство;

4) истощение минеральных ресурсов.

 

7. Какие признаки характеризуют элитарную культуру:

1) ее произведения культуры являются «искусством для искусства»;

2) она ориентирована не на профессионала, а на потребителя;

3) ее произведения являются товаром;

4) конфессиональность.

 

8. Массовая культура – это:

1) культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;

2) культура, которая тиражируется с помощью СМИ;

3) культура вне национальных и социальных различий;

4) все вышеперечисленное.

 

9. Основные понятия, характеризующие современную культуру:

1) экранная культура;

2) постмодернизм;

3) массовая культура;

4) игровая культура.

 

10. Философ, автор «научно-технической утопии»:

1) Ж. Фурастье;

2) 3. Бжезинский;

3) А. Тойнби;

4) Н. Данилевский.

 

11. Назовите, кто из нижеперечисленных философов является автором теории массового общества и массовой культуры:

1)Х. Ортега-и-Гассет;

2) А. Тоффлер;

3) А. Печчеи;

4) Ж. Фурастье.

 

12. Кому из философов принадлежит термин «футурошок», характеризующий встречу с обществом будущего:

1) А. Тоффлер;

2) С. Хантингтон;

3) А. Тойнби;

4) 3. Бжезинский.

 

13. В чем проявляется процесс гуманизации образования:

1) в увеличении объема гуманитарных знаний;

2) в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении;

3) в отказе от идеологизации обучения;

4) в расширении количества гуманитарных дисциплин.

 

14. Что такое гуманитаризация образования:

1) увеличение объема гуманитарных знаний;

2) поворот к общечеловеческим ценностям в обучении;

3) отказ от идеологизации обучения;

4) расширение количества гуманитарных дисциплин.

 

15. Наиболее актуальными разделами современной философии являются:

1)онтология;

2)гносеология;

3) этика;

4)антропология.


Заключение

 

Итак, дорогие друзья, наше философское путешествие закончено. Оно не было легким: занятия философией требуют большого интеллектуального напряжения и самоотдачи. Надеемся, что вам в жизни еще не раз захочется обратиться к философии, которая, не предоставляя окончательных ответов, позволяет ставить вопросы, помогающие понять жизнь вокруг и себя самого. Напоследок, давайте вспомним высказывания людей, так любивших мудрость, – философов.

«Многознание уму не научает», – утверждал древнегреческий философ Гераклит. Предлагая вам разнообразные задания, вопросы и тесты, мы больше всего стремились к тому, чтобы вы почувствовали вкус к самостоятельному мышлению.

«Философияэто культура ума», – так рассуждал римский оратор Цицерон. Благодаря философии ваш разум научился свободно ориентироваться в мире теоретической мысли. Вы теперь знаете, что философские размышления пронизывают всю нашу повседневную жизнь, часто определяя судьбу не только отдельного человека, но и общества.

«Философияквинтэссенция эпохи», – считал немецкий философ Гегель, и мы хотели показать Вам, как современная философия пытается осмыслить те новые реалии, которые открыл перед человечеством только что закончившийся XX в., и те перспективы, которые обозначились в самом начале III тысячелетия.

Иммануил Кант сформулировал три философских вопроса.

♦ Что я могу знать?

♦ Что я должен делать?

♦ На что я могу надеяться?

Их задает себе не только профессиональный философ, но и каждый человек.

 


1 Кавелин К. Д. Наш умственный строй. – М., 1989. – С. 283.

2 Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. – С. 421.

 

1 Рассел Б. Мудрость Запада. – М., 1998. – С. 28.

1 Шлегель Ф. Эстетика. Критика. В 2 т. – Т. 2. – М, 1983. – С. 104–105.

 

1 Подробнее см.: Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. – М., 1997. – С. 4-29.

2 Челпанов Г. Введение в философию. – М., 1912. – С. 12.

 

1 Гегель Г. Философия Права. – М., 1990. – С. 55.

 

1 Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения // Материалисты Древней Греции. – М, 1955. – С. 163.

1 См. подробнее: Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2001. – С. 32.

 

1 Подробнее см.: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.X. Философия. – М., 1999. – С. 22–26.

 

1 Лосев А.Ф. История античной философии а конспективном изложении. – М., 1998. – С. 37.

1 Подробнее см.: Соколов В. В. Средневековая философия. – М., 1979. – С. 349.

 

1 Подробнее см.: Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2001. С. 87.

 

1 Лейбниц Г. Монадология // Соч. в 4 т. – М., 1982–1983. – Т. 1. – С. 418–419.

 

1 См.: Ламетри Ж. О. Сочинения. – М, 1983.

 

1 См.: Гольбах П. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1963. – Т. 1. – С. 237.

2 Дидро Д. Избранные философские произведения. – М., 1941. – С. 143–147.

1 См.: Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

 

1 Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Философия. – М., 1999. – С. 50–52.

1 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т. 1 – С. 99.

1 Подробнее см.: Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавринен-ко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – С. 164.

 

1 Подробнее см.: История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001. – С. 515.

2 См.: Там же. – С. 476.

3 См.: Там же. – С. 506.

1 Подробнее см.: История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. Минск, 2001. С. 407.

 

1 Подробнее см.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000. – С. 132–144.

2 Подробнее см.: Спиркин А. Г. Философия. – М., 1999. – С. 213–214.

3 Подробнее см.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000. – С. 178–186.

1 Подробнее см.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000 С. 158 168.

 

1 Подробнее см.: Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавринен-ко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – С. 232.

 

1 Зеньковский В. В. История русской философии. В 4 кн. – Л., 1991.

1 Зеньковский В. В. История русской философии. – Л., 1991. – С. 18.

 

1 См.: Философия / Под ред. В. В. Трушкова. – М., 2001. – С. 71.

2 См.: Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X..Фило­софия. – М, 1999. – С. 57.

1 Русская философия. Словарь / Под ред. М. А. Маслина. – М., 1995. С. 217.

 

1 Подробнее см.: Спиркин А. Г. Философия. – М., 1999. – С. 225–228.

2 Подробнее см.: Там же. – С. 222–223.

 

1 Немировская Л. 3. Философия Толстого. – М., 2000.

2 Подробнее см.: Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – С. 320.

 

1 См.: Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

1 Подробнее см.: История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001. – С. 667.

 

1 См.: Философия / Под ред. В. В. Трушкова. – М., 2001. – С. 77.

 

Понятие организации

Для удовлетворения потребностей общества, разных групп населения в материальных и духовных благах, в бытовых услугах, охране здоровья, воспитании детей, образовании общество создает специальные учреждения - организации.

Организации - органические ячейки общества и самая массовая форма объединенного труда. В них реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, ее технико-технологическая база и финансовые средства.

Организация - это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач.

Организации создаются для осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри них. С учетом этих целей выбираются форма и устройство организации.

В организацию входят ее участники, члены, работники. Организация - это не один человек. Это - общность людей. Причем, общность людей не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их.

Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь ее целей.

Возникает вопрос, почему человечество так часто прибегает к такой форме устройства, как организация? В чем ее преимущества?

Многовековой опыт людей указывает на важное достоинство организации, которое состоит в том, что, соединившись наилучшим образом, люди могут получить больший результат своей деятельности, чем действуя порознь.

В этом находит выражение так называемый "эффект организации", являющийся следствием возникновения при объединении людей прироста энергии. Источником дополнительной энергии является взаимодействие участников организации.

Наука об организации стала наукой, когда открылось, что одинакового результата в определенных условиях можно достичь путем применения нового оборудования и за счет лучшей организации. С тех пор главной задачей этой науки стал поиск способов наращивания дополнительной энергии как средства реализации организационного эффекта.

Понятие системы

Охарактеризованное выше понятие организации, в котором подчеркивается ее единство, целостность в определенной мере совпадает с часто применяющимся понятием системы. Следует выяснить, в чем эти понятия совпадают, в чем их различие.

Системой называется организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное, единое целое. Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами.

При такой трактовке системами являются:

· машины, собранные из множества деталей и узлов;

· человеческий организм, образуемый совокупностью клеток;

· предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, машины и т.д.

Рассмотрим такие термины, как "объекты", "свойства", "связи".

Объекты - это части или компоненты системы. Такая сложная система, как предприятие, включает в себя цехи и участки, станочный парк, коллективы людей и т.д.

Свойства - это качество параметров объектов, а качество - есть внешнее проявление того способа, с помощью которого получается знание об объекте или которым объект вводится в систему. Свойства позволяют описывать объект количественно, выражая его в единицах, имеющих определенную размерность.

Связь - это то, что соединяет объекты и свойства в единое целое. Без связей система не может работать, функционировать.

Классификация систем и их свойств

 

Системы могут быть физическими и абстрактными.

Физические системы состоят из изделий, оборудования, людей и т.п.

Абстрактные системы отличаются тем, что в них свойства объектов существуют только в уме исследователя, представляя собой символы.

Выделяются искусственные и естественные системы.

Искусственные системы - это системы, созданные человеком.

Естественные системы - это системы, существующие изначально, независимо от усилий человека.

Могут быть выделены технические, биологические и социальные системы.

Технические системы - это технические устройства (машины, приборы) или технологические процессы, основанные на применении тех или иных технических средств.

Биологические системы - организмы людей, животных и т.п.

Социальные системы - системы, объединяющие людей, в функционировании которых человек играет активную роль.

Системы обладают некоторыми свойствами.

· Большинство систем являются открытыми, т.е. обмениваются с окружающей их средой веществом, энергией, информацией.

· Многие системы обладают свойством адаптации, т.е. способностью реагировать на окружающие среды так, чтобы получать в результате благоприятные последствия для деятельности системы.

· Ряд систем обладает таким свойством, при котором часть из выходов (результатов поведения) системы вновь воздействует на вход системы с тем, чтобы вызвать последующие выходы. Такие системы называются системами с обратной связью (рис. 1).

 

Рис. 1. Система с обратной связью

 

Искусственным системам присущи и некоторые особые свойства: совместимость или гармония систем, способность к оптимизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.