Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. Уровни выраженности волевых качеств 0-19 Низкий 20-30 Средний 31-40 Высокий




Уровни выраженности волевых качеств

0-19 Низкий
20-30 Средний
31-40 Высокий

 

Целесообразно сравнить индивидуальные показатели уровня выраженности волевых качеств каждого испытуемо­го со среднегрупповыми показателями.

Шаг 3. Отчет по результатам исследования волевых качеств личности

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты иссле­дования уровня выраженности волевых качеств.

 

&

Бодалев А.А. Психология о личности.— М., 1988. (Способности: 25-37.)

Выготский Л.С. Собр. соч: В 6 т.— Т. 3.— М., 1983. (Проблема воли и ее развития в детском возрасте: 454—465.)

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.— М., 1988. (Способности: 234—256.)

Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школь­ников.— М., 1988. (Способности и одаренность: 53-72.)

Общая психология — М., 1986. (Способности 439-462)

Одаренные дети.— М., 1991. (Понятие одаренности: 15—42. Психологическая характеристика одаренных детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. II.— М., 1989 (Способности: 122—147. Воля: 182—211.)

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т.— Т. I.— М., 1985. (Способности и одаренность: 15—41.)

Хрестоматия по вниманию.— М., 1976. (Теория волевого внимания (Н.Н. Ланге): 107—144.)

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.— М., 1986. (Способности и личность: 4—32. Самооценка и способ­ности: 41—55.)

Экспериментальные исследования волевой активности.— Рязань, 1986. (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3—23.)

 

14. Тема "Мотивация" (2 часа)

1. Мотив и мотивация.

Диспозиционная и ситуационная детерминация поведения. Основные проблемы мотивационного объяснения поведения. Понятия мотивации и диспозиции. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека. Представление о сознательной и бессознательной мотивации.

2. Психологические теории мотивации.

История теоретических исследований мотивации. Развитие теорий мотивации до второй половины XIX в. Теория инстинктов у человека. Теория потребностей. Направления исследования мотивации в первой половине XX в. Когнитивные теории мотивации.

3. Мотивация и деятельность.

Понятие и теория каузальной атрибуции. Мотивация достижения успехов и избегания неудач. Индивидуальные различия в деятельности людей, ориентированных на успех и неудачу. Поведение людей с различной самооценкой способностей в случаях успехов и неудач. Мотивация достижения и тревожность. Мотивационное объяснение беспомощности.

4. Мотивация и личность.

Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации. Потребность в общении (аффилиация). Мотивация власти. Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях. Альтруизм, эмпатия и просоциальное поведение. Мотивация агрессивности и фрустрация.

?

1. Основные понятия из области психологических исследований мотивации.

2. Теории мотивации.

3. Психологические исследования мотивации достижения успехов.

4. Личностные корреляты мотивации.

G

1. Классификация человеческих потребностей

2. Современные когнитивные теории мотивации.

3. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие до­стижению успехов.

4. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.

1. Определите, что такое потребность.

2. Выделите основные структурные компоненты потребно­сти.

3. Как соотносятся потребности и мотивы?

4. Перечислите основные группы потребностей.

5. Сравните между собой биогенные и социогенные потреб­ности.

6. Какова структура потребностно-мотивационной сферы?

7. Что такое воля? В каких жизненных ситуациях происходит ее актуализация?

8. В чем состоит сущность волевого акта?

9. Охарактеризуйте основные внутренние действия (прие­мы) смыслообразования.

Задание 1. Напишите список известных потребностей и класси­фицируйте их.

Задание 2. Дайте психологическую характеристику 2—3 потреб­ностей, включив в нее предметное содержание, эмоциона­льную окраску, периодичность возникновения и способ удовлетворения.

Задание 3. Назовите потребности, которые сопровождаются сле­дующими эмоциональными переживаниями: голод, жаж­да, страх, удивление, чувство гордости, чувство превосход­ства, чувство унижения.

Задание 4. Разработайте несколько психологических ситуаций, ориентированных на актуализацию различных мотивов (ситуаций смыслообразования). Например, будущему педагогу полезно спроектировать мотивационно ориентирован­ные учебно-воспи­тательные воздействия.

Задание 5. Представьте как можно больше способов психологиче­ского воздействия для разрешения предложенных ситуа­ций с учетом максимально разнообразных потребностей и мотивов предполагаемого «объекта». Задание выполняется по следующей схеме: «Если он самолюбивый, то...».

1. Учитель готовится к открытому уроку. Как он может повлиять на недисциплинированного ученика, чтобы тот не испортил урок?

2. Ученик постоянно приходит с неподготовленными уроками. Какие способы педагогического воздействия мо­жет предпринять учитель?

Задание 6. Разработайте несколько психологических рекомендаций для работы с людьми с заданными типа­ми ведущей мотивации. В качестве ве­дущих можно использовать такие мотивы: власти, сла­вы, познавательные, эстетические, альтруистические, гедонистические, спортивные, коммуникативные, му­зыкальные и т. д.

Задание 7. Придумайте ситуации, которые способствуют возник­новению различных человеческих потребностей.

Задание 8. Методика исследования потребности в достижении

Ю.М.Орлов предложил исследовать особенности мотивации с помощью раз­работанного им личностного опросника «ПД» («Опросник изучения потребности в до­стижении).

Шаг 1. Инструкция.

Вам предлагается ответить «да» или «нет» на несколько вопросов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.