Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. 1. Понятия малой группы и коллектива




1. Понятия малой группы и коллектива.

Понятие малой группы, ее основные характеристики. Виды малых групп. Коллектив как малая группа высшего уровня социально-психологического раз­вития. Основные психологические характеристики коллектива. Процесс развития малой группы как коллектива. Коллектив как социально-специфическое понятие.

2. Феноменология малых групп.

Система понятий, описывающих положение индивида в группе. Величина, композиция, каналы коммуникаций, психологическая совместимость группы. Социальные нормы и ценностные ориентации в группе. Руководство и лидерство в группе. Стиль и теории лидерства.

3. Межличностные отношения в группах и коллективах.

Виды межличностных отношений в группе. Характер взаимоотношений в группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива. Динамика развития взаимоотношений в группе-диаде. Виды и характер типичных взаимоотношений в группе-триаде. Социометрическая методика и статическая картина взаимоотношений в группе.

4. Эффективность групповой деятельности.

Факторы эффективности групповой деятельности. Зависимость эффективности работы группы от ее структуры. Связь эффективной групповой работы с психологическими характеристиками группы. Система критериев и признаков эффективной групповой деятельности. Пути повышения эффективности групповой работы через вариации размера, каналов коммуникаций, форм организации совместной деятельности. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства и систему межличностных отношений. Основы оптимальной организации и проведения групповых дискуссий. Подготовка и проведение выборов органов самоуправления группой.

5. Положительное воздействие группы на индивида

Двойственность влияния группы на индивида. Основные факторы положительного влияния группы на индивида. Группа как источник положительных образцов для подражания. Группа как носитель духовных ценностей знаний умений и навыков. Группа как фактор способствующий росту самосознания индивида. Группа как средство получения положительных эмоциональных подкреплений.

6. Отрицательное влияние группы на личность

Влияние массы толпы людей на психологию и поведение индивида. Явление деиндивидуализации (обезличивания). Эксперимент С. Милгрэма, его интерпретация с позиций влияния группы на индивида. Группа и индивидуальная творческая деятельность. Явление конформизма. Унификация мнений и поступков людей под влиянием групповых норм.

7. Восприятие и понимание людьми друг друга

Жизненное значение правильного восприятия людьми друг друга. Имплицитная теория личности. Эффекты первичности (ореола) и новизны. Особенности и порядок восприятия информации о личности другого человека. Оценка эмоциональных состояний другого человека. Типичные формы межличностного восприятия. Факторы, способствующие и препятствующие правильному восприятию людьми друг друга.

8. Самочувствие личности в группе

Понятие психологического климата группы. Влияние группы на отношение человека к человеку. Группа и явление ситуационной тревожности. Межличностные внутригрупповые конфликты. Фрустрация и агрессия во внутригрупповых отношениях.

?

1. Понятия малой группы и коллектива

2. Социально-психологические явления в малых группах.

3. Межличностные отношения в малых группах.

4. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

5. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности

6. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии группы на индивида

7. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга

8. Психологические проявления самочувствия личности в группе

 

G

1. Психологическая характеристика развитого коллектива.

2. Феноменология лидерства.

3. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

4. Основные источники личностного развития индивида в группе

5. Социально психологическая интерпретация основных фактов, свидетельствующих об отрицательном влиянии группы на личность

6. Пути улучшения точности и правильности межличностного восприятия

7. Способы улучшения самочувствия личности в группе

 

1. Что представляет собой группа и какие виды групп Вы можете выделить?

2. Чем описывается статус личности в группе?

3. Каков путь развития группы?

4. В чем заключается позитивное воздействие группы на личность?

5. Чем можно объяснить негативное влияние группы на личность?

6. Что такое лидерство?

7. Каковы особенности межличностного восприятия?

8. Что такое психологический климат группы и каковы его особенности?

 

Задание 1. Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии

Данная методика применима как для начального озна­комления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в про­цессе совместного обучения или деятельности. Обязатель­ным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межлич­ностных отношений данной группы.

Важным моментом социометрического исследования яв­ляется тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.

Социометрический критерий должен удовлетворять об­щим требованиям, предъявляемым к формулировке вопро­сов в любом исследовании:

1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;

2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

3) вопрос должен указывать место, время и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

4) формулировка вопроса и его смысл должны учиты­вать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.

Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить груп­пу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.

Варианты социометрических критериев и соответствую­щие им вопросы:

1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответст венного задания?

2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Ва­шему мнению, может быть старостой?

3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если группа будет переформирована?

4. Эмоциональный критерий. К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту?

5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы?

Шаг 1. Инструкция

В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические кар­точки, куда вносятся и вопросы-критерии.

Заполнение социометрических карточек каждый участник производит самостоятельно. Участие в социометрическом ис­следовании носит анонимный и добровольный характер.

Результаты опроса полностью не сообщаются опрашива­емым. Следует помнить, что раскрытие всей системы нефор­мальных связей может привести к нежелательным измене­ниям в структуре взаимоотношений группы.

Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической карточки.

При заполнении социометрической матрицы следует помнить, выбор в первую очередь — 3 балла, во вторую — 2 балла, в третью — 1 балл.

№   Вопросы и задания   Фамилии членов группы и показатели оценки  
  С кем из членов группы Вы бы хотели провести свои канику­лы? Назовите в порядке пред­почтения   1.
2.
3.
 
  Кто из членов группы, по Ва­шему мнению, мог бы возгла­вить группу для выполнения ответственного задания? Назо­вите в порядке предпочтения   1.
2.
3.
 
  Если бы Вам представилась возможность переформиро­вать Вашу группу, то с кем Вы хотели бы остаться? Поставьте одну из следующих оценок: +2 — Безусловно хочу остаться с этим человеком в группе + 1 — Скорее хочу, чем не хочу, остаться с ним в группе 0 — Мне все равно, будет ли он со мной в одной группе -1 — Скорее не хочу, чем хочу, остаться с ним в группе -2 — Безусловно не хочу, чтобы он был в группе   1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
и т. д.
  Оцените Вашу группу по пя­тибалльной шкале (обведите в кружок соответствующий балл)   1 2 3 4 5



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.