Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период примерно с средины 14 в




Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период примерно с средины 14 в. (Итальянский гуманизм) до конца 16 века. Этот период характеризуется, прежде всего, созревшей потребностью в полном и радикальном изменении и обновлении всей общественной жизни. Причины этой потребности, прежде всего, сокрыты в самом процессе развития человеческого общества и человеческого разума. Они и сложны и многообразны.

По отношению к философии «возрождение», прежде всего, связано с борьбой против засилья схоластической философии и «возвращением теоретического духа греческого мышления». Хотя Бог не покидает философию полностью, тем более остается в мировоззрении людей, центральное место в философии Возрождения занимает человек. Бог остается творцом мира, началом всех вещей. Но человек есть центр этого мира. Он наделен от Бога свободной волей и сам определяет свою судьбу, сам решает, что ему делать и к чему стремиться. Иначе говоря, человек «творит» себя сам, постоянно совершенствуясь. И философия, рассматривающая этого человека, выступает как антропоцентрическая по направленности своей рефлексии.

Как и прежде, человек рассматривается в философии дуалистично: как единство биологического (тела) и духовного. Но «жизнь тела», красота тела перестают быть «греховными», мешающими «оковами» для души. Духовная жизнь, безусловно, важна, но и жизнь тела тоже самоценна. И не случайно в живописи, скульптуре этого периода подчеркивается физическая красота человека. Таким образом, человек рассматривается вновь, как и в античности, в гармонии души и тела, в гармонии с миром, природой.

Философия Возрождения утверждала веру человека в самого себя, то есть носила гуманистический характер. Преимуществом человека является не достижение бессмертия, как учили средневековая этика, философия и теология, а возможность достижения счастья и блаженства на основе рационального познания того, что является целью и смыслом существования рода человеческого вообще. Причем, человеческое поведение определяется отношением причин и следствий. Иначе говоря: человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен внешней объективной средой и собственной природой. Таким образом, проблема «воли человека» выходит на осмысление существующих объективных (не зависящих от самого человека) ограничителей этой воли. И если прежде таким ограничителем воли выступал Бог (точнее, необходимость следовать его заветам), то теперь философская рефлексия вновь встала на путь выявления иных, объективных причин, ограничивающих свободные действия человека в его взаимоотношениях и с миром природы, и с миром людей.

Поворот в представлениях о человеке в философии Возрождения осуществлялся прежде всего силами этики. И наиболее ярко новый, гуманистический идеал человека и его качеств рассмотрен Мишелем Монтенем в его «Опытах». Не отрицая прямо Бога, он подчеркивал, что Бог не должен быть предметом философской рефлексии в силу того, что он не познаваем. Бог есть лишь наличный принцип состояния бытия, но не имеет никакого отношения к делам человеческим и поведению людей. Человек вписан в естественный, природный порядок вещей – рождается, живет и умирает. Человек свободен в своем мышлении, независим и самостоятелен в своей деятельности. Но, будучи хозяином своих мыслей и дел, он становится и ответственным за них. Если он сумеет организовать свою жизнь, деятельность, быт, общение с окружающим на началах разума, справедливости, добра, если в замыслах и делах он будет слушаться природу, − эти начала естественным образом войдут в плоть коллективной жизни, изменят суть общества в целом. И даже если душа – от Бога, считает Монтень, это не освобождает человека от необходимости самому поработать над ней, сформировать ее строй, наполнить содержанием, критически осмыслить свой жизненный опыт и опыт других людей. Как бы не складывались обстоятельства, каждый ответственен за все, что с ним происходит в жизни, за свою судьбу. Ему надлежит строить ее сознательно, здраво, самостоятельно судить о событиях и явлениях действительности, человеческих идеях и поступках, понимать, где добро и где зло, где ложь и где правда.

Монтень убежден, что умение жить «по собственному разумению» и воле не дается с рождением. Это умение приобретается серьезными духовными усилиями, самовоспитанием, размышлением, общением с людьми, расширением знаний и кругозора. И человек эту работу должен выполнить сам, именно она является источником «всех богатств его духовной жизни».

Подводя итог, можно сказать, что эпоха Возрождения формировала человека, свободного в мыслях и поступках, бесстрашно вступающего во всесторонние связи и контакты с миром. Эта философия призывала человека обратить взор на себя, прислушаться к голосу природы, навести порядок в своей жизни, вернуть утраченную гармонию помыслов и дел.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.