Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный тематический план работы




Программа курса

Р а з д е л I ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Цель курса: повышение уровня профессиональной компетенции, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической культуры студентов.

Образовательная цель: сообщение студентам знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека.

Воспитательная цель: формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интериоризации поведения других людей, стимулирование процессов самоактуализации и самореализации.

Развивающая цель: привитие студентам умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.

 

 

Содержание курса Количество часов
  Лекции Семинарские и практические занятия
Модуль I Общая психология Тема 1 Введение в общую психологию Тема 2 Психические процессы. Психические состояния Модуль II Психология личности Тема 3 Введение в психологию личности. Психологическая структура личности Тема 4 Формирование и развитие личности Модуль III Социальная психология Тема 5 Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей Тема 6 Межличностные отношения Тема 7 Личность и малая группа Всего аудиторных часов                            
Итого  

 


М о д у л ь I ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1 Введение в общую психологию

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. Возникновение психологии в системе античного знания. Воззрения античных ученых на природу психического. Аристотель и его трактат «О душе». Развитие психологических знаний в средние века и эпоху Возрождения. Психологические аспекты обучения и развития детей в эпохи средневековья и Возрождения. Э. Роттердамский, Ф. Бэкон, Я. Коменский о психическом развитии человека. Принципы психологической мысли ХVII века. Психологические идеи эпохи Просвещения. Ж.-Ж. Руссо о воспитании.

Зарождение психологии как науки в XIX в. И. Мюллер, Ф. Галь, С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер у истоков современной психологии. Учение Ч. Дарвина и его влияние на развитие психологии.

Развитие отраслей психологии. Экспериментальная психология. Э. Вебер, Г.Т. Фехнер – отцы психофизики. Г.Л. Гельмгольц – основоположник психофизиологии. В. Вундт – отец экспериментальной психологии, дифференциальная психология. Развитие методов тестов (Ф. Гальтон, Д. Кеттел). Психология развития. Зоопсихология. Ч. Дарвин, Дж. Романес. Социальная и культурно-историческая психология. “Психология народов” Штейнталя и Лацаруса. Концепция Г. Тарда.

Основные этапы развития отечественной психологии. Антропологический принцип Н.Г. Чернышевского, его продолжатели И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский. Теологический принцип В.С. Соловьева. «Новое религиозное сознание» Н.А. Бердяева, С.Л. Франка. А.А. Потебня – основоположник российской культурно-исторической психологии. Г.И. Челпанов – основатель Института экспериментальной психологии. И. М. Сеченов – основоположник науки о поведении. И.П. Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. «Объективная психология» В.М. Бехтерева. Теория высших психических функции Л.С. Выготского. М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.И. Вернадский – выдающиеся мыслители и психологи середины XIX века.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ. Современные психологические концепции развития личности. Психоанализ. Неофрейдизм. Бихевиоризм. Когнитивные теории личности. Трансперсональная психология. Гуманистические концепции личности.

ПСИХОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

Психология как наука. Отрасли психологического знания. Связь психологии с науками, изучающими человека. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Методология и методы психологии. Понятие о психике. Психическое как субъективное отражение объективного мира.

Тема 2 Психические процессы. Психические состояния

 

Понятие психики. Психическое отражение. Условия формирования психики человека. Основные функции психики. Отличия психики человека от психики животных. Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь.

Ощущение, восприятие, внимание. Структура приема информации органами чувств человека. Основные характеристики органов чувств. Анализаторы. Пороги ощущений. Примеры действий зрительных и слуховых анализаторов. Восприятие и его свойства: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятия. Внимание и его виды. Качества внимания.

Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Виды памяти: непроизвольная, произвольная, механическая, логическая, кратковременная, долговременная, промежуточная, оперативная. Продуктивность памяти. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Механизм развития и тренировки памяти. Представление. Роль ассоциаций, смысловых связей в работе памяти. Уровни памяти. Эффект реминисценции.

Мышление и воображение. Мышление как процесс. Стадии мышления: допонятийное и понятийное. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, теоретическое и практическое, интуитивное и логическое, реалистическое, продуктивное и репродуктивное. Основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование. Основные формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение. Выдвижение и проверка гипотез. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Мышление и речь. Качества мышления: широта, глубина, самостоятельность мышления, быстрота и критичность ума. Воображение. Пассивное и активное воображение. Этапы творческого воображения.

Структура сознания. Сознание как высшая ступень развития психики. Сознание и его основные функции: познание, переживание, отношение к миру и людям, рефлексия, регулирование деятельности и поведения. Два слоя сознания: бытийное (сознание для бытия) и рефлективное (сознание для сознания). Структура сознания. Формирование самосознания как осознания себя. Сознательное, предсознательное и бессознательное и их взаимодействие. Психоанализ как теория психического бессознательного и подсознательного (предсознательного).

Эмоциональные процессы и управление эмоциями. Эмоции как различные виды субъективного отношения человека к действительности. Основные эмоциональные реакции: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение. Взаимосвязь эмоций с физиологическим состоянием человека. Способы снятия психического напряжения. Функции эмоций.

Воля как характеристика сознания. Простые и сложные волевые действия и этапы их проявления. Волевые качества: решительность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, мужество и условия их формирования. Особенности формирования волевых качеств у детей.

Состояния сознания. Сон и бодрствование как два наиболее важных состояния психики. Особенности сна и чередование его фаз. Сновидения и их роль в психическом состоянии человека. Сновидения как канал передачи информации. Медитация. Гипноз. Патологические состояния сознания. Влияние психотропных средств на сознание человека. Нейродепрессанты, снотворные вещества, наркотики и их влияние на состояние сознания.

Характерные особенности психических состояний. Депривация. Фрустрация. Агрессия. Стресс. Классификация психических состояний. Динамика психических состояний: сон, врабатывание, утомление, монотония, психическое пресыщение. Регуляция и саморегуляция психических состояний, аутогенная тренировка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.