Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕРСОНАЛИИ (это интересно). Основные термины и понятия (это надо знать)




Основные термины и понятия (это надо знать)

Инстинкты, потребность, мотив, экстраверсия, интроверсия, характер, акцентуация характера, психопатия, психологический конфликт.

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИ­ХАЙЛОВИЧ (1857 1927) русский невропатолог, психиатр, физиолог, психо­лог. Создатель первой в России лаборато­рии экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основатель Психоневрологического ин­ститута в Санкт-Петербурге (1908), кото­рый стал центром комплексного (всесто­роннего) исследования человека.

Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. В первый период (до 10-х гг.XX в.) Бехтерев говорил о рав­ноправном существовании двух психологий: субъективной, основным методом ко­торой должна быть интроспекция, и объ­ективной. Бехтерев называл себя представи­телем объективной психологии, однако, в отличие от И. М. Сеченова, который пола­гал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изуче­ние лишь внешне наблюдаемого, т.е. по­ведения (в бихевиористском смысле) и фи­зиологической активности нервной систе­мы. На втором этапе творчества (с 10-х гг. XX в.) он создает учение, названное им ре­флексологией. По сути, рефлексология стала преемницей объективной психоло­гии Бехтерева. Несмотря на то, что рефлексология была подвергнута критике за механистич­ность и эклектичность и перестала сущест­вовать практически сразу же после смерти Бехтерева, идеи Бехтерева о комплексном (всестороннем) изучении человека получили свое продол­жение в последующем развитии психоло­гии.

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849 1936) выдающийся русский физиолог, разработавший учение о высшей нервной деятельности (ВНД), сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии. В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию. Единицами поведения организма, согласно теории Павлова, являются безусловные (врожденные) рефлексы как реакции на строго определенные раздражители из внешней среды и условные рефлексы как реакции на вначале безразличный раздражитель, который становится небезразличным (приобретает сигнальное значение и начинает вызывать реакцию) на основе однократного или многократного его сочетания с безусловным раздражителем. Впоследствии Павловым были выделены другие типы рефлексов (ориентировочный, рефлекс цели, рефлекс свободы), которые способствуют лучшему приспособлению организма к меняющейся среде.

Павлов разработал также учение о двух сигнальных системах для характеристики отличия ВНД человека от ВНД животного. Результаты классических экспериментальных исследований Павлова и его школы были восприняты многими американскими психологами предшественниками и представителями бихевиоризма (Р. Йеркс, Дж. Уотсон и др.) как доказательства возможности объективного, строго научного анализа поведения человека и животных без обращения к субъективным феноменам. Однако сам Павлов, в отличие от И.М. Сеченова и бихевиористов, считал возможным и необходимым существование субъективной психологии (например, в варианте Г.И. Челпанова), следил за различными метаморфозами психологической науки и т. п. Вместе с тем фундамент психологического знания должны составить, по Павлову, именно физиологические исследования, которые позволят когда-нибудь в будущем «слить» физиологическое и психическое.

Воздействие Павлова и особенно его школы на психологическую науку нельзя признать однозначно положительным. Его творчество оказало влияние на развитие бихевиоризма, зоопсихологии, психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.). Не случайно за рубежом Павлов до сих пор известен как один из крупнейших деятелей отечественной психологии. Однако в середине XX в. в СССР имели место чрезвычайно широкая трактовка идей Павлова и попытки их насильственного внедрения в психологию и педагогику, проявлявшиеся не только в научных дискуссиях (по проблемам соотношения психологии и физиологии ВНД, определения предмета психологии, природы психического и пр.), но и в свертывании исследований по многим чисто психологическим направлениям. В 1950 г. по указанию Сталина была проведена объединенная сессия АН и АМН СССР (т.н. «Павловская»), которая санкционировала безудержную догматизацию и абсолютизацию учения Павлов, что не только противоречило нравственным и научным воззрениям великого ученого, но и доводило их до абсурда. Докладчики громили психологию за спекулятивность, приверженность буржуазным идеалистическим «измам» (в число которых попал и фрейдизм); требовали перестроить всю психологию на «павловской основе», сделать курс физиологии ВНД основным при подготовке психологов; переписать все учебники так, чтобы каждая глава опиралась на учение Павлова. «Досталось» и педагогам, которые, оправдываясь тем, что «воспитание не дрессура», не спешили применять учение Павлова. Присутствовавшие на сессии Б.М. Теплов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн (в то время обвиняемый в космополитизме) оказались в тяжелом положении. Их выступления были построены по всем «канонам» сталинской эпохи и имели целью не обнародование научных взглядов, а отведение серьезной опасности от всей психологической науки и лично от себя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.