Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический блок




Второе занятие. Я-концепция

Вопросы для самопроверки

Дискуссионные вопросы

1 Что объединяет и что отличает друг от друга понятия "человек", "личность", "индивидуальность", "индивид"?

2 По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности?

3 Идеал личности: каким он был в истории и в чем его сущность в настоящее время?

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ

1 Индивид, индивидуальность, личность.

2 Проанализируйте роль активности личности.

3 В чем проявляется индивидуальность?

4 Как протекает социализация личности? Что влияет на формирование личности?

5 К каким негативным последствиям приводят разные типы неправильного воспитания?

6 Каковы типичные поведенческие реакции в дошкольном, подростковом, юношеском возрастах?

7 Как связаны социальные роли и формирование личности? Какие виды внутриличностных конфликтов возможны?

 

Высшей степенью развития сознания является самосознание человека. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и определять свое место в этом мире, трансформировать внешний мир и свой собственный микромир. Самосознание позволяет человеку относиться к самому себе так или иначе, оценивать свои поступки, понимать мотивы и результаты своих действий.

Самооценка и самоотношение сквозь призму "Я-концепция" личности. Я-КОНЦЕПЦИЯ – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих фи­зических, интеллектуальных и других свойств; б) самооценку; в) субъективное восприя­тие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепция роди­лось в 1950-е годы в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, пред­ставители которой (А. Маслоу, К. Род­жерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его лично­стного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление это­го понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодей­ствующие Я-сознающее и Я-как-объект.

Я-концепцию часто определяют как совокуп­ность установок, направленных на себя, и выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный – “образ Я” (характеризует со­держание представлений о себе); 2) эмоци­онально-ценностный, аффективный (отра­жает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в систе­ме самооценок; 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении). Я-концепция – целостное образование, все компоненты которого, хотя и об­ладают относительно самостоятельной ло­гикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты.

Я-концепцию отличает сложное, уровневое стро­ение, по-разному понимаемое разными ав­торами. Например, Р. Берне представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Верши­ной является глобальная Я-концепция, конкретизи­рующаяся в совокупности установок лич­ности на себя. Эти установки имеют раз­личные модальности: а) реальное Я (пред­ставление о том, каким я хотел бы быть); б) зеркальное Я (представление о том, ка­ким меня видят другие). Каждая из этих мо­дальностей включает ряд аспектов: фи­зическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

В зависимости от того, на каком уров­не – организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют: 1) физический Я-образ (схема тела), вызывающийся по­требностью в физическом благополучии организма; 2) социальные идентичности: половую, возрастную, этническую, граж­данскую, социально-ролевую, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности и стремлением быть в этой об­щности; 3) дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравне­нии с другими людьми и придающий инди­виду ощущение собственной уникально­сти, обеспечивающий потребности в само­определении и самореализации (В.В. Столин). Существуют и другие варианты: 1) неосознанные, представленные только в переживании, установки по отношению к себе; 2) частные, парциальные самооцен­ки; 3) относительно целостная Я-концепция; 4) Я-концепция как часть системы ценностных ориентаций личности (И.С. Кон) и др.

Кроме того, Я-концепция описывается с точки зрения содержания и характера представ­лений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъек­тивной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательно­сти, согласованности, преемственности и устойчивости во времени (Я-прошлое – Я-настоящее – Я-будущее) (М. Розенберг, Е.Т. Соколова). Выделяются также динамическое Я (как, по моим представле­ниям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), “представляемое Я”, “Я-маска”, “фантастическое Я” и т.п. Рас­хождение между “идеальным Я” и “реаль­ным Я” служит важным источником раз­вития, однако существенные противоре­чия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негатив­ных переживаний.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятель­ность и поведение находятся под сущест­венным влиянием Я-концепции.

Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает ак­тивную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относитель­но будущего, оценку их достижения и тем самым на собственное становление.

Высшей степенью развития сознания является самосознание человека. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и определять свое место в этом мире, трансформировать внешний мир и свой собственный микромир. Самосознание позволяет человеку относиться к самому себе так или иначе, оценивать свои поступки, понимать мотивы и рельтаты своих действий.

Соотношение понятий Я-концепция и самосоз­нание точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем су­ществует тенденция рассматривать Я-концепцию, в отличие от самосознания, как результат, итоговый продукт процессов самосо­знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.