Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Дискуссионные вопросы




Дискуссионные вопросы

Темы рефератов

Темы докладов и сообщений

План

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Тема семинарского занятия «Психология малой группы»

 

1 Классификация групп в социальной психологии.

2 Малая группа и ее характеристики.

3 Механизмы групповой динамики.

4 Социометрическое измерение малой группы.

5 Лидер и стили лидерства.


1 Социально-психологические особенности учебной группы.

2 Руководство и лидерство как социально-психологическое явление.

3 Трудовой коллектив как объект и субъект управления.

4 Конфликт в трудовом коллективе.

1 Психология толпы.

2 Психология политики.

3 Лидер и стили руководства.

4 Управление персоналом (кадровый менеджмент).

5 Социально-психологический климат трудового коллектива сквозь призму эффективности его деятельности.

6 Психология коллективной деятельности.

1 Каким образом изменение социометрической позиции человека в группе может влиять на его социальную адаптацию?

2 Почему индивид может иметь различные социометрические статусы в различных группах?

3 Почему индивид может иметь один и тот же социометрический статус в различных группах?

4 Какие бывают стили руководства и какие из них эффективнее?

 

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ

1 На основании каких признаков в социальной психологии определяется малая группа?

2 Назовите основные разновидности малых групп.

3 Каковы основные стадии развития малой группы?

4 Чем коллектив отличается от всех иных видов малых групп?

5 Каковы отличительные признаки коллектива и этапы его развития?

6 Каким образом социометрическая методика определяет конкретное место каждого члена малой группы? В чем сущность социометрического статуса члена малой группы?

7 Назовите возможные социометрические статусы членов малой группы.

8 Чем позиция социометрической звезды отличается от позиции лидера?

9 Какие бывают стили руководства?

10 Как реализуются основные управленческие функции руководителем?

 

Краткий словарь основных понятий по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ – тип личности, характеризующийся предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верноподданничеством и высокомерием по отношению к нижестоящим. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ в принципе неустойчива и стремится к приобретению безопасности на основе социальной иерархии и тесной включенности в группу.

АГРЕССИЯ –действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т. д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. В психологии Агрессия трактуется либо как результат внутренне присущей человеку агрессивности (психологизм), либо как результат фрустрации, либо как следствие недостаточной и неудачной социализации. АГРЕССИВНОСТЬ – тенденция к агрессии.

АГРЕССИЯ ЗАМЕЩЕННАЯ – враждебные действия, направленные не на вызвавший агрессию объект, а на доступный и “разрешенный” объект.

АГРЕССИЯ ЗАЩИТНАЯ – враждебные действия по отношению к другим лицам и группам с целью решить и ликвидировать собственные внутренние проблемы.

АДАПТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ – вид социальной адаптации, который представляет собой включение работника в производственную среду и имеет в качестве основных сторон психофизиологическую, профессиональную и социально-психологическую адаптацию.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – 1.Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. 2. Включение человека или группы в новую социальную среду, во взаимодействии с которой появляются приспособительные и преобразовательные моменты.

Акцентуация характера – чрезмерное развитие какой-то из черт характера.

АФФЕКТЫ – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом.

Внимание –произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

ВОЛЯ – способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактное мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Гипноз включает в себя два поня­тия: особое состояние и методику введения в это состояние. Состояние гипноза характеризуется тем, что сознание человека временно сужается и резко сосредоточивается на содержании внушения.

ЗРЕЛОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ –определенный уровень личностного развития индивида: результат социализации, в ходе которой он интернализирует (воспринимает) общественные ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.

ИМИДЖ (от англ. – образ, представление) – 1. Внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других. 2. Совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.

ИННОВАЦИЯ (от лат. – нововведение) – процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей), материальной или нематериальной культур в определенной социальной системе.

Инстинкты – фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, присущая всем представителям данного вида.

ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. – обращенный вовнутрь) – свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на внутренние нормы и независимость от внешних факторов (по К. Юнгу).

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. – смотреть вовнутрь) – метод исследования, основанный на самонаблюдении в процессе восприятия, мышления и т.д.

ИНТУИЦИЯ – 1. Способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения, основанного на предшествующем опыте. 2. Чутье, проницательность.

Коллектив – группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность, например, учебную, производственную, научную и т.п. Обладает свойствами социальной группы и социального института. Выделяются первичные коллективы – далее неделимые группы людей, находящихся в непосредственном общении и взаимодействии (бригады, школьные классы, студенческие группы и т.п.).

Комплекс в теории психоанализа – бессознательные психические образования, складывающиеся на основе вытесненных в детстве переживаний и предопределяющие характер человека и его поведение (комплекс неполноценности. Эдипов комплекс).

КОМПОЗИЦИЯ КОЛЛЕКТИВА – характеристика состава коллектива по социальным признакам (пол, возраст, семейное положение и т.п.) и психологическим свойствам его членов (тип темперамента, склонность к тем или иным видам деятельности – организаторской, исполнительской и т.д.).

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ – столкновение социальных субъектов (социальных групп, движений, их представителей), в которых выражается противоречивость их жизненных устремлений и несовпадение целей. Открытыми формами социальных конфликтов являются забастовки, межнациональные столкновения, гражданская война и др.

Конфликт психологический – столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно.

Конфликт внутриличностный – конфликт, участниками которого являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.

КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТНО-РОЛЕВОЙ – ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли.

КОНФЛИКТ МЕЖРОЛЕВОЙ – ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью.

ЛИБИДО (libido) – энергия сексуального влечения, эвристических переживаний, стремления к жизни. Относится ко всему, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие, человеколюбие, любовь к родителям и детям. Одно из важнейших понятий психоаналитического учения о влечениях к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос).

ЛИДЕР – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личностного авторитета.

ЛИДЕРСТВО – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

ЛИЧНОСТЬ – совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта.

МАЛАЯ ГРУППА – объединение людей, численностью до 30 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении.

медитация – специфическое психическое состояние сознания, при котором замедляется мысль и наступает релаксация, а также техника введения себя в такое состо­яние.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.

МОТИВ – внутреннее побуждение к деятельности, вызванное потребностями человека.

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, приводящее к возникновению психического контакта.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта, основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Персонализм – философское учение о личности как первичной реальности и высшей духовной ценности. Основная задача – способствование духовному совершенствованию личности.

ПОТРЕБНОСТЬ – состояние недостатка, ощущение нужды в чём-либо необходимом для жизни. Выделяются потребности физического существования, социального существования и социального развития.

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ – отражение социального статуса человека или группы в общественном сознании.

ПСИХИКА – это “субъективный образ объективного мира”, системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опытом человечества через собственную активную деятельность.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как самоорганизующейся системы, как особой формы жизнедеятельности.

Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. – ослабление) –1. Процесс постепенного возвращения в состояние равновесия. 2. Общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий, типа аутогенной тренировки.

Рефлексия – анализ собственного психического состояния, позволяющий разумно регулировать поведение и деятельность человека; формировать определенные отношения к окружающей действительности, к другим людям.

СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация представляет собой противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего “Я”, к выработке оригинальных способов общения и деятельности.

Социальная психология – научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

СТАТУС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – положение человека в системе межличностных отношений в коллективе.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – типичная для руководителя система способов, приёмов воздействия на подчиненных, подготовки, принятия и контроля выполнения управленческих решений.

СТРЕСС – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее слож­ных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Это по­нятие было введено канадским физио­логом Г. Селье (1936) при описании адап­тационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее пол­ной дезорганизации (дистресс).

Сублимация (сублимирование) – переключение энергии с сексуальных целей и влечений на другие социальные и культурные объекты, по Фрейду, – процесс переориентации либидо на иную, несексуальную, цель и нравственно одобряемую деятельность.

ТИПЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА (основные):

авторитарный (жесткие способы воздействия) – пресечение инициативы и обсуждения принимаемых решений подчиненными;

демократический (коллегиальный) – поощрение инициативы подчиненных, привлечение их к подготовке, принятию и реализации решений;

либеральный – невмешательство, пассивность, устранение от процесса руководства.

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – процесс установления связи между существующим состоянием системы и желательным, определяемым целями управления.

Установка социальная – предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями.

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, возникающее вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласованности в работе обеспечивающих деятельность систем.

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. – самообман, неудача, тщетная надежда)– 1. Состояние психической дезорганизованности, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей, неуспеха в удовлетворении потребности, желания, и проявляющееся сочетанием подавленности с напряжением и тревогой. 2. Сама ситуация, обстоятельства, вызвавшие такое состояние.

Характер – результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения.

ЦЕННОСТИ – объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.). Наука о ценностях – аксиология.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – разделяемые личностью социальные ценности, на достижение которых направляется активность человека.

ЧУВСТВА – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

Эмоции (от лат. – возбуждать, волновать) – переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

ЭМПАТИЯ – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Важная часть методов психологического консультирования (К. Роджерс).

Эдипов комплекс – совокупность психологических процессов, которые, по Фрейду, формируются в результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и враждебности к отцу как «сопернику». В основе – древнегреческий миф об Эдипе, который женился на вдове убитого им царя и неожиданно узнал, что убитый был его отцом, а супругой стала его собственная мать. С помощью Эдипова комплекса психоанализ объясняет не только мотивацию поведения личности, но всю историю человеческой культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.