Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискуссионные вопросы. Темы докладов и сообщений




Темы рефератов

Темы докладов и сообщений

План

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Тема семинарского занятия «Теоретические основы воспитания»

1 Разработка в педагогике целей воспитания.

2 Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития.

3 Виды воспитательного процесса. Методы и приемы воспитания.

Контрольные вопросы

1 Что называется обучением?

2 Что такое образование?

3 Что такое политехническое образование?

1 Развитие в педагогике идеи о всесторонней и гармонично развитой личности.

2 Особенности воспитания подрастающего поколения в различные исторические эпохи.

3 Воспитание политической культуры у современной молодежи.

4 Процессы самовоспитания личности.

1 Социальная среда и ее воспитательные функции.

2 Социализация личности и ее основные этапы.

3 Нравственное воспитание молодежи.

4 Современная педагогика о методах и приемах воспитания личности.

1 В чем состоит сущность научных идей о роли среды, наследственности и воспитания в развитии и формировании личности? Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую точку зрения? Какая точка зрения вам наиболее близка?

2 В чем состоит сущность всестороннего и гармоничного развития личности как основной цели (идеала) современного воспитания и каковы его составные части?

3 Какое значение для педагогической теории и практики имеет четкое определение целей воспитания?

4 В чем выражался односторонний характер воспитания в минувшие эпохи и чем он обуславливался?

5 Какие общественно-экономические предпосылки обусловили необходимость всестороннего и гармоничного развития личности?

6 Как влияет на развитие личности воспитание? Можно ли воспитанием полностью изменить человека?

7 Почему существует многообразие целей воспитания? Каковы основные цели воспитания в современной отечественной школе?

8 Перечислите основные компоненты содержания воспитания: а) гражданина; б) работника; в) семьянина. Какие идеи лежат в основе перестройки процесса воспитания?

9 В чем сущность принципа гуманизации воспитания?

 

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ студентами

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое физическая и социальная среда?

2 В чем выражается процесс социализации личности?

3 Какие признаки передаются по наследству от родителей к детям?

4 Что такое задатки? Наследуются ли они? Какие специальные задатки наследуются детьми?

5 Наследуются ли нравственные и социальные качества?

6 Что означают понятия развития и формирования личности. Какими факторами обусловливается развитие личности?

7 Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

8 Дайте определение понятию "воспитание". Что такое воспитание в широком и узком смысле?

9 Как вы понимаете цель и задачи воспитания?

10 В чем исторический и классовый характер воспитания?

11 Каковы основные закономерности и принципы воспитания?

12 Что такое метод воспитания?Что называется приемами воспитания? Каковы основные методы и приемы воспитания? Как классифицируются методы воспитания? Какие методы относятся к группе методов формирования со­знания личности?

13 Какие методы относятся к группе методов организации дея­тельности и формирования опыта общественного поведения? Какие условия и факторы определяют выбор методов воспи­тания?

14 Какие методы входят в группу методов стимулирования?

15 Что такое средства воспитания? Что такое воспитывающие ситуации?

16 Что такое соревнование? Что такое поощрения?

17 В чем сущность метода наказания? В чем сущность метода примера?

18 Что значит общественная направленность воспитания? Каковы требования данного принципа?

19 Какое значение имеет активность личности в собственном развитии?

Тема 5 Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

Воспитательное воздействие коллектива на личность. Коллектив – организационная форма объединения людей на основе какой-либо целенаправленной деятельности. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентацией, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу – конформизм; 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях – гармония; 3) личность подчиняет себе коллектив – нонконформизм. В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: личность отвергает коллектив; коллектив отвергает личность; сосуществование по принципу невмешательства и т.д. Идеал взаимоотношений – гармонизация личностей и коллектива. В практике педагогического управления коллективом школьников (студентов) необходимо соблюдать следующие важные правила:

1 Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними.

2 Коллектив – динамичная система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным.

3 Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, поддерживает тесную и постоянную связь с семьей.

4 Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по всем вопросам жизни класса (студенческой группы).

В руководстве коллективом могут проявляться три стиля: авторитарный, демократический, попустительский. Опыт их применения показал, что при авторитарном руководстве отсутствует личная инициатива членов коллектива, удовлетворения от работы они не получают. Демократический стиль способствует дружной и эффективной работе ее участников, формированию благоприятной моральной атмосферы. При попустительском стиле результаты работы оказываются наименьшими.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Такая значимость воспитания в семье определяется основными функциями семейного воспитания:

· семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества (какая семья – такое общество);

· в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

· семья обеспечивает преемственность традиций;

· важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

· существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, выражающийся в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Основными причинами неудовлетворительного воспитания детей в семье являются:

· невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию;

· низкая культура общественной жизни: двойная мораль, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы и др.;

· двойная нагрузка на женщину и на работе, и в семье;

· высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин;

· бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей;

· обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее;

· увеличение разрыва между семьей и школой.

Для преодоления кризиса семьи педагогическая теория ничего нового предложить не может: общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных и экономических отношений действуют неотвратимо. Вся надежда – на подвижническую деятельность педагогов в направлении гуманизации отношений в современной семье и объединении ее усилий со школой, в координации педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами и др. Выделяются типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях:

1 Семьи, уважающие детей. Они наиболее благополучные, здесь дети растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.

2 Отзывчивые семьи. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными, зависимыми от других.

3 Материально-ориентированные семьи. Здесь духовный мир родителей и детей обеднен, отношения детей с родителями могут развиваться непредсказуемо, несмотря на материальную заботу о детях.

4 Враждебные семьи. Детям здесь плохо, имеет место неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания, психологические барьеры общения между родителями и детьми.

5 Антисоциальные семьи. Детей здесь не любят, не приемлют. Родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью, жесткостью и террором по отношению к детям.

Либеральный стиль предполагает всепрощенство, терпимость в отношениях с детьми. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.

Содержание воспитания в семье – это известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Методы воспитания в семье не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей, понимания ими целей воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки), наказание.

Средства воспитания в семье разнообразны: родительский авторитет, слово, труд, учение, природа, домашний быт, традиции, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, спорт, праздники, символы и др.

Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности руководителя. Профессия руководителя – одна из тех, которые называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать пусть немного, но обо всем – от методов организации современных производств до особенности человеческой психологии. Какими же нравственно-психологическими качествами должен обладать руководитель? Вот несколько практических советов:

1 Изучайте творческие возможности ваших подчиненных, их интересы и наклонности. Это поможет правильно расставить и более эффективно использовать имеющиеся кадры, создать в коллективе обстановку делового товарищества и взаимопомощи.

2 Четкое распределение обязанностей и формулирование (в виде документов) принципов и методов выполнения определенных видов работ конкретными исполнителями поможет предотвратить конфликты. Но не должно быть мелочной опеки, лишающей работника самостоятельности.

3 Добиться от исполнителей четкой и слаженной работы поможет вам авторитет, а его надо завоевать.

4 Росту авторитета в значительной мере способствует терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе, и, напротив, нетерпимость ко всему, что неблагоприятно отражается на ней. Как руководитель вы имеете право требовать качественного выполнения заданий.

5 Несдержанность, грубость и крик в отношениях с подчиненными наносят огромный ущерб авторитету. Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоций, выработайте привычку сдерживаться и не терять самообладания.

6 Плохой руководитель знает, что надо делать, а хороший показывает, как это сделать.

7 Если кто-то из подчиненных высказывает мнение, противоречащее вашему, критикуйте мнение, а не автора.

8 Необходимо всячески поддерживать работника, активно ищущих решение поставленных задач. Способствуйте их борьбе с недостатками, помогайте развивать достоинства, смелее выдвигайте их.

9 Требуйте от подчиненных выполнение работы в заданный срок. Если не оговаривать сроки, то человек ищет не просто верное, хорошее решение, а наилучшее, что может продолжаться до бесконечности.

10 Непременное условие успеха любого мероприятия – поощрение за успешную работу и взыскание за упущение и недостатки. При этом и наказание, и поощрение должны быть соразмерны действиям работников и следовать непосредственно за ними.

11 Выбор воспитательных средств велик, мы же часто применяем лишь многие привычные и нравящиеся нам. Поощрения: поздравление с успехом; благодарность за своевременную и точную работу; признание явного повышения квалификации работника по сравнению с прошлым или его товарищами; интересная командировка; денежная премия; повышение по службе. Наказания: замечание, публичное осуждение; лишение некоторых дополнительных благ; задержка намеченного продвижения по службе; введение более пунктуальной отчетности и т. п.

При организации беседы с сотрудником руководителюследует соблюдать ряд принципов: а) тон беседы должен быть деловым, что быстро создает атмосферу взаимного доверия; б) перед началом беседы рекомендуется предупреждать собеседника о времени, которым вы располагаете для беседы; в) первое слово за вашим собеседником, знаком ли он вам или не знаком; г) мало что оказывается столь пагубным для беседы, как безудержная категоричность суждений; д) в процессе беседы надо последовательно проводить основную мысль; е) не торопитесь с заключением и строго проводите различие между фактом и мнением; ж) в беседе решение всегда должно следовать за обсуждением, так как в ином случае ваш собеседник вместо изложения своих идей начнет критиковать вас или будет безучастно со всем соглашаться. Искусство ведения деловой беседы зависит также от умения слушать собеседника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.