Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура умственной одаренности




Развитие способностей.

Способности и задатки.

Классификация способностей.

Понятие способности.

План

Способности.

Важно знать свои индивидуальные особенности, т.к. каждый человек отвечает за все проявления своего характера.

Характер не дан человеку от природы. Это всегда результат самовоспитания. Одни и те же приемы приводят к разным результатам.

Взаимосвязь характера и темперамента.

1.Характер и темперамент зависят от физиологических особенностей нервной системы, прежде всего от ее типа.

2.Темперамент влияет на характер, определяя динамические особенности проявления характера.

3. Темперамент и характер- это единый сплав, общий облик человека, составляющее его индивидуальности.

4.Темперамент и способствует и противодействует развитию определенных сторон характера (например флегматику трудно быть решительным, холерику и сангвинику легко)

Основные понятия: способности, задатки, талант, одаренность, гениальность.

1.Понятие способности.

Пытаясь понять и объяснить, почему мы разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые условия, достигаем разных успехов мы обращаемся к понятию «способности».

В жизни способностями мы называем любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, врожденные они или приобретенные, элементарные или сложные.

Понятие «способности» включает в себя 3 признака:

1признак. Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

2 признак. Способностями называют лишь такие особенности, которые имеют отношение к успешности в деятельности (или многих других деятельностей).

3 признак. Под способностями подразумевают индивидуальные особенности, которые не сводятся к умениям, знаниям и навыкам, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Способности — это индивидуально-психологические осо­бенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение фиксацию и эффективное практическое применение.

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди.

2.Классификация способностей.

Способности можно разделить на:

1) природные (или естественные) способности — в основе
своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задат­ками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизнен­ного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие об­щественно - историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, под­разделяются на:

а ) общие, которыми определяются успехи человека в самых раз­
личных видах деятельности и общения (умственные способности, уро­вень интеллекта, развитые память и речь, точность и тонкость движе­ний рук и т.д.)

б) специальные, определяющие успехи человека в
отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Таким образом, выделяются:

общие способности (способность к выявлению закономерноетей, общий уровень интеллекта);

модально общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный интеллект, технико-практический интеллект);

специальные способности (обусловливают легкость и успешность овладения определенными специальными видами деятельности: музыкальные способности, технические способности, артистические, педагогические способности и пр.);

частные способности (уровень развития психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

в) теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

г) учебные, которые влияют на успешность педагогического воз­
действия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в созда­нии произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих проявлений лич­ности называется гениальностью, а высшая степень способностей
личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

коммуникативные (способности к общению, взаимодей­ствию с людьми) и предметно - деятельностные способности,
связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных воз­можностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит ско­рость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.