Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная философия. Основная работа с терминами (понятиями)




ПРИ РАБОТЕ С ТЕРМИНАМИ И ИМЕНАМИ ФИЛОСОФОВ ИСПОЛЬЗУЙТЕ В КАЧЕСТВЕ ПОСОБИЯ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВАМ СЛОВАРИ, УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

Основная работа с терминами (понятиями)

Предварительная работа с понятиями.

 

1) обратите внимание на происхождение названия (есть ли в названии смысловая информация, что содержит в себе факт его появления);

2) поясните, что несет в себе значение, содержание понятия (опираясь на определение философского термина, понятия);

3) покажите как связано со временем появление этого понятия, когда возникает (в какое время – какая эпоха, время, ХХ век и т. д.);

4) что концептуально несет понятие, т.е. на какие проблемы выводят эти понятия (термины, категории философии)

 

Дать определение философского термина (понятия), позиции и значения фигур приведенных философов в развитии философии:

 

(Письменное задание)

1-ый словарь терминов, основных понятий и имен: бессознательное, либидо, Ф. Ницше, практика, психоанализ, сублимация, воля, воля к власти, Сверхчеловек, Сверх-Я, эго, иррационализм, «философия жизни», Шопенгауэр, Дильтей, Бергсон,, З. Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, «эдиппов комплекс», архетип, отчуждение.

 

(Письменное задание)

2-ой словарь терминов, основных понятий и имен: верификация, фальсификация, структурализм, прагматизм, феноменология, герменевтика, парадигма, позитивизм и его формы, Конт, Спенсер, Мах, Авенариус, Рассел, Пуанкаре, Джеймс, Дьюи, Леви-Стросс, Соссюр, Гадамер, Рикер, Э.Гуссерль модерн, постмодерн, ризома, симулякр, нарратив, М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Деррида, Лиотар, Х.Ортега и Гассет, Ж. П. Сартр, Камю, Ясперс, экзистенциализм, М.Хайдеггер, Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд.

 

Задания сдаются на проверку академическим консультантам (тьютерам).

 

 

См.: СПИСОК ИСТОЧНИКОВ (ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ)

 

Правила оформления работы:

Студент в письменном виде, записывая ФИО, группу, факультет, вариант работы, развертывает определения заданных терминов и указывает его роль в рамках изучаемой темы, а также роль имени-фигуры философа, связывает это с актуальными ситуациями, показывает креативный потенциал термина.

 

 

(семинар)

1.Специфика этапа и факторы определяющие развитие современной философской мысли.

2. Направления современной философии. Их основные идеи, авторы, проблемы.

3. Экзистенциализм. Герменевтика. Постпозитивизм. Модернизм и постмодернизм: основные идеи, представители. Критическое и солидарное отношение к современным течениям, их идеям и позициям.

 

Проверочные (контрольные) вопросы:

1.Какие социокультурные условия порождают развитие многообразия направлений в современной философии?

2. Является ли появление разных направлений и типов (стилей) философствования в эту эпоху признаком растерянности в развитии общества и цивилизации или наоборот - усиления философского поиска и развития?

3. Что считается в прагматизме ведущим основанием (идеей), задающими ориентацию человеку?

4. Почему Фрейд считает бессознательное главным механизмом психики человека?

5. Кто выделяет коллективное бессознательное? Какова природа этого бессознательного?

7.Что значит, что структура явлений, объектов влияет на их функционирование?

8. Какую роль, какое значение придают экзистенциалисты «экстремальным, экзистенциальным ситуациям, состояниям? Что подразумевается под этими ситуациями?

9. Чем «феномен» в феноменологии отличается от «симулякра» в постмодернизме?

10. Почему в герменевтике важная роль отводится языку, тексту, пониманию?

11. О какой свободе говорит экзистенциализм, в чем она состоит и проявляется?

12. Почему в постпозитивизме считается слабым и недостаточным критерий верификации знания в науке? И какой критерий и почему предлагается в качестве критерия?

11. Прав ли Б.Рассел, утверждая в рамках аналитической философии, что познание всегда определяется правильным употреблением логических связей и норм?

 

Возможные варианты работ на семинаре.

Доклады, рефераты по конкретным направлениям современной философии (даются преподавателем, тьютером по выбору студентом в соответствии с поставленными в теме вопросами и списком докладов). На семинарском занятии студенты подготавливают материал (вопросы, доклады) и представляют свои материалы. Каждое выступление должно сопровождаться вопросами и замечаниями со стороны студентов, преподавателя. По окончании обсуждения выступлений, указываются, выбираются 2 - 3 лучших выступления.

 

Примерный список докладов:

Культура и ее место в психоанализе.

Мифологические структуры.

Успех как фактор деятельности

Свобода в экзистенциализме.

Проверка способности знать мир.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. –М., 1998.

Аналитическая философия. Хрестоматия. М.1992

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1 Ан-

тичноть., Т.2.Средневековье.Т.3. Возрождение-Новое время. Т.4.От романтизма до

наших дней. М., 2004

Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992 г. №7.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов.

Ростов-на-Дону, 2001г.

Введение в философию. В 2-х ч. Ч 2. –М., 2004.

Золотухина- Аболина Е. В. Страна Философии. Ростов-на-Дону. 1995 г.

Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г.

Ильин В.В. Классика-неклассика-неонеклассика. // Вестник МГУ сер. 7. 1993, № 2.

Канке В.А. Философия -М.,2005.

Кузнецов В.Г, Кузнецова И.Д, Миронов В.В, Момджян К.Х.. Философия:

Учебник. – М., 2003.

Кувакин В. Л. Что такое философия. М., 1989 г.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990г.

Миголатьев А. А. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально-

гуманитарные знания. 2001. №1.

Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991 г.

Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М.,1991г.

Новейший философский словарь. Минск, 1999г.

Ортега- и- Гассет Х. Что такое философия? М., 1991 г.

Рассел Б. История западной философии. Т.1. – Новосибирск, 1994г. – Книга1.

Введение.

Пригожин И. Переоткрытие времени. // Вопросы философии. 1989, № 8.

Порус В.Г Пространство в человеческом измерении //Полигнозис. 2000. № 2.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г.

Тихонравов Ю.В. Философия. Учебное пособие. М., 1998г.

Хайдеггер М. Бытие и время. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет.

М., 1993.

Хайдеггер М. Время картины мира. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных

лет. М., 1993.

Хрестоматия по истории философии. М.,2001 в 3-х ч.

Фомина Н.П. Хрестоматия по западной философии. М.,2005

Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс. 1995.

Философия. Под. ред. В.И. Кирилова. В 2-х ч. М.,2003,Ч.II.

Философия в вопросах и ответах. Под ред. Несмеянова Е. Е., М., 1999

Философия и ее место в культуре. Новосибирск. 1990

и др.

 

Электронные источники:

 

1.http://www.sol.ru/Culture/Filosofy/

2.http://books.atheism.ru/philosophy/

3. http://www.ido.edu.ru/philosophy/

4.http://renaissance.rchgi.spb.ru/

5.http://antology.rchgi.spb.ru/

6.http://www.auditorium.ru/

7.http://www.freud.ru/

и др.

 

Электронные издания в библиотеке ТГУ

 

1.Философия:от Античности до Современности (CD)

2.Корниенко Н.А. Философия: курс лекций (CD)

3.История философии. (СD)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.