Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список партий, имеющих право участвовать в выборах на 12.07.2005 1 страница




Избирательный бюллетень для голосования на выборах депутатов Тульской областной думы четвертого созыва 3 октября 2004 г.

 

  Тульское региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров»
  Тульское региональное отделение Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
  «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» – Тульское региональное отделение.
  Российская экологическая партия «зеленые» – Тульское региональное отделение
  Избирательный блок «Засечный Рубеж – партия Родина» (Региональное отделение политической партии «РОДИНА», региональное отделение «За Русь Святую»)
  Коммунистическая партия Российской Федерации – Тульское областное отделение
  Избирательный блок «ГЛАС НАРОДА – ЗА РОДИНУ» (Региональное отделение Партии «ПНВ «Народная Воля», региональное отделение партии РПР)
  Народная партия – Тульское региональное отделение
  «ЛДПР – Тульское региональное отделение»
  Избирательный блок «За Тульский край» (Тульское отделение партии «Российская объединенная промышленная партия, Тульское отделение партии «Российская партия Труда, Тульское отделение политической партии «Аграрная партия России)
  Избирательный блок «СССР» (Тульское отделение партии «Партия социальной справедливости», Тульское отделение партии «Социал-демократическая партия России», Тульское отделение партии «ЖИЗНИ»)
  ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ

 

 

Избирательное законодательство на федеральном уровне подверглось крупным изменениям. Новая редакция закона о выборах депутатов Государственной Думы предусматривает избрание всех 450 депутатов по пропорциональной системе. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает общие стандарты проведения выборов на всех уровнях; вводится единый день голосования, что в перспективе должно снизить влияние на выборы административного ресурса (региональные власти часто назначали выборы в условиях неготовности оппонентов или другой благоприятной ситуации)[109]. Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», провозгласил, что обязанность работы с избирателями в регионах возлагается на депутатов, избранным по партийным спискам (ранее эта обязанность возлагалась на депутатов, избранных по одномандатным округам)[110].

В 2005 году число партий в Российской Федерации, имеющих право участвовать в выборах было еще достаточно велико.

 

  Народная партия Российской Федерации
  Демократическая партия России
  Всероссийская политическая партия «Единая Россия»
  Российская политическая партия Мира и Единства
  Политическая партия «Национально-патриотические силы Российской Федерации» («НПС РФ»)
  Политическая партия «Развитие предпринимательства»
  Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации».
  Политическая партия «Российская партия мира»
  Политическая партия «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»
  Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»
  Политическая партия «Российская демократическая партия ЯБЛОКО»
  Политическая партия «Российская партия самоуправления трудящихся»
  Политическая партия «Российская партия труда»
  Политическая партия «Объединенная Российская партия «Русь»
  Политическая партия «Российская партия пенсионеров»
  Политическая партия «Социал-демократическая партия России»
  Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»
  Политическая партия «Аграрная партия России»
  Политическая партия «Свобода и Народовластие»
  Политическая партия «Евразийский Союз»
  Политическая партия «Партия национального возрождения «Народная Воля»
  Политическая партия «Республиканская партия России»
  Политическая партия «Социалистическая единая партия России
  Политическая партия «Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов»
  Политическая партия «Народно-патриотическая партия России»
  Политическая партия – Российская партия «ЖИЗНИ»
  Всероссийская политическая партия «Свободная Россия»
  Политическая партия – Концептуальная партия «Единение»
  Политическая партия «Народно-республиканская партия России»
  Политическая партия «Интернациональная Россия»
  Политическая партия «Российская объединенная промышленная партия»
  Политическая партия «Евразийская партия – Союз патриотов России»
  Политическая партия «Партия социальной справедливости»
  Политическая партия «Партия Возрождения России»
  Политическая партия «Российская Конституционно-демократическая партия»
  Политическая партия «Родина»
  Политическая партия «Союз людей за образование и науку» (СЛОН)
  Общероссийская политическая партия «Партия развития регионов «Природа и общество»
  Политическая партия «Национально-консервативная партия России»

 

В соответствие с требованиями законодательства, партии, желающей участвовать в выборах депутатов Государственной думы, необходимо подтвердить наличие 50 тысяч членов не менее чем в 45 субъектах федерации. В противном случае решением суда она будет из этого списка исключена. В Российской Федерации введен 7-процентный барьер и запрет на создание предвыборных блоков на выборах депутатов Государственной думы. Затруднены условия для создания партий-двойников (партий с созвучным названием, «Единство» – «Единение» и т.п.).

На выборах в Государственную думу 2003 г. участвовало 23 избирательных объединения (партий и блоков). Из них 11 набрали по 0,5 процентов голосов избирателей. Этот результат наглядно показал, что в условиях отсутствия общественной поддержки партии держатся только на амбициях политиков. Изменения, внесенные в избирательное законодательство, постепенно ведут к сокращению числа общественно-политических организаций Российской Федерации, которые назвали себя политическими «партиями». Некоторые из них не возражали против ликвидации («Промышленная партия» влилась в Единую Россию), другие (Республиканская партия В. Рыжкова и Российская коммунистическая рабочая партия В. Тюлькина) не смогли пройти перерегистрацию в Минюсте.

Во многом это объясняется изменением условий политической среды, когда значимость московских журналистов упала, а региональных менеджеров выросла. Партии, ориентированные исключительно на столицу не выдержали конкуренции с партиями – сетями. Одной из таких организаций стала партия «Справедливая Россия», образованная путем слияния «Родины», «Российской партии Жизни» и «Российской партии пенсионеров».

Тенденцию консолидации политических партий подтвердили выборы в представительные органы власти субъектов федерации 2007 года (единый день голосования 11 марта). «Единая Россия» улучшила показатели по сравнению с 2003 годом, набрав в среднем 46% голосов. КПРФ практически сохранила свои позиции, ЛДПР прошла в большинство региональных парламентов, хотя и со снижающимся результатом. Результат «Справедливой России» суммарно совпал с результатами образовавших ее структур: новая партия попыталась занять позицию между КПРФ и «Единой Россией».

СПС как партия западного либерального направления продемонстрировала способность к выживанию, преодолев в ряде регионов 7% барьер. Однако, этого не удалось сделать в Санкт–Петербурге, традиционно считающегося «столицей» либеральной интеллигенции. СПС шла на выборы под нетипичными для себя лозунгами: «Даешь нефтяной пенсионный фонд», «Благосостояние для каждого» и «СПС против захвата Москвой России». Только в нескольких регионах у СПС был «демократический конкурент» - партия «Яблоко».

В Российской Федерации происходит и постепенное структурирование системы общественно политических движений. Общественно политические движения в некотором смысле выступают как альтернатива политическим партиям, олицетворяющим «правильную» политику и поэтому особенно привлекают молодежь.

Молодежные политические движения Российской Федерации можно поделить на несколько групп:

· противники «оранжевых революций» и сторонники управляемой смены политической элиты под руководством Президента («Наши», «Молодая Гвардия», «Соколы Жириновского», «Российский союз молодежи», «Идущие вместе», «Энергия жизни» и ряд других);

· условные сторонники «оранжевой революции в России» (молодежные «Яблоко и СПС, «Оборона», «Идущие без Путина» и т.п.);

· левацкие группы сторонников «истинной красной революции» («За Родину», «Авангард красной молодежи», сторонники запрещенной экстремистской «Национал - большевистской партии»);

· «евразийцы» различного толка действующие в рамках Международного евразийского движение А. Дугина, которые демонстрируют уважениек существующей политической системе, но ведут борьбу с «атлантизмом»;

· движения, выступающие за русский «закон и порядок», под которым подразумевается в первую очередь закрытие России для эмигрантов.

Избирательная компания по выборам в Государственную Думу 2007 года продемонстрировала, что политическое пространство Российской Федерации крайне уплотнилось: партии-сети путем активной работы с избирателями покрыли все политические секторы. Многопартийность стала приобретать характер устойчивой системы.

Несмотря на то, что по многим вопросам российская экологическая партия «Зеленые» солидаризировалась с «Единой Россией», ей было отказано в регистрации Центризбиркомом из-за многочисленных ошибок в подписных листах. Та же участь постигла партию «Мира и Единства» С. Умалатовой и «Народный союз» С. Бабурина.

К участию в выборах в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 2007 года были допущены 11 политических партий: ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», «Патриоты России», СПС, «Яблоко», Демократическая партия России, «Единая Россия», «Гражданская сила», «Агарная партия России» и «Партия социальной справедливости».

Убедительную победу одержала «Единая Россия», набрав более 60% голосов. Будущее «Единой России» пока не определено. «Единая Россия» еще не стала самостоятельной партией, но у нее есть шанс превратиться в полноценную политическую организацию. В то же время в России сохраняется многопартийная система: в Государственной думе представлены также КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

В ноябре 2008 года три российские партии: СПС, «Демпатрия» и «Гражданская сила» объединились в рамках политической партии «Правое дело». Учредительный съезд «Правого дела» утвердил программу новой партии, среди основных задач которой названы обеспечение свободы предпринимательства, сохранение Конституции 1993 года, снижение с 7% до 5% проходного барьера на выборах в Госдуму и постепенное восстановление прямых выборов глав регионов. «Капитализм для всех» в понимании создателей партии - это демократия, свобода предпринимательства, справедливая социальная система. В программе говорится также, что задача создаваемой партии – «научиться зарабатывать по-новому, перейти к модели развития экономики, основанной на частной предпринимательской инициативе миллионов людей, конкуренции малых, средних и крупных компаний». Основными средствами достижения этой цели партия считает создание благоприятных экономических условий для развития бизнеса, демонополизацию, эффективную денежно-кредитную политику, модернизацию системы управления экономикой. В социальной сфере «Правое дело» намерено выступать за проведение пенсионной реформы, установление единых стандартов бесплатного доступа к услугам образования, здравоохранения и культуры, реформу системы здравоохранения на базе широкого развития добровольного медицинского страхования. «Мы - Правая партия, мы - партия Права», - говорится в программе.

Министры в Российской Федерации имеют право возглавлять политические партии, что может быть основой для создания в будущем правительства, созданного на партийной основе. Формирование правительства по партийному принципу – демократичный подход, проверенный временем. Долгое время законодательство мало влияло на институциональные основы существования политических партий в Российской Федерации. Положение изменилось, и можно только предполагать, как будет развиваться партийная система нашей страны в будущем.

Первый вариант: система власть-оппозиция эволюционирует в классическую двухпартийную систему, где ни одна из групп не будет стремиться разрушить сложившуюся политическую систему.

Вариант второй: сформируется так называемая полуторопартийная система, где партия власти подчинит себе ¾ политического поля, и в таком бюрократическом виде будет выполнять функции консолидации общества.

Вариант третий: экономическая и политическая конъюнктура резко ухудшится, что вызовет к жизни новую мощную и бескомпромиссную оппозицию власти.

 

Литература

Бутенко А.П. Партия - государство как тандем особого способа осущест­вления и изменения власти // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1.

Воржецов А.Г. Центризм в советской России // Полис. – 2001. – № 6.

Галкин А. Массовая партия сегодня // Свободная мысль. – 2000. – № 1.

Голосов Г.В. Элиты, общероссийские партии, местные избирательные системы (о причинах развития политических партий в регионах России) // ОНС. – 2000. – №3.

Голосов Г.В., Лихтенштейн А.В. «Партии власти» и российский институ­циональный дизайн: теоретический анализ // Полис. – 2001. – № 4.

Динес В. От «Единства» к «Единой России»: эволюция идео­логических установок // Власть. – 2002. – № 5.

Дмитриев М. Эволюция экономических программ ведущих политических партий и блоков России // Вопросы экономики. – 2000. – № 1.

Дорожкин Ю., Чувилина Н. Либеральные партии современной России: новые тенденции и старые проблемы // Власть. – 2002. –№ 6.

Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4.

Зайцев В.В. Российская государственность и модернизация партийной системы // Вестник МГУ, сер. 18. – 2005. – № 4.

Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства совре­менников, взгляды исследователей XIX – нач. XX вв./ Под ред. А.А. Вешнякова. – М., 2001.

Исаев В.Ф. Бизнес и политические партии: аспекты взаимодействия // Со­циально-гуманитарные знания. – 2000. – № 5,6.

Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М., 2000.

Модель партии XXI века // Свободная мысль. – 2000. – № 6.

Нечаев В.Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? // Полис. – 2001. – № 6.

Песцов С., Смирнов А. Российские выборы-2000: характерные особенно­сти и процедуры // Власть. – 2000. – № 9.

Политические партии в России: история и современность. – М., 2000.

Пушкарева Г.В. Избирательная кампания: как это делается // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 2.

Политические партии России: история и современность. – М., 2000.

Трофимов Е. Постоянное взаимодействие с обществом - важнейшая функция партии // Власть. – 2000. – № 12.

Холодковский К.Г. Социально-психологическая дифференциация россий­ского населения и процесс формирования партий // Полис. – 2001. – № 5.

Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт // ОНС. – 1999. – № 4.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем вызвана, на ваш взгляд, политизация большинства общественных движений на современном этапе?

2. Познакомьтесь с программными документами одного из современных общественных движений России; используя справочную литературу и материалы периодической печати, выделите следующие моменты: а) название, б) дата образования, в) численность, г) лидеры, д) основные цели, задачи деятельности.

3. В чем плюсы и минусы многопартийной системы в России?

4. Что вы можете сказать о политической деятельности партий не представленных в Государственной думе Российской Федерации?

5. Какой вариант развития партийной системы, на ваш взгляд, наиболее вероятен в России?

Глава 12. Политическое сознание и политическая культура современного российского общества

 

Для большинства посткоммунистических государств характерен процесс трансформации системы ценностей и политических установок, связанный с ломкой старой и выработкой новой системы ценностей и политических установок. Процесс формирования единой непротиворечивой системы ценностей современного российского общества еще незавершен, наблюдаются симптомы разложения системы ценностей, существовавшей прежде, ее распадение на конфликтующие друг с другом ценностные блоки. При этом конфликты ценностей наблюдаются не только между различными профессиональными и социально-демографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества. Ни одна из этих групп не является однородной в отношении ценностных ориентаций, которые часто выглядят непоследовательными и противоречивыми.

С понятием политического сознания тесно связано понятие политической идентичности, под которым следует понимать присвоение субъектом политического процесса определенной политической позиции, признаваемой другими субъектами политических отношений. Политическая идентичность имеет групповую природу. Она проявляется в ощущении принадлежности к какой-либо группе, например, партии, идеологическому течению, или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса.

Можно выделить несколько типов политической идентичности. По объекту идентификации с определенной группой можно выделить идентичность члена группы интересов, партии, идеологического течения, жителя города или региона, гражданина государства. При этом следует отметить, что, как правило, у людей преобладает смешанная идентификация. Так, житель Тулы может ощущать себя одновременно либералом и жителем города. Он может чувствовать свою принадлежность к Тульской области, как территориальному образованию в составе Российской Федерации и к России в целом. В странах, где еще не развиты все черты современного государства, где процесс формирования национально-государственной идентичности еще не закончился, где существуют сильные региональные, социальные, культурные противоречия и особые традиции, может преобладать политическая идентичность, связанная с ощущением принадлежности к какой-либо социальной группе, региону, местному поселению.

Достаточно важной представляется проблема идентификации граждан с определенными идейно-политическими направлениями, представляющими те или иные идеологические течения. Наиболее часто для характеристики такой идентификации используется шкала «левый-правый». Вместе с тем, в каждой конкретной стране смысл, вкладываемый в данные понятия, имеет свою специфику, поскольку на смысловое содержание данных понятий наложили отпечаток особенности социальных конфликтов и социально-политических проблем. В Российской Федерации подавляющее число людей отказываются идентифицировать себя по шкале «левый-правый».

В начале XXI в. наметились изменения в ценностной системе российских граждан, в первую очередь молодых (от 18 лет до 31 года), по сравнению с ситуаций 90-х гг. По данным социологических опросов:

· 79% опрошенных молодых россиян считают, что их жизнь будет лучше, чем у родителей. Это на 33% больше чем в Европе и связано с изменениями в качестве жизни в России за последние годы[111];

· у 93% опрошенных есть четкие жизненные цели, что является абсолютным рекордом для Европы;

· 82% россиян готовы бороться за то, во что они верят; у европейской же молодежи значительно снижено желание добиваться успеха, их девиз «зарабатывать достаточно для того, чтобы прожить интересную жизнь»;

· 66% россиян согласились с утверждением «я верю, что сам контролирую свои успехи и неудачи»;

· только 13% россиян готовы разделить позицию «я хочу перестать работать настолько молодым, насколько это возможно»; в Европе этот показатель 45%;

· в России актуальны консервативные ценности, 83% молодых россиян или имеют семью или планируют ее создать;

· 64% россиян готовы сражаться за страну с оружием в руках; эта цифра в два раза превышает число потенциальных защитников Европы;

· только 22% россиян готовы покинуть Россию; в Европе 34% опрошенных недовольны своей родиной.

Молодежь, более обеспеченные группы, сотрудники правоохранительных органов, государственные служащие в целом позитивно оценивают термин «демократия» и связывают с ним существующий политический режим. Для них демократия ассоциируется главным образом со следствиями: возможностью критики власти, свободой слова и т.д., но не с процессом принятия политических решений. Очень небольшая часть населения (не более 15%) в состоянии характеризовать демократию в западноевропейском смысле. Это не просто более эрудированные люди – они в целом разделяют западные ценности, ориентированы на западные ценности и считают себя европейцами.

Слои населения, которым не удалось использовать открывшиеся в результате рыночных реформ возможности, не затрагивают многие проблемы, характерные для первой группы: недоопределенность прав собственности, цензура в СМИ и т.д. Права человека, гражданские свободы и демократия являются для них понятиями абстрактными. Ценности этих граждан России в гораздо меньшей степени ориентированы на человека как индивидуума. В большинстве случаев они готовы обменять личные права и свободы на более высокий уровень жизни.

Согласно исследованиям, проведенным в декабре 2006 года Аналитическим центром Юрия Левады, российское понимание демократии крайне противоречиво.[112] Около 65% опрошенных не могут ответить, что такое в их понимании либеральная демократия. Выбирая определение демократии из нескольких предложенных, более половины опрошенных определили ее как «справедливую форму управления государством с участием всех граждан на равных основаниях». Только 9% выбрали такие фундаментальные принципы как «конкуренция политических партий за симпатии избирателей», «разделение властей» и «подотчетность власти перед гражданами». Значительное число россиян вообще относятся к демократии негативно, считая ее «пустой болтовней», «хаосом и беспорядком», «государственным устройством не для нас».

В настоящее время большую роль в нашем государстве играют политические мифы.[113] Особые социально – экономические и политические условия, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств, заставляют политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и отвлекать их от трудно разрешимых противоречий. Для политических мифов характерны специфические особенности:

· они не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно;

· основу их составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием;

· в них соединяются трезвый расчет и фанатическая вера, позволяющие политикам освобождать себя от моральных обязательств и преград;

· политические мифы ненаучны, в лучшем случае полуправда, их невозможно разрешить с помощью рациональных аргументов;

· для них характерна связь с политической реальностью, они призваны оправдывать ход событий, вселять в людей уверенность в правоте политических акций.

Политические мифы обладают устойчивостью, так как миф творится и поддерживается массовым сознанием, а массовое сознание опирается на миф. Политические мифы утверждаются легко в тех странах, где существуют кризисные ситуации, и люди не обладают достаточным уровнем политической культуры. Так как в 80-е годы под воздействием нового политического мышления, были развеяны мифы о классовых противоречиях буржуазии и рабочего класса, о нерушимой дружбе народов СССР и т.д., то появились новые: о мировом содружестве, об абсолютной ценности прав и свобод человека, о политическом плюрализме.

Политические мифы используются для достижения власти, ее легитимации, удержания и укрепления (миф о суверенитете России был использован Б.Н. Ельциным в период противостояния с союзным центром). Мифы мобилизуют энергию, помогают человеку преодолеть стрессы, но мифы приносят и разрушения (образ врага в холодной войне оправдал гонку вооружений). Мифы деформируют сознание, создают тупиковые ситуации, поэтому для российской политической культуры актуальна задача демифологизация массового сознания:

· обеспечение широкого доступа к политической информации о политических событиях, лидерах и т.д. Считается, что сегодня лишь 4-5% в России знает правду о ходе реформ и конкретных их результатах;

· необходимо формирование массового политического сознания, пропаганда либерально – демократических ценностей, индивидуальной свободы, чувства собственного достоинства, культивирование в сознании людей новых традиций толерантности и равенства стартовых возможностей.

У каждого народа есть некий политико-культурный генотип, который как бы передается от поколения к поколению и оказывает определяющее воздействие на политические реалии, на взаимоотношения индивида, общества и государства. Политическая культура – явление динамичное, развивающееся, постоянно обогащающееся в своем содержании и формах, чутко реагирующее на все изменения, происходящие в России. С одной стороны – это процесс приспособления старых государственных структур к новым условиям. С другой – новые идеи и подходы внедряются постоянно.

Политическая культура современной России носит переходный характер, ее формирование идет под знаком краха тоталитарной политической системы и распада СССР как единого имперского государства. Политическую культуру России нельзя назвать авторитарно – коллективистской и тем более либерально – демократической. В современной политической культуре можно различить несколько разнородных пластов и элементов в соответствии с критериями:

· многослойность, предусматривающая сочетание традиционно российских элементов (авторитаризм, анархизм, коллективизм, соборность, солидаризм, нигилизм), советских (идеализм, вождизм, уравнительство) и модернистских (индивидуализм, права и свободы человека, рынок, демократия). Основная черта доминирующей политической культуры России – автократия, наличие сильного центра во главе с фигурой самодержца. Московское государство выработало это сущностное ядро российской политической культуры уже в позднее средневековье и в существенных чертах оно сохранилось до наших дней;[114]

· гетерогенность – сосуществование множества этнонациональных, региональных, конфессиональных и иных субкультур;

· фрагментарность – текучесть, неопределенность, разорванность установок и ориентаций;

· конфликтность – отсутствие базового консенсуса, разрыв по нескольким линиям: общество-власть; народ-интеллигенция; прошлое - настоящее - будущее;

· антиномичность – этатизм – анархизм;

· коллективизм – персонализация, консерватизм – радикализм и т.д.

По данным социологических исследований уровень общественной активности российских граждан является низким.[115] Две трети россиян, никогда и не каких формах, не принимали участия в коллективных формах общественной деятельности. При этом в советский период уровень общественной активности тех же самых людей был выше. Возможно, это объясняется тем, что политическая и общественная деятельность в политическом сознании российских граждан не разделяются, а политически активными они считают только профессиональных политиков. Публичные выступления, обращения в суды по общественным проблемам, участие в акциях протеста граждане России используют крайне редко.

Социологические опросы, проведенные ВЦИОМ дают сходные результаты[116]:

· 54% россиян отмечают, что интересуются политикой, 41% с большей или меньшей уверенностью считают, что им это неинтересно;

· 12% россиян имеют свои варианты решения политических проблем государства (среди жителей столиц, лиц с высшим образованием и доходом более 5000 рублей в месяц, доля составляет 17%);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.