Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.1. Сущностная характеристика явления педагогического конфликта




Гносеологический экскурс в историю развития проблемы исследования конфликтов в образовательной сфере показывает, что «от понимания конфликта как естественного (неизбежного) явления отечественная наука пришла к рассмотрению конфликта как способа разрешения противоречий (в том числе и в межличностном взаимодействии), как средства развития личности и коллектива; от негативного восприятия конфликта – до необходимости специального развития противоречий в конструктивный конфликт в ряде случаев» [31. С. 10].

В настоящее время процесс изучения педагогических конфликтов постепенно приобретает целостный, системный характер. Конфликт все чаще рассматривается как закономерное явление в педагогической системе школы. Причем его изучение идет не только с точки зрения деструктивного влияния на результативность педагогического процесса, а в контексте его конструктивного разрешения, способствующего эффективному развитию школьной системы и адекватному педагогическому взаимодействию между ее основными субъектами.

Сущностная характеристика явления педагогического конфликта позволяет раскрыть его внутреннее содержание, обнаруживающееся во внешних формах его проявления.

Природа педагогического конфликта проявляется в обострении педагогических противоречий, которые выражаются в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, требующих своего конструктивного разрешения. Данное столкновение может быть обусловлено отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из субъектов педагогического взаимодействия и различным субъективным пониманием способов их достижения в реальном педагогическом процессе.

В результате происходит нарушение взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений, которые сопровождаются отстаиванием каждым субъектом своей позиции и демонстрацией индивидуального стиля поведения в педагогическом взаимодействии.

Как следствие, наблюдается деформация педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия, что и приводит к возникновению педагогического конфликта.

Педагогический конфликт представляет собой форму проявления назревших и обострившихся педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, обусловленного отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них, нуждающегося в своем конструктивном разрешении для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между ними.

Ведущие признаки педагогического конфликта можно разделить на общие и специфические. К общим признакам педагогического конфликта следует отнести:

– обострение педагогических противоречий как движущей силы возникновения педагогического конфликта;

– наличие конфликтной ситуации между субъектами педагогического взаимодействия;

– «биполярность» [78. С. 16] как источник столкновения субъектов в педагогическом взаимодействии;

– субъект как носитель столкновения в педагогическом взаимодействии;

– наличие инцидента как необходимого повода для начала открытого столкновения между субъектами педагогического взаимодействия;

– активность субъектов, направленная на преодоление педагогического противоречия.

К специфическим признакам педагогического конфликта следует отнести:

– отсутствие взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований между субъектами педагогического взаимодействия и различным субъективным пониманием способов их достижения или реализации;

– нарушение взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений;

– деформация сложившихся педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия;

– отстаивание своей позиции и демонстрация индивидуального стиля поведения субъектами педагогического взаимодействия в процессе открытого столкновения между ними.

Общая динамика педагогических конфликтов проявляется в трех основных стадиях: предконфликтной, поведенческой, постконфликтной.

Предконфликтная стадия отражает начальный этап развития педагогического конфликта, характеризующийся возникновением конфликтной ситуации между противоборствующими субъектами педагогического взаимодействия, еще не перешедших к открытому ведению конфликтных действий.

Поведенческая стадия отражает основной этап в развитии педагогического конфликта, характеризующийся открытым столкновением и противостоянием субъектов педагогического взаимодействия.

Постконфликтная стадия отражает заключительный этап педагогического конфликта, характеризующийся постепенным прекращением конфликтных действий субъектами педагогического взаимодействия.

Функции педагогического конфликта можно разделить на общие и процессуальные. К общим функциям следует отнести функцию диагностики и перестройки содержания и особенностей педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса. Две эти функции органически взаимосвязаны между собой.

Функция диагностики способствует выявлению причин нарушения взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также сферы педагогических отношений между ведущими субъектами педагогического взаимодействия.

Функция перестройки содержания и особенностей педагогического взаимодействия способствует устранению причин нарушения взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений между ведущими субъектами педагогического взаимодействия посредством выработки и реализации конструктивно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия для дальнейшего развития и гармонизации педагогически целесообразных взаимоотношений между ними.

Процессуальные функции педагогического конфликта могут иметь деструктивную, стабилизирующую, конструктивную направленность.

Деструктивная функция педагогического конфликта приводит к разрушению педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия и углублению педагогических противоречий.

Стабилизирующая функция характеризуется устранением отклонения от норм педагогически целесообразных взаимоотношений, поддержанием и закреплением их признаков между ведущими субъектами педагогического взаимодействия.

Конструктивная функция способствует устранению причин нарушения педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия, их гармонизации и дальнейшему конструктивному развитию с учетом образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятия «педагогический конфликт».

2. Перечислите ведущие признаки педагогического конфликта.

3. Раскройте динамику педагогического конфликта.

4. Определите основные функции педагогического конфликта.

Рекомендуемая литература:

1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

2. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с.

4. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.