Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение человека к миру




ПОЗНАНИЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ

Тема VIII. Познание.

Вопросы для повторения.

1. В чем заключается философский подход к проблеме сознания?

2. Какова точка зрения на сознание представителей материалистической и идеалистической философии?

3. Что такое отражение? Как оно проявляется в неживой природе?

4. Что характеризует раздражимость как генетически исходной формы отражения в живой природе?

5. Как связано возникновение и развитие нервной системы и мозга с возникновением и развитием психики?

6. Каким образом труд способствовал выделению человека из мира животных и формированию его сознания?

7. В чем заключается идеальная природа сознания?

8. Почему нельзя отождествлять мышление человека и «мышления» машины?

9. Какую роль в функционировании сознания играет язык?

10. Что такое предметное сознание и самосознание?

 

В предыдущей теме было выяснено, что сознание есть осознанное бытие, выражающее отношение человека к миру. И как осознанное бытие сознание является знанием. В связи с этим возникают вопросы: какова природа знания? как оно зарождается? каковы его формы? как оно функционирует и какую роль играет в жизни общества? Раздел философии, изучающий сущность знания, возможности познания человеком окружающего его мира, источники, пути и методы познавательной деятельности, формы, в которых совершается познавательный процесс, а также социальную функцию результатов познания мира, носит название теории познания или гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание).

Философское решение вопроса о познаваемости мира и его законов исторически менялось, в нем отражался уровень знаний о мире, накопленный частными науками на каждом историческом этапе. Так, неразвитость научного знания в период древнегреческой культуры приводила философов к наивному пониманию познания, а зародившийся в этот же период скептицизм вообще сомневается в возможностях достоверного знания о мире. Активное самоопределение научного знания в эпоху Возрождения и Нового времени стимулирует философский интерес к проблеме познаваемости мира. В этот период преимущественное положение в науке занимают эмпирическое (опытное) естествознание и математика. Увлечение математикой приводило к пониманию познания как процесса сугубо рационального, основанного на мыслительной деятельности, отсюда возникает рационализм (его представители – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Поклонники же опытного естествознания, наоборот, считали единственным источником знания наши ощущения, получаемые в результате чувственного опыта, отсюда формируется эмпиризм, представителем которого были английские философы Ф. Бэкон и Дж. Локк.

Подобная дифференциация элементов познавательной деятельности, отрыв их друг от друга привела к возникновению философского отрицания возможности правильного познания мира – агностицизма (от греч. – непознаваемый). Агностицизм отрицает (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей. Классическими представителями агностицизма были философы XVIII века – англичанин Д. Юм и немец И. Кант. Д. Юм считал, что человек имеет дело только со своими собственными ощущениями, поэтому он ничего не может знать о внешнем мире. И. Кант признавал существование внешнего мира как мира объективного. Но человек знает о мире только то, как он ему является в ощущениях. Каков же мир на самом деле, каковы его законы, его внутренняя сущность - человеку знать не дано.

Первым, кто попытался преодолеть рамки агностицизма, был немецкий философ Гегель. Для Гегеля мир познаваем прежде всего в силу раскрытия внутренних противоречий процесса познания. Но, будучи по своим философским воззрениям представителем объективного идеализма, Гегель считал, что человек познает не объективный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» Абсолютной идеи. Что касается представителей материалистической философии того времени, то они человека рассматривали как пассивно относящееся к миру существо, отсюда познание отождествлялось лишь с созерцанием, а результат познания представляется в итоге мертвым слепком с действительности.

Таким образом, небольшой экскурс в историю гносеологии показывает, что философы при рассмотрении проблем познания практически не затрагивали вопрос, что же является основой познания, т.е. для чего человеку нужно познавать окружающий его мир. В дальнейшем, и прежде всего благодаря научно – техническому прогрессу, стало ясно, что основой познавательной деятельности является практика. Первой философской системой, которая исходила из принципа единства теории и практики, стал диалектический материализм. Его представители считали познание не просто «формой созерцания», а «живым» активным отношением человека к миру, потому что человечество познает мир не ради знания самого по себе, а ради осознанного преобразования мира, которое всегда осуществляется в определенном социокультурном контексте, когда в процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры – новые условия своего существования.

В самом деле, чтобы существовать, человек не только должен производить предметы для удовлетворения своих потребностей, но и ориентироваться в окружающем его мире. Для этого необходимы знания, которые адекватно (соответственно) отражают и воспроизводят действительность. Так как ни один акт своей деятельности человек не может осуществить без определенного минимума знаний, то познавательное отношение к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы отношения человека к миру, его существования в нем.

Практика представляет собой непременную основу познания на любой его ступени. Это значит, что весь процесс познания, начиная с простейших знаний первобытных людей и кончая величайшими достижениями современной науки, развивается на основе общественной практической деятельности, определяется и направляется ее потребностями и успехами. В ходе практической деятельности человек ставит определенные познавательные цели в соответствии с потребностями общественного развития. Познание, вырастая из практики, само направляется на практическое овладение действительностью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действию – такова общая закономерность отношения человека к окружающему миру. И так как результаты познания используются для дальнейшего преобразования действительности, то практика выступает не только как основа, но и как цель познания. Таким образом, практика является началом, исходным пунктом и естественным завершением всякого процесса познания.

В философии проблемы теории познания рассматриваются под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Субъект познания (кто познает) – общественный человек, который в соответствии со своими целями, задачами и возможностями, определяемыми уровнем развития общественно – исторической практики, познает и преобразует окружающий его материальный мир. Объектом же познания (что познается) являются те фрагменты, стороны и отношения объективной реальности, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Сознание субъекта не имеет начально присущего ему содержания; свое содержание оно получает из объективного мира – в этом смысле объект активен по отношению к субъекту. Но и объективная реальность становится объектом познания лишь постольку, поскольку субъект вступает с ней в познавательные отношения, относится к ней активно. Сам же процесс познания включает в себя две ступени – чувственную и логическую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.