Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические нормы и ценности науки




 

Взаимоотношения между людьми в научной, как и в любой другой сфере деятельности, определяются совокупностью этических норм и правил. Возникая и развиваясь вместе с самой наукой, этические нормы сохраняют в себе наиболее существенное, значимое для жизни общества.

Этические нормы представляют собой системное образование, включающее:

1.Ощечеловеческие этические требования. В ходе научных исследований ученые должны следовать общечеловеческой социальной морали, суть которой выражена в тезисе: на благо и прогресс человечества. Долг ученого и гражданина здесь совпадают. Основу долга ученого составляют преданность истине и науке, основу долга гражданина – преданность Родине и человечеству. Важно подчеркнуть, что общечеловеческие нормы, максимы, запреты адаптированы к специфике научной деятельности. Например, нравственной максиме «не укради» в науке соответствует запрет на плагиат, когда человек приписывает себе чужие идеи и результаты исследований.

2. К этическим нормам, утверждающим и защищающим особые ценности науки, относятся:

- бескорыстный поиск истины. Знакомое всем изречение древнегреческого философа Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже» подчеркивает стремление ученого к истине безотносительно различных обстоятельств, а также симпатий и антипатий личности исследователя;

- получение нового знания, обоснованного различными методами, средствами и способами.

Соблюдение вышеназванных требований предполагает наличие соответствующих личностных качеств ученого, который должны обладать: правдивостью, честностью, скромностью, критичностью, самокритичностью, добросовестностью, принципиальностью. Объективность исследования предъявляет к ученому следующие требования: знать объективно-предметную область исследования; показать новизну открытого и разработанного с опорой на предшественников в исследуемой проблеме; обосновать полученные результаты совокупностью доказательств и аргументов; дать информацию, позволяющую обеспечить проведение независимой проверки результатов исследования.

Этические нормы не изложены в каких-то кодексах (подобно кодексу японских самураев, российских офицеров). Они, как правило, передаются от учителя к ученику, и в той или иной форме известны каждому ученому. Между тем в философии и социологии науки предпринимались попытки описания этих норм. Так, в исследованиях английского социолога Р.Мертона выделяется четыре типа норм:

- универсализм (объективность) как исходный принцип научной методологии означает независимость истинности научных утверждений от личности исследователя, его пола, возраста, авторитета и титулов;

- общность, утверждающий отношение к знанию как к всеобщему состоянию, открытость полученных результатов для всего научного сообщества;

- бескорыстность (незаинтересованность), указывающий на то, что в основе мотивации ученого лежит лишь поиск истины, а не получение материальных выгод, завоевание славы. Хотя признание коллег является для ученого высшей наградой;

- организованный скептицизм, предполагающий критическое отношение к знаниям как предшествующих исследователей (несмотря на авторитеты), так и к своим собственным результатам.

Соблюдение вышеназванных норм, правил, требований создает атмосферу доверительных отношений между учеными, без которой развитие науки, ее прогресс невозможны. Ставя перед собой научные цели, ученые должны предвидеть близкие и далекие последствия научных открытий, руководствуясь глубокой по смыслу фразой Ч.Сноу «чаши добра и зла в руках ученых».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.