КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для подготовки к экзамену
Справочные издания 1. Новая философская энциклопедия: в 4-х т.: А-Д / Ин-т философии РАН; науч. ред. М.С. Ковалева. – М.: Мысль, 2000. – 723 с. 2. Русская философия. Словарь. Под общ. ред. М.А. Маслина. – М., 1995. 3. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991. 4. Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов –на-Дону, 1995. 5. Современный философский словарь. / Под общей ред. В. Е. Кемерова. “Панпринт”, 1998. 6. Философский словарь: под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с. 7. Философский энциклопедический словар ь. – М., 1983, 1997. 8. Философская энциклопедия: в 5-ти т. – М., 1960-1970. Учебные пособия для студентов, изданные в УлГТУ 1. Гильмутдинова, Н.А., Марковцева, О.Ю. Методика подготовки и написания научного реферата, доклада и тезисов по философии. – Ульяновск: УлГТУ, 2005. 2. Методические материалы по спецкурсам кафедры философии. / под ред. проф. Белозерцева В.И., доц. Михайлова В.А. – Ульяновск: УлГТУ, 1994. 3. Методические материалы по спецкурсам кафедры философии. / Составители Т.Н. Брысина, М.П. Волков, Н.А. Гильмутдинова, Г.Ф. Миронов, Т.Ю. Фомина;под ред. д.филос.н. Т.Н. Брысиной. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 55 с. 4. Методические рекомендации и указания к семинарским занятиям по философии. ftp://mmedia.ustu/pub/Library.EUP/pdf/003/EUPpofil.pdf.139.1...157.8.pdf 5. О методике и формах организации олимпиад по философии в техническом вузе / с приложением задач / Составители: Брысина Т.Н., Фомина Т.Ю., Шувалова В.С. – Ульяновск: УлГТУ, 1989. 32 с. 6. Организационно-методические вопросы изучения философии. – Ульяновск: УлГТУ, 1996 7. Формирование философского сознания студентов (методология и методика) / Под ред. В.И. Белозерцева, Н.А. Гильмутдиновой, Т.Ю. Фоминой. – Ульяновск: УлГТУ, 1996. – 48 с.
1. Культура как специфически человеческий способ бытия в мире. Культура как система. 2. Диалектика форм бытия. Соотношение вечного и преходящего, единого и многообразного, материального и духовного, индивидуального и социального в культуре. 3. Взаимосвязь культуры и мировоззрения. 4. Назовите особенности мифологической и религиозной картины мира. 5. Специфика философского способа мышления. Сходства и отличия философии от мифологии и религии. 6. Место и роль философии в системе культуры. 7. Социокультурные предпосылки возникновения и развития античной философии. 8. Космоцентризм как основная черта античной философии. 9. Основные проблемы античной натурфилософии. 10. Учение элеатов о бытии. Раскройте смысл апорий Зенона. 11. Суть античного атомизма, его проявление в науке Нового времени. 12. Новизна и значение проблем, поставленных софистами и Сократом. 13. Проблема отношения идей и вещей в философии Платона. 14. Критика Аристотелем учения Платона. 15. Учение Аристотеля о материи и форме. 16. Принципы средневековой философии. 17. Причины подчинения философии теологической проблематике в эпоху средних веков. 18. Отличие средневекового истолкования Бога, человека и мира от античной трактовки. 19. Этапы развития средневековой философии. 20. Специфика схоластики как формы мыследеятельности. 21. Толкование природы универсалий в номинализме и реализме. 22. Содержание гуманизма как духовной ориентации мыслителей эпохи Возрождения. 23. Основные идеи, характерные философии эпохи Нового времени. Социокультурные предпосылки формирования данной эпохи. 24. Ключевая проблематика философии Ф.Бэкона. 25. Сущность принципа соgitо и учения о врожденных идеях Р.Декарта. 26. Характеристика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). 27. Трансцендентализма Канта. 28. Учение Гегеля: связь метода и предмета философии.
29. Особенности антропологического материализма Л.Фейербаха. 30. Особенности диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. 34. Сущность материалистического понимания истории. 35. Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное сознание", "базис", "надстройка", "формация", «революция". 36. Условия и причины формирования философии современности. 37. Основные проблемы, рассматриваемые в современной философии. Философские школы, возникающие на основе исследования данных проблем. 38. Критерии выделения типов рациональности. 39. Отличия классического и неклассического типов философствования. 40. Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной. 41. Этапы становления и развития русской философии. 42. Особенности философии как метафизики. 43. Проблема бытия как ключевая проблема онтологии. 45. Содержание и основные признаки диалектики и метафизики как типов мышления и методологий деятельности. 46. Исторические формы диалектики. 47. Сущность основных законов материалистической диалектики; механизм их действия. 48. Единство принципов, законов и категорий диалектики. 49. Различие диалектического и метафизического рассмотрения категорий сущности и явления, единичного и общего, необходимости и случайности, причины и следствия, возможности и действительности, формы и содержания. 50. Технократизм как форма проявления метафизического мышления. 51. Основные формы и способы бытия человека в мире. 52. Соотношение понятий ''активность", ''деятельность", "практика". 53. Структура практической деятельности. 54. Основные этапы развития восточной философии. 55. Ведущие школы и направления в истории древнекитайской философии. 56. Ключевые проблемы древнеиндийской философии. 57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции. 58. Аксиология как предметная область философии: основные подходы. 59. Характеристика этических, эстетических и когнитивных ценностей. 60. Место и роль моральных и эстетических категорий в структуре философского знания. Причины их возникновения и условия реализации. 61. Специфика социального познания; предмет и методы социально-философского анализа.
62. Принципы построения моделей общества и человеческой истории. 63. Материалистическое объяснение сути общественной жизни. 64. Общность и отличие социальной философии и философии истории. 65. Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события. 66. Различные концепции, описывающие смысл истории. 67. Единство и многообразие мировой истории. 68. Взаимосвязь и различие форм бытия. 69. Этапы взаимодействия общества и природы. Природная детерминация общественного бытия. 70. Проблема сознания: гносеологическая и онтологическая трактовки. 71. Различия между психикой и сознанием, сознанием и мышлением, мышлением и интуицией. 72. Принципиальное отличие трактовки сознания как отражения и как феномена. 73. Понимание идеального в диалектическом материализме, метафизическом материализме, объективном идеализме, субъективном идеализме. 74. Взаимосвязь языка и сознания в различных философских концепциях. 75. Диалектика индивидуального и общественного сознания. 76. Структуру общественного сознания. 77. Проблематика, составляющая «исследовательское поле» гносеологии. 78. Основные позиции в решении вопроса о познаваемости мира. 79. Структура познавательного отношения. Источники и формы познавательной деятельности. 80. Достоинства и ограниченность рационализма и сенсуализма. 81. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании. 82. Понятие знания. Уровни, виды и формы знания. 83. Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания. 84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации. 85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания. 86. Содержание истины как гносеологической проблемы. 87. Различие классического и неклассического понимания истины. 88. Место и роль эксперимента в науке.
89. Практика как критерий истины и основы познания. 90. Специфика философско-антропологического подхода к человеку. 91. Различные образы и способы описания человека в истории философии. 92. Связь сущности человека и его существования. 93. Экзистенциальность человеческого существования в современной культуре. 94. Гуманистический смысл постановки и осмысления проблемы отчуждения. 95. Опасности фатализма и волюнтаризма в осмыслении собственной жизни. 96. Концепции сущности и происхождения человека. 97. Различие целесообразности и смысла человеческого существования. 98. Новизна в постановке и обсуждении проблемы человека в постклассической философия ХХ века. 99. "Человек в мире" и «мир человека»: методологические аспекты рассмотрения. 100. Человек как творение культуры и человек как еетворец. 101. В чем суть кризиса техногенной цивилизации? 102. Предпосылки, истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации. 103. Технический и интеллектуальный гений: проблемы генерирования и воплощения идей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |