Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для подготовки к экзамену




Справочные издания

1. Новая философская энциклопедия: в 4-х т.: А-Д / Ин-т философии РАН; науч. ред. М.С. Ковалева. – М.: Мысль, 2000. – 723 с.

2. Русская философия. Словарь. Под общ. ред. М.А. Маслина. – М., 1995.

3. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

4. Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов –на-Дону, 1995.

5. Современный философский словарь. / Под общей ред. В. Е. Кемерова. “Панпринт”, 1998.

6. Философский словарь: под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

7. Философский энциклопедический словар ь. – М., 1983, 1997.

8. Философская энциклопедия: в 5-ти т. – М., 1960-1970.

Учебные пособия для студентов, изданные в УлГТУ

1. Гильмутдинова, Н.А., Марковцева, О.Ю. Методика подготовки и написания научного реферата, доклада и тезисов по философии. – Ульяновск: УлГТУ, 2005.

2. Методические материалы по спецкурсам кафедры философии. / под ред. проф. Белозерцева В.И., доц. Михайлова В.А. – Ульяновск: УлГТУ, 1994.

3. Методические материалы по спецкурсам кафедры философии. / Составители Т.Н. Брысина, М.П. Волков, Н.А. Гильмутдинова, Г.Ф. Миронов, Т.Ю. Фомина;под ред. д.филос.н. Т.Н. Брысиной. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 55 с.

4. Методические рекомендации и указания к семинарским занятиям по философии. ftp://mmedia.ustu/pub/Library.EUP/pdf/003/EUPpofil.pdf.139.1...157.8.pdf

5. О методике и формах организации олимпиад по философии в техническом вузе / с приложением задач / Составители: Брысина Т.Н., Фомина Т.Ю., Шувалова В.С. – Ульяновск: УлГТУ, 1989. 32 с.

6. Организационно-методические вопросы изучения философии. – Ульяновск: УлГТУ, 1996

7. Формирование философского сознания студентов (методология и методика) / Под ред. В.И. Белозерцева, Н.А. Гильмутдиновой, Т.Ю. Фоминой. – Ульяновск: УлГТУ, 1996. – 48 с.


 

1. Культура как специфически человеческий способ бытия в мире. Культура как система.

2. Диалектика форм бытия. Соотношение вечного и преходящего, единого и многообразного, материального и духовного, индивидуального и социального в культуре.

3. Взаимосвязь культуры и мировоззрения.

4. Назовите особенности мифологической и религиозной картины мира.

5. Специфика философского способа мышления. Сходства и отличия философии от мифологии и религии.

6. Место и роль философии в системе культуры.

7. Социокультурные предпосылки возникновения и развития античной философии.

8. Космоцентризм как основная черта античной философии.

9. Основные проблемы античной натурфилософии.

10. Учение элеатов о бытии. Раскройте смысл апорий Зенона.

11. Суть античного атомизма, его проявление в науке Нового времени.

12. Новизна и значение проблем, поставленных софистами и Сократом.

13. Проблема отношения идей и вещей в философии Платона.

14. Критика Аристотелем учения Платона.

15. Учение Аристотеля о материи и форме.

16. Принципы средневековой философии.

17. Причины подчинения философии теологической проблематике в эпоху средних веков.

18. Отличие средневекового истолкования Бога, человека и мира от античной трактовки.

19. Этапы развития средневековой философии.

20. Специфика схоластики как формы мыследеятельности.

21. Толкование природы универсалий в номинализме и реализме.

22. Содержание гуманизма как духовной ориентации мыслителей эпохи Возрождения.

23. Основные идеи, характерные философии эпохи Нового времени. Социокультурные предпосылки формирования данной эпохи.

24. Ключевая проблематика философии Ф.Бэкона.

25. Сущность принципа соgitо и учения о врожденных идеях Р.Декарта.

26. Характеристика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

27. Трансцендентализма Канта.

28. Учение Гегеля: связь метода и предмета философии.

29. Особенности антропологического материализма Л.Фейербаха.

30. Особенности диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.

34. Сущность материалистического понимания истории.

35. Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное сознание", "базис", "надстройка", "формация", «революция".

36. Условия и причины формирования философии современности.

37. Основные проблемы, рассматриваемые в современной философии. Философские школы, возникающие на основе исследования данных проблем.

38. Критерии выделения типов рациональности.

39. Отличия классического и неклассического типов философствования.

40. Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной.

41. Этапы становления и развития русской философии.

42. Особенности философии как метафизики.

43. Проблема бытия как ключевая проблема онтологии.

45. Содержание и основные признаки диалектики и метафизики как типов мышления и методологий деятельности.

46. Исторические формы диалектики.

47. Сущность основных законов материалистической диалектики; механизм их действия.

48. Единство принципов, законов и категорий диалектики.

49. Различие диалектического и метафизического рассмотрения категорий сущности и явления, единичного и общего, необходимости и случайности, причины и следствия, возможности и действительности, формы и содержания.

50. Технократизм как форма проявления метафизического мышления.

51. Основные формы и способы бытия человека в мире.

52. Соотношение понятий ''активность", ''деятельность", "практика".

53. Структура практической деятельности.

54. Основные этапы развития восточной философии.

55. Ведущие школы и направления в истории древнекитайской философии.

56. Ключевые проблемы древнеиндийской философии.

57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции.

58. Аксиология как предметная область философии: основные подходы.

59. Характеристика этических, эстетических и когнитивных ценностей.

60. Место и роль моральных и эстетических категорий в структуре философского знания. Причины их возникновения и условия реализации.

61. Специфика социального познания; предмет и методы социально-философского анализа.

62. Принципы построения моделей общества и человеческой истории.

63. Материалистическое объяснение сути общественной жизни.

64. Общность и отличие социальной философии и философии истории.

65. Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события.

66. Различные концепции, описывающие смысл истории.

67. Единство и многообразие мировой истории.

68. Взаимосвязь и различие форм бытия.

69. Этапы взаимодействия общества и природы. Природная детерминация общественного бытия.

70. Проблема сознания: гносеологическая и онтологическая трактовки.

71. Различия между психикой и сознанием, сознанием и мышлением, мышлением и интуицией.

72. Принципиальное отличие трактовки сознания как отражения и как феномена.

73. Понимание идеального в диалектическом материализме, метафизическом материализме, объективном идеализме, субъективном идеализме.

74. Взаимосвязь языка и сознания в различных философских концепциях.

75. Диалектика индивидуального и общественного сознания.

76. Структуру общественного сознания.

77. Проблематика, составляющая «исследовательское поле» гносеологии.

78. Основные позиции в решении вопроса о познаваемости мира.

79. Структура познавательного отношения. Источники и формы познавательной деятельности.

80. Достоинства и ограниченность рационализма и сенсуализма.

81. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.

82. Понятие знания. Уровни, виды и формы знания.

83. Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания.

84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации.

85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.

86. Содержание истины как гносеологической проблемы.

87. Различие классического и неклассического понимания истины.

88. Место и роль эксперимента в науке.

89. Практика как критерий истины и основы познания.

90. Специфика философско-антропологического подхода к человеку.

91. Различные образы и способы описания человека в истории философии.

92. Связь сущности человека и его существования.

93. Экзистенциальность человеческого существования в современной культуре.

94. Гуманистический смысл постановки и осмысления проблемы отчуждения.

95. Опасности фатализма и волюнтаризма в осмыслении собственной жизни.

96. Концепции сущности и происхождения человека.

97. Различие целесообразности и смысла человеческого существования.

98. Новизна в постановке и обсуждении проблемы человека в постклассической философия ХХ века.

99. "Человек в мире" и «мир человека»: методологические аспекты рассмотрения.

100. Человек как творение культуры и человек как еетворец.

101. В чем суть кризиса техногенной цивилизации?

102. Предпосылки, истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации.

103. Технический и интеллектуальный гений: проблемы генерирования и воплощения идей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.