Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие первое. 1. «Логика вопросов и ответов»




1. «Логика вопросов и ответов». Поиск конечного основания.

2. Бытие как проблема метафизики.

3. Связь умозрения и онтологии.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

Парменид. О природе. [Путь Истины] / Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М., 1989. – С. 295-297.

Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: в 4 тт. – Т. 1.– Книга 1. Гл. 2, 3. – С. 67-73, Гл. 5. – С. 76-79; Книга 4. Гл. 1. – С. 119.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Бытие и время. – М., 1993. – С. 332-333.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х томах. – Т. 1. Раздел 1. Статьи: Платон, Гуссерль, Бердяев.

Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М: МГУ, 1986.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Отдел первый. Философия / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 20, Параграфы 3- 4

 

1. «Логика вопросов и ответов». Поиск конечного основания.

К выяснению существа философии в качестве метафизики можно (а с методической точки зрения и нужно) подойти, опираясь на специфически человеческую форму выяснения отношения человека к миру. Суть данного отношения заключается в том, что человек задает вопросы самому себе о мире, обществе, Боге, человеке в надежде получить ответы, касающиеся как нас самих (спрашивающих), так и о том, о чем мы спрашиваем. Поэтому философскому осмыслению подлежит факт нашей вопрошаемости. Этот факт становится «первоначальным» в наших рассуждениях о нас и нашем отношении к миру. Попытайтесь при этом осмыслить природу человеческой вопрошаемости (в силу каких причин и обстоятельств мы вынуждены спрашивать); какие вопросы мы чаще всего задаем и насколько корректно они сформулированы; что, в конечном счете, мы выясняем, если удается получить удовлетворительные с нашей точки зрения ответы; какова прагматическая направленность получения ответов?

Признавая факт человеческой вопрошаемости, мы неизбежно сталкиваемся с другим фактом – с реализуемой человеком возможностью бесконечного задавания вопросов и многовариантностью ответов на них. Так складывается «логика вопросов и ответов», в которую мы с необходимостью попадаем, когда начинаем искать ответы. Другими словами, образуется особая взаимосвязь и взаимозависимость вопросов и ответов, где ответ порождает новый вопрос, который, в свою очередь, стимулирует поиск нового ответа. Бесконечность «логики вопросов и ответов» приостанавливается утвердительным ответом – признанием предельной реальности, о которой вообще можно спрашивать и относительно которой можно строить объяснительные схемы, вести рассуждения о проявлениях этой реальности, приводить их в некоторую связь между собой и т. д. Далее следует рассмотреть вопросы о том, как эта реальность мыслилась, трактовалась и какие определения ей давались. Логическая схема получения таких определений была достаточно проста: воспринимаемое в опыте и представляемое мышлением многообразие явлений действительности (каждое из явлений было зафиксировано в языково-символической форме) и многомерность их связей (такие связи также фиксировались в тех или иных языковых формах) наводило на вопросы о том, что же обеспечивает само это множество и почему, несмотря на такое очевидное разнообразие, мы, люди, воспринимаем окружающую нас действительность как нечто целое, упорядоченное, так или иначе организованное. Ответ на поставленные вопросы заключается в предположении о существовании чего-то общего для всех разнообразных явлений, что в мышлении представлялось в виде исходного пункта рассуждений, а в разных философских учениях именовалось по-своему (первоначало, первопричина, сущность, субстанция, экзистенция и др.). Однако независимо от того, как это нечто называлось и описывалось, единым его качеством выступало то, что оно есть всегда и в этом его отличие от существования отдельных, единичных явлений, которые могут исчезать, разрушаться и (или) возникать вновь. Вот это существование предельной реальности в качестве «есть всегда» фиксируется специальным философским термином – бытие.

Данный ход в осмыслении бытия мы встречаем при знакомстве с историко-философской мыслью. В рекомендованной для чтения литературе Вы найдете различные определения бытия, однако во всех философских концепциях вопрос об определении бытия являлся практически основополагающим. Как только было осознано, что в каждом вопросе содержится (в явном или скрытом виде) утверждение о существовании некой реальности, о которой спрашивается, а также о «существовании» предельной реальности, о которой допустимо спрашивать, тогда и появилась философия в форме метафизики. Она становится «учением» о предельной реальности как бытии и его познании.

Задание 1. Проиллюстрируйте на конкретном материале работу «логики вопросов и ответов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.