Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема IX




ТЕСТЫ

 

I. Укажите верное положение:

1. человек и его поведение определяются биологическими законами;

2. человек – социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

3. решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты;

4. человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние биологические факторы;

5. поведение человека полностью предопределено его генотипом.

II. Укажите марксистское понимание сущности человека:

1. сущность человека – совокупность наследственных задатков;

2. сущность человека заключается в способности создавать орудия труда;

3. сущность человека состоит в совокупности всех общественных отношений;

4. сущность человека – в его способности к обучению;

5. сущность человека заключается в наличии сознания и свободной воли.

III. Какое философское учение провозгласило, что человеческое существование предшествует сущности?

1. фрейдизм;

2. философия жизни;

3. аналитическая философия;

4. экзистенциализм;

5. прагматизм.

IV. Как называется утрата человеком части своих сущностных характеристик, приводящая к чувству бессилия, ощущению одиночества, разрушению своего «Я»?

1. деятельность;

2. отчуждение;

3. подчинение;

4. анархия;

5. идентификация.

V. Как понимает смысл жизни В. Соловьев: «Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача человека; ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему и всесильному. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется»?

1. смысл жизни задается самим человеком как самоутверждение;

2. смысл жизни придает внешний авторитет, поэтому удел человека – страдательная покорность;

3. жизнь бессмысленна, удел человека – самоубийство;

4. смысл жизни – в стремлении к удовольствиям и счастью;

5. нравственный смысл жизни первоначально окончательно определяется добром.

VI. Время обретения себя – это…

1. процесс рождения человека;

2. период обучения, овладения знаниями о мире и о себе;

3. нахождение своего Я в Другом;

4. открытие себя в старости, накануне смерти;

5. каждый акт жизни есть самообретение.


СЛОВАРЬ

 

Анархизм (от греч. Anarchia – безвластие) – учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает.

Антропология (от греч. Anthropos – человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину, сколько философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, в связи с учетом развития других наук, привели к возникновению целого ряда областей антропологии: социальной, культурной, педагогической, теологической и др.

Волюнтаризм (от лат. Voluntas – воля) – философско-мировоззренческая установка, абсолютизирующая свободу человеческого целеполагания, волеизъявления, и действия рассматривает их как чисто спонтанные, непознаваемые, слепые силы. Субъективистски решает вопрос о роли личности в истории, отрицает объективность исторического процесса.

Гуманизм (от лат. Humanitas) – рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.

Детерминизм (от лат. Determino – определяю) – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм), или только явлений природы (космологический детерминизм), или человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), или общественной среды (социологический детерминизм) и т. п. Детерминизм может перейти в фатализм. Противоположность – индетерминизм. Жизненный мир (Lebenswelt) – понятие в философии Э. Гуссерля, обозначающее мир в его значимости для человека, конкретно-историческую основу взаимосогласованного опыта, универсум анонимно складывающихся первоначальных очевидностей, априорных по отношению к логико-теоретическим схематизациям природы, культуры, жизни.

Идентификация (от лат. Idem – тот же самый и facere – делать) – уподобление, самоотождествление индивида с другим человеком, группой, образцом.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержание целей (программ) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных социальных отношений.

Императив – требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив – общезначимое нравственное предписание, выражающее долженствование в противоположность личному принципу (максиме).

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуализм – такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека (в широком смысле – также и жизнь отдельной особо ценной группы, например, семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом.

Индивидуальность – 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; 2) в отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность имеет идеальный ценностный характер.

Индивидуум – человек как самостоятельное, наделенное разумом существо (см. также Я), Которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.

Интерес – основная причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их поведение.

Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) – терминологически вполне различимы, но они употребляются иногда как синонимы.

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, культуры.

Модус (от лат. modus – мера, способ) – способ существования, вид и характер бытия или события.

Натурализм (от лат. natura – природа) – философская позиция, отождествляющая все сущее с природой и исключающая из теоретического объяснения все сверхъестественное. Человек и культура рассматриваются как часть природного порядка и продукты естественной эволюции.

Поступок – всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений).

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

Самосознание – осознание, оценка единства и специфичности «Я» как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).

Самость – согласно Хайдеггеру, бытие Я (само-бытие), то есть такое сущее, которое может сказать «Я».

Событие – сосуществование, бытие совместно с другими; «поскольку все существует в мире (Бытие-в-мире), мир – всегда тот мир, который я разделяю с другими. Мир существования есть сомир» (Хайдеггер).

Социальный (от лат. socialis – общий, общественный) – название всего межчеловеческого, то есть всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный характер. Противоположность – асоциальный.

Социобиология – направление в изучении проблемы человека, ставящее своей целью осуществить синтез естественных и общественных наук на основе и исследования эволюционно-биологических предпосылок социального поведения человека.

Социологизм – философско-социологическая концепция, утверждающая первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении человека и его среды.

Судьба – предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т. д.

Сущность – то, что составляет суть вещи, совокупность ее качественных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего.

Существование (от лат. ex(s)isto – существую) – внешнее бытие вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. В «философии существования» (экзистенциализм) существование соотносится с транценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Конечность, смертность существования – не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Природа существования выявляется в пограничных ситуациях (страдание, страх, тревога, вина и т. п.).

Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия, идеи.

Фатализм (от лат. fatalis – определенный судьбой) – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому, все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Характер (от греч. character – отличительная черта, признак) – особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума.

Цивилизация – социально-историческая целостность, объединяемая единым для ее представителей способом отношения человека к миру, общими оценками смысла деятельности, которые выливаются в единые ориентации и ценности.

Эвристика (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – искусство изобретения; руководства к тому, как методическим путем находить новое (иное).

ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

1. Понятие цивилизации. Типология цивилизаций. Суть кризиса техногенной цивилизации. Состояние бытия человека в условиях современного информационно-техногенного мира.

2. Предпосылки, истоки и тенденции становящейся антропогенной цивилизации.

3. Философия в мире человека и ее роль в обосновании перспектив человечества.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

Мир философии. Книга для чтения. – Ч. 2. – С. 546-571.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гл. IX / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.– 2-е изд. – Т. 21.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизации / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. – 1991. – №3.

Кефели И. Культура и цивилизация. Человек в контексте культуры / И. Кефели // Социально-политический журнал. – 1995. – №4.

Маклюен М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека / М. Маклюен. – М., 2003.

Мотрошилова Н. В. Возникновение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991. – С. 18-37.

Мунтян М. и др. К вопросу о контурах нового мира (цивилизации) / М. Мунтян // Кентавр. – 1995. – №2.

Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М., 1985. – Гл. 6-9.

Силин А. Стабильна ли наша цивилизация? / А. Силин // Свободная мысль. – 1995. – №5.

«Столкновение цивилизаций». Перспективы и альтернативы // ОНС. – 1995. – №4.

 

В ходе семинарского занятия следует выявить основные черты, проблемы и противоречия современного цивилизационного процесса; вскрыть ведущие тенденции, определяющие становление нового типа цивилизации; понять роль философии в формировании образа будущего и в обосновании его ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.