Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На учебное пособие для практической аудиторной работы учащихся по дисциплине «Психология», подготовленное преподавателем психологии Ярославцевой Л.И




 

 

Часть III «Медицинская психология» является составной частью пособия для практической аудиторной работы учащихся по дисциплине «Психология»по специальностям 060104 Медико-профилактическое дело, 060109 Сестринское дело и 060110 Лабораторная диагностика. рассчитана на 26 часов аудиторных занятий.

В части III обобщены и синтезированы в логически завершенную систему методические и дидактические материалы по основам медицинской психологии. Пособие в целом, также как и данная его часть, предназначено для повышения качества обучения и эффективности организации учебной деятельности студентов, что в частности достигается за счет использования наглядности в виде иллюстраций, схем и таблиц.

Пособие может использоваться в активных формам самостоятельной деятельности учащихся, как в аудитории, так и во время внеаудиторной работы, т.к. имеет свой электронный аналог в медиатеке колледжа.

Часть III учебного пособия соответствует требованиям, предъявляемым к его оформлению и содержанию. Прошла успешную апробацию на занятиях по психологии и рекомендуется для дальнейшего использования в учебном процессе на соответствующих специальностях.

 

 

Рецензент: / О.Ю. Тюльпанова

главный методист

КМФК

 

 

Содержание.

Стр.

 

Введение. 5

 

Выписки из рабочих программ 6

 

Методические разработки практических занятий по темам:

 

1. Социопсихосоматика здоровья. 8

2. Профессиональные качества медицинского работника. 11

3. Профессиональные качества медицинского работника. 16

4. Общение с пациентом. 28

5. Психология проведения сестринских манипуляций. 40

6. Внутренняя картина болезни. 42

7. Психологически сложные ситуации в медицине. 60

8. Психогении и ятрогении. 64

9. Психогении и ятрогении. 44

10. Медицинская психология (семинар). 71

11. Психопрофилактика болезней. 73

12. Тяжелые, неизлечимые заболевания и смерть. 87

13. Итоговое занятие. 92

Рекомендуемая литература. 94

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемое учебное пособие представляет собой подробные методические разработки практических занятий, в которых обобщен многолетний опыт разработки и апробации программы курса психологии на базе Красноярского медико-фармацевтического колледжа.

Пособие стоит из трех логически связанных частей: часть I - «Общая психология», часть II - «Социальная психология», часть III - «Медицинская психология». В трех частях последовательно излагается содержание учебного курса по дисциплине «Психология» для специальностей 060104 Медико-профилактическое дело, 060109 Сестринское дело и 060110 Лабораторная диагностика. Материал изложен таким образом, что каждая из частей учебного пособия может использоваться автономно.

При подготовке данного учебного пособия авторы руководствовались стремлением сделать курс наиболее адаптивным к условиям реального учебного процесса.

Данное учебное пособие включает в себя методические разработки практических и семинарских занятий для студентов с приложением практических заданий, психологических задач, психотехнических игр и психодиагностических методик, которые позволяют сформировать навыки анализа глубже понять и теоретического материала, глубже понять тему и анализировать психологические особенности самих учащихся и окружающих их людей.

Учебный материал структурирован таким образом, что каждая тема может быть изложена в течение одного или двух занятий. Занятия включают блоки – контроля и закрепления пройденного теоретического материала; углубленного изучения материала темы; практической самостоятельной работы учащихся в различных формах; в зависимости от целей занятия – проведение и анализ результатов психологического тестирования; подведение итогов.

Настоящее учебное пособие также используется и в качестве дополнительного источника учебной информации, расширяющего и углубляющего лекционный материал, а также для самообразования студентов.

 

 

Особенности содержания части III- «Медицинская психология».

 

Основные задачи части III – качественное методическое оснащение практических занятий для учащихся, обеспечение усвоения основ теоретических знаний по базовым темам раздела, усвоения категориального аппарата медицинской психологии и формирования основы психологического стиля мышления учащихся, обеспечение условий для выработки навыков применять полученные знания на практике.

Изучение основ медицинской психологии позволит медицинскому работнику глубже понимать психологию больного, находить более тесный контакт с ним, снизить число профессиональных ошибок, ятрогений и конфликтных ситуаций. Понимание того, что качество медицинского окружения существенно сказывается на лечении заболевания и на эффективности терапии, позволит создать вокруг пациента благоприятную психотерапевтическую среду и проводить необходимую работу с близкими пациента. Медицинская психология, помимо специальных знаний дает возможность и самопознания.

 

 


Выписка из рабочей программы по специальности «Сестринское дело»:

 

Изучив материал темы, студенты должны приобрести:

Представления о:

Медицинской психологии, ее предмете, задачах, отраслях, методах.

Основах психосоматики.

Профессиональном развитии специалиста, понятиях «идеальный врач», «идеальный пациент».

Взаимоотношениях медработника и пациента, психологической поддержке пациента.

Особенностях общения медработника и пациента.

Психологически сложных ситуациях в медицинской практике.

Общем доброжелательном настрое медперсонала, терпимости и готовности помочь пациентам.

Психогигиене, психопрофилактике, психотерапии.

Психологических особенностях переживания тяжелых, неизлечимых заболеваний и смерти.

Значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний.

Знания о:

1. Здоровье, его составляющие: телесная, психическая, социальная.

2. Критериях психического здоровья.

3. Особенностях личности среднего медработника, классификации типов медработников по И. Харди.

4. Общих правилах общения с пациентом, общении в сложных конфликтных ситуациях.

5. Внутренней картине болезни, факторах ее определяющих, типах отношения к болезни.

6. Коммуникативной компетентность медработника. Психологической поддержке пациента.

7. Психологии проведения сестринских манипуляций.

8. Психогигиене при оказании медицинской помощи.

9. Семейном подходе в медицине.

10. Ятрогениях и причинах их возникновения, ятропатиях и их классификации, соррогениях.

11. Терминальном периоде болезни, психологическом уходе за умирающим.

12. Этапах психического процесса умирания, эвтаназии.

 

Умения:

1. Оперировать основными понятиями медицинской психологии.

2. Применять тестовые методики и проводить их обработку.

3. Исследовать представления о собственной личности.

4. Классифицировать типы медработников среднего звена, анализировать их особенности.

5. Анализировать специфику проведения сестринских манипуляций и психологически сложных ситуаций в медицине.

6. Исследовать и анализировать типы психического реагирования на заболевание по тесту ЛОБИ.

7. Классифицировать ятропатии и ятрогении, анализировать их причины и пути предупреждения.

8. Анализировать специфику общения с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.

9. Анализировать возможности использования вербальных и невербальных средств общения в психотерапевтических целях.

10. Дифференцировать проблемы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии.

11. Использовать полученные знания для разработки психопрофилактических мероприятий.

 

 

Выписка из рабочей программы по специальностям

«Медико-профилактическое дело», «Лабораторная диагностика»:

 

Изучив материал темы, студенты должны приобрести:

Представления о:

Медицинской психологии, ее предмете, задачах, отраслях, методах.

Основах психосоматики.

Профессиональном развитии специалиста, понятиях «идеальный врач», «идеальный пациент».

Взаимоотношениях медработника и пациента, психологической поддержке пациента.

Особенностях общения медработника и пациента.

Психологически сложных ситуациях в медицинской практике.

Общем доброжелательном настрое медперсонала, терпимости и готовности помочь пациентам.

Психигигиене, психопрофилактике, психотерапии.

Психологических особенностях переживания тяжелых, неизлечимых заболеваний и смерти.

Значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний.

Знания о:

Здоровье, его составляющие: телесная, психическая, социальная.

Критериях психического здоровья.

Особенностях личности среднего медработника, классификации типов медработников по И. Харди.

Общих правилах общения с пациентом, общении в сложных конфликтных ситуациях.

Коммуникативной компетентность медработника. Психологической поддержке пациента.

Особенностях переживаниях пациентами страха, тревоги, боли, причинах ухудшения сна, отказа от лечения, их психологических причинах.

Понятиях симуляции, аггравации, диссимуляции.

Психогигиене при оказании медицинской помощи.

Ятрогениях и причинах их возникновения, ятропатиях и их классификации, соррогениях.

Терминальном периоде болезни, психологическом уходе за умирающим.

Этапах психического процесса умирания, эвтаназии.

 

 

Умения:

1. Оперировать основными понятиями медицинской психологии.

2. Применять тестовые методики и проводить их обработку.

3. Исследовать представления о собственной личности.

4. Классифицировать типы медработников среднего звена, анализировать их особенности.

5. Анализировать психологически сложные ситуации в медицине.

6. Классифицировать ятропатии и ятрогении, анализировать их причины и пути предупреждения.

7. Анализировать специфику общения с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.

8. Анализировать возможности использования вербальных и невербальных средств общения в психотерапевтических целях.

9. Дифференцировать проблемы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии.

10. Использовать полученные знания для разработки психопрофилактических мероприятий.

 

Методическая разработка практического занятия для студентов № 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.