Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На тему: «Профессиональные качества медицинского работника»




 

На занятии должны быть усвоены:

Знания:

Моральные, эстетические и интеллектуальные черты личности медработника среднего звена.

Классификация типов медработников по И.Харди. Профессиональное развитие специалиста.

Понятия и содержание понятий «идеальный врач», «идеальный пациент».

Умения:

Классифицировать типы медработников среднего звена, анализировать особенности их деятельности.

План занятия:

Групповая дискуссия.

Вопросы для дискуссии.

Что собой представляют ПВК ? Каковы их группы ? Как они преломляются в профессии медработника ?

Какими качествами в целом должен обладать специалист-медик среднего звена ?

Какие качества входят в психограмму медицинской сестры ?

Каковы моральные черты среднего медицинского работника ? Их значение в профессиональной деятельности ?

Каковы эстетические черты среднего медицинского работника ? Их значение в профессиональной деятельности ?

Каковы интеллектуальные черты среднего медицинского работника ? Их значение в профессиональной деятельности ?

Как вы понимаете феномены профессиональной адаптации и профессиональной деформации специалиста-медика ?

Самостоятельная работа.

Решение и составление ситуационных задач:

1. изучить таблицу «Типология медицинских сестер, учитывающая их личностные особенности и отношение к работе», определить тип медработника, описанный на карточке, составить ситуационную задачу по заданному типу;

2. решить ситуационную задачу по описанию образа «идеального врача» в соответствии с заданными характеристиками пациента (приложение 2), используя методический материал для самостоятельной работы.

Итоговая оценка за работу на занятии выставляется за участие в групповой дискуссии на тему «Профессионально важные качества среднего медицинского работника» и решение ситуационных задач.

Домашнее задание.

Чтение конспекта лекции «Профессиональные качества медицинского работника».

 


Таблица

Типология медицинских сестер, учитывающая их личностные особенности и отношение к работе

(И.Харди, «Врач, сестра, больной», 1988).

Тип Характеристика типа (по Н.Д. Лакосиной) Характеристика типа (по А.М. Спринц )
Сестра-рутинер (или практический тип) Отличается точностью и строгостью в выполнении своих обязанностей, но упускает из виду самого больного. Механическое выполнение своих функций может привести к парадоксальной ситуации, например, когда сестра будит спящего больного, чтобы дать ему снотворное.   Основные свойства - аккурат­ность и педантичность. Они ничего не пропустят и ничего не забудут, хотя обязанности их большей частью несложны (раздача лекарств, организация кормления, заполнение вся­кого рода документов). Отрицательное качество: превраще­ние педантизма в догму (способны разбудить дремлющего больного, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное). К такого рода типу принадлежат люди большей частью с пе­дантичной или психастенической акцентуациями личности. В стационарах больше всего подходят таким лю­дям обязанности постовой медсестры, независимо от профи­ля учреждения. Правда, в педиатрии им работать труднее, и они оцениваются хуже, так как педантизм предполагает не­которую эмоциональную холодность.
Артистический тип (по другому опреде­лению: «играющая заученную роль») Характеризуется стремлением подражать кому-либо и играть заученную роль. Такая медсестра стремится произвести впечатление на больного, выступая в роли благодетельницы или наставницы, подчеркивая свою значимость или бескорыстие. Неискренность поведения часто обнаруживается больными, что может затруднять формирование доверия. Это личность истери­ческого типа, показывающая крайнюю заботливость, чрез­мерную значимость и чрезмерную занятость, иногда — край­нее утомление. Разоблачение «заученной роли» может привести к конфликтам как с коллегами, так и с пациентами. Медсестрам такого типа работа в лечебно-диагностических учреждениях не весьма показана, однако, если артистизм не сочетается с недобросовестностью, более предпочтительна их работа среди детей и подростков или среди лиц старческого возраста.
Нервный тип Проявляется раздражительностью, частой усталостью, ощущением, что ее труды не оценят окружающие. Эмоциональное напряжение сестры передается пациентам, которые также чувствуют себя неспокойно, опасаются обращаться с какими-либо просьбами, в том числе имеющими значение для успешности лечебно-диагностического процесса. Нередко в таких случаях у медсестры обнаруживается невротическое состояние или психопатические черты личности. У некоторых медицинских сестер с патологическими чертами характера может возникнуть зависимость от лекарств (токсикомания), к которым она прибегает, пытаясь справиться со своим состоянием. Такие люди «горят на рабо­те»; они взвинчены, суетливы, могут быть хаотичны и несо­бранны, но всегда охвачены желанием сделать все и как можно лучше, хотя легко утомляемы. Типы акцентуаций у таких медсестер: эмоционально-неустойчивая, тревожная, астено-невротическая. Таким лицам совершенно противопо­казана работа в хирургии, а на месте они там, где работа от­носительно несложная и круг обязанностей ограничен, на­пример, на участке или в лабораториях.  
Тип Характеристика типа (по Н.Д. Лакосиной) Характеристика типа (по А.М. Спринц )
Мужеподобный тип (по другому определе­нию - с мужеподобной сильной психикой). Характеризуется крупным телосложением, решительностью, энергичностью, самоуверенностью, бескомпромиссностью. Больные трактуют ее поведение как «солдафонское». При высоком интеллекте и хорошем образовании она может стать прекрасным организатором, выполняя роль старшей медицинской сестры, успешно воспитывать и обучать молодых медсестер. В неблагоприятных обстоятельствах при невысоком интеллекте и примитивности личности такие сестры бывают негибкими, прямолинейными, нередко агрессивными и деспотичными по отношению к пациентам.   Главная черта - властность, стремление к подчинению своей воле коллег и пациентов. Положительные черты: способность поддержи­вать порядок в отделении и дисциплину в палатах. Отрица­тельная черта — тенденция к конфликтному. Эти личности с гипертимными, эпилептоидными, реже с застревающими и паранойяльными акцентуациями и весьма часто — с атлети­ческим типом телосложения. Они часто занимают должности старших медсестер отделений или главных медсестер меди­цинских учреждений. Они на месте в учреждениях такого про­филя, где тенденции к нарушению дисциплины пациентами весьма заметны, например, в наркологических учреждениях или в стационарах для больных туберкулезом. Им категорически противопоказана работа в детских учреждени­ях или с больными неврозами.
Материнский тип Медицинской сестры характеризуется пикническим телосложением, душевностью и заботливостью.   Этот тип противопо­ложен мужеподобному. Главные черты: способность к состра­данию, жалостливость, участливость, способность утешить. Основная слабость: возможность возникновения ситуации вседозволенности в палатах и отделении в целом. Это лично­сти с эмотивным типом акцентуации, иногда дистимическим или циклоидным; телосложение их часто пикническое. Та­ким лицам категорически противопоказана работа в нарко­логии, а больше всего показана работа с детьми.
Сестры-специалисты Работающие, например, на электрокардиографе или электроэнцефалографе, обычно преданы своей профессии и иногда испытывают чувство превосходства над медсестрами, работающими в отделении Главная положительная чер­та - высочайший профессионализм, отменное владение самыми сложными манипуляциями. Отрицательная черта — иногда проявляемое в отношениях с коллегами высокоме­рие. Какой-либо предпочтительной акцентуации не отмеча­ется, медсестрам такого типа больше всего подходит работа в хирургии, в процедурной: в кабинетах, где осуществляются какие-то сложные «рукотворные» исследования, например эндоскопические. Вряд ли целесообразно использовать таких медсестер в качестве постовых или участковых.

Дидактический материал для самостоятельной работы студентов



по теме

«Идеальный врач».

Ведущая роль во взаимоотношениях врача и больного, как свидетельствует многочисленная работы, посвященная изучению данной проблемы, имеют личностные и характерологические качества, определяющие их поведение, мотивации деятельности врача, ожидания пациента.

Обращение больного к врачу обусловлено стремлением получить качественную медицинскую помощь. При выборе врача он имеет определенную свободу и опирается при этом на представления об идеальном враче, сведения о конкретном враче, полученные из различных источников, профессиональный статус врача.

В понятие «идеального врача» входят следующие характеристики:

o половозрастные

o характерологические

o личностные особенности

o стиль межличностного взаимодействия

o квалифицированность

Факторы, которые влияют на взаимодействие врача и пациента.

Известный французский психоаналитик Ж.Лакан выделил 5 характеристик врача, влияющие на выбор его пациентом и взаимоотношение между врачом и пациентом:

1. пол

2. возраст

3. национальность

4. вера

5. сексуальная ориентация

Чаще всего «идеальный врач» для пациента- это врач старше его по возрасту, одного с ним пола и одной сексуальной ориентации. Факторы национальности в вероисповедании имеют меньшее значение. Наиболее существенными же являются не данные, а личностные и характерологические особенности врача.

Полособенно значим в сексологической, урологической, кожно-венерологической, проктологической и других медицинских областях, взаимодействие между врачом и пациентом в которых связано с высоким уровнем интимности.

Качества «идеального врача» приписываются мужчинам в хирургии, а женщинам в терапии, это объясняется на профессию хирурга черт мужественности (решительность, активность и т.п.), а на профессию терапевта черт женственности (эмпатия, бережность и т.п.).

Возрастиграет роль в таких областях, как психиатрия, неврология, хирургия, т.к. эти области предполагают способность к тщательному анализу состояния пациента, где решающее значение имеет опытность, знания, практические навыки. Ориентация на возраст во многом трактуется возрастом пациента. Если пациент молодой человек, он не склонен придавать значение возрасту медработника. Если пациент пожилой, он более ориентируется на возраст.

В последнее время в связи с обострением межнациональных отношений, во взаимодействии медработника и пациента становится национальная принадлежность. Значимы качества – национальная терпимость, отсутствие национальных предубеждений. Со стороны пациента отмечается тенденция к выбору врача родственной или близкой национальности, особенно в областях, где требуется более глубокий и межличностный контакт.

Вероисповеданиев некоторых конфессиях считается нарушением веры обращение к врачу другой национальности.

Сексуальная ориентацияважна с точки зрения налаживания психологического контакта. По литературным данным прослеживается следующая тенденция: гетеросексуалы в параметры «идеального врача» включают параметр сексуальной ориентации, а гомосексуалисты – нет.

Из личностных и характерологических особенностей пациенты отдают предпочтение следующим – уважительность, доброта, внимательность, любовь к профессии, вежливость, душевность.

Наиболее существенны в образе идеального врача способность к эмпатии и стиль общения.

Ориентация пациента на эталон типа врача связана с личным опытом пациента и ориентацией на образ родителя, учителя, др. знакомых людей (т.е. под влиянием механизма трансфера

 

 

Ситуационные задачи на тему «Идеальный врач»

Опишите «идеального врача» с точки зрения пациента, учитывая факторы – пол, возраст, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация и личностные качества мед. работника .Дать обоснование ответа, опираясь на теоретические знания:

 

Вариант 1

 

Описать «идеального врача» с точки зрения пациента, если это :

Мужчина 45 лет, который нуждается в хирургической операции по поводу аденомы предстательной железы. Он придерживается ортодоксальной мусульманской веры, у него традиционная сексуальная ориентация.

 

 

Вариант 2

Описать «идеального врача» с точки зрения пациента, если это :

Молодая девушка 18 лет. У нее психическое заболевание в стадии ремиссии, ей необходимо поддерживающее лечение. Она христианка, глубоко верующий человек. У нее традиционная сексуальная ориентация.

 

Вариант 3

 

Описать «идеального врача» с точки зрения пациента, если это :

Пожилая женщина 70 лет. Она нуждается в консультации гинеколога. Атеистка, не верит в Бога. В течении своей жизни эта женщина имела и гетеросексуальные и гомосексуальные половые связи .

Методическая разработка практического занятия для студентов №3





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2451; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.145.96.122
Генерация страницы за: 0.094 сек.